Библиотека управления

"Кириешки" по оценкам новосибирских потребителей

Центр Аналитических Исследований "СОЦИУМ"

Оглавление


До сих пор не затухают споры по поводу того, какое отношение имеет название уже давно полюбившегося нашему народу продукта – «Кириешек» — к персоне небезызвестного политика. Однозначного ответа пока нет: одни говорят, что самое непосредственное, другие — что никакого, а название является производным от двух слов: «кирять» и «есть». Сам господин Кириенко по этому поводу никаких комментариев не дает.

Не углубляясь в этимологию, расскажем вам о том, какое место, сегмент рынка занимают сегодня «Кириешки» в нашем городе.

Исследование проводилось специалистами Аналитического Центра «СОЦИУМ» для компании «Сибирский берег», производителя этого продукта в Новосибирске.

Всего полтора года назад компания «Сибирский берег», состоящая из 22 человек, начала выпуск первых четырех видов сухариков «Кириешки». Отдельный интерес представляет собой сама изначальная идея, которая до сентября 1999 г. не приходила в голову ни одному сибирскому производителю. В самом деле, соленые сухарики в качестве закуски к пиву время от времени могли готовить лишь в домашних условиях отдельные хозяйки. Но добиться того, чтобы всего за 7 месяцев «Кириешки» превратились в настоящий брэнд, удалось именно «Сибирскому берегу».

Сегодня компанией «Сибирский берег» созданы сотни рабочих мест. Компания располагает собственной пекарней и производственными площадками с уникальным, не имеющим аналогов в России, оборудованием. Его разрабатывают и изготавливают специалисты, работающие в конструкторском и механическом подразделениях «Сибирского берега». Под зарегистрированными товарными знаками компании выпускаются восемь видов сухариков «Кириешки», пять видов сухариков «Взрыв», пять видов орешков «Улет» и четыре вида панировочных сухариков с вкусовыми добавками «Золотая корочка».

Более 40 городов России (от южных областей до Дальнего Востока, включая Урал, Поволжье и Сибирь), Казахстана и Киргизии сегодня — партнеры «Сибирского берега». А в Томске, Усть-Каменогорске, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону действуют филиалы компании.

В ближайших планах компании «Сибирский берег» — выпуск новой продукции, чипсов с многообещающим названием «Тормашки».

Тел./факс: (3832) 77-25-31,

телефоны: 77-24-09, 77-23-51, 77-03-85.

firm@sb.ksn.ru

В ходе исследования были опрошены на первом этапе 349 человек по квотной половозрастной районированной выборке (349 респондентов в возрасте 13 лет и старше). Этот этап дает представление о сегментации спроса на изучаемую продукцию. На втором этапе проводился опрос в целевой выборке потребителей «Кириешек» (407 респондентов). По результатам этого этапа определяются предпочтения потребителей. Опросы проводились по телефону.

Что же удалось выяснить? Прежде всего, необходимо отметить, что материалы исследования в целом демонстрируют весьма широкое распространение «Кириешек» в Новосибирске: 60% опрошенных пробовали «Кириешки» хотя бы один раз, из них 44% (или 33% от всех опрошенных) употребляли «Кириешки» в течение последних двух недель перед опросом.

«Кириешки» в Новосибирске потребляют две трети (65%) мужчин и более половины (56%) женщин (диагр. 1). В то же время в силу того, что женщин среди жителей города больше, женщины в структуре потребителей «Кириешек» численно несколько преобладают (мужчин в составе потребителей 48%, женщин — 52%).

Выявлена была и зависимость потребления «Кириешек» от возраста опрошенных. Теперь, с учетом удельного веса различных возрастных групп в населении, можно утверждать, что более двух третей (70%) потребителей соленых сухариков — это люди в возрасте до 40 лет (диагр. 2).

Что касается зависимости употребления — неупотребления «Кириешек» от уровня дохода, то здесь ситуация сложилась весьма неоднозначно: «Кириешки» любят новосибирцы и с низкими, и с высокими доходами, в то же время было замечено, что в среднедоходных группах объем потребления несколько снижен. Учет удельного веса различных доходных групп в населении показал, что более половины (54%) потребителей «Кириешек» — люди с относительно высоким уровнем дохода, имеющие в месяц от 1 000 до 3 000 рублей на каждого члена семьи.

Диаграмма 1

Сравнительная характеристика потребителей и непотребителей кириешек (пол)

Диаграмма 2

Сравнительная характеристика потребителей и непотребителей кириешек (возраст)

В результатах опроса можно выделить еще и то, что в целевых группах студентов и учащихся, а также служащих ВС, МВД, охранников, предпринимателей и руководителей потребителей «Кириешек» более 80% от числа опрошенных. Максимальную долю — четверть (24%) среди всего массива потребителей «Кириешек» занимают студенты и учащиеся, пятую часть (20%) — специалисты (работники с высшим образованием), на третьем месте — служащие (17%).

Наиболее популярны «Кириешки» в отдаленных и центральных районах Новосибирска (71% и 64% опрошенных в этих районах пробовали сухарики), на территории средней удаленности — 54%.

Помимо традиционного употребления «к пиву» (52% от числа потребителей, а 47% — в структуре потребления), по результатам исследования обнаруживаются достаточно значимые дополнительные варианты: «перекусывание» в перерывах между приемами пищи (38% от числа потребителей, 34% в структуре потребления), а также употребление в качестве еды или добавки к другим блюдам (22% от числа потребителей, 20% в структуре потребления).

Интересно, что для мужчин «Кириешки» служат закуской к пиву чаще, чем для женщин (62% против 44% соответственно), а в качестве еды мужчины используют эти сухарики гораздо реже (9% против 27%). Для женщин же — это и закуска к пиву, и «перекусывание» между приемами пищи: и то и другое для них практически равнозначно (44% и 41% соответственно).

В ходе опроса, проведенного специалистами ЦАИ «СОЦИУМ», обнаружилась еще и сильная зависимость ситуаций употребления «Кириешек» от социально-демографических характеристик опрошенных. Например — от возраста (диагр. 3). Так, для молодежи до 20 лет и для пожилых лиц старше 50 лет «Кириешки» в первую очередь — средство «перекусывания», для потребителей старше 60 лет «Кириешки» почти также часто служат едой. «Под пиво» сухарики потребляют главным образом люди в возрасте от 20 до 40 лет.

Обнаружилась и четкая корреляция употребления «Кириешек» с уровнем дохода. Чем ниже доход, тем чаще «Кириешки» используются как продукт питания («еда»), с ростом дохода резко увеличивается значение «Кириешек» как закуски к пиву. В качестве средства «перекусить» «Кириешки» используют среднедоходные группы (диагр. 4).

Что касается зависимости ситуаций употребления «Кириешек» от социального статуса опрошенных, то здесь можно отметить, что к пиву этот продукт чаще употребляют рабочие, предприниматели, служащие. Реже — пенсионеры. Как к способу «перекусить», к кириешкам чаще прибегают руководители/первые заместители, пенсионеры, домохозяйки, студенты/учащиеся. Реже — безработные. В качестве «еды» «Кириешки» чаще используют безработные и пенсионеры (диагр. 5).

Наиболее популярным и «распробованным» на сегодняшний день вкусом «Кириешек» является вкус бекона. К достаточно популярным и привлекательным вкусам также могут быть отнесены «Кириешки» со вкусом сыра и «пикантные».

Мужчины знакомы с большим количеством вкусов, чем женщины. Выделяются преимущественно женские (грибы, салями, сыр) и преимущественно мужские (креветка, бекон, отчасти чеснок) вкусовые добавки.

Диаграмма 3

Ситуации употребления «Кириешек», возрастной аспект

Диаграмма 4

Ситуации употребления «Кириешек», доходный аспект

Диаграмма 5

Ситуации употребления «Кириешек», статусный аспект

Подавляющее большинство новосибирцев (83% опрошенных) отметили, что их вполне устраивает качество продукции. Около 90% опрошенных устраивает и упаковка.

Таким образом, можно сделать вывод, что «Кириешки» — продукт практически универсальный, любимый чуть ли не всеми жителями Новосибирска, разумеется — из числа тех, кто их когда-либо пробовал.

Пресс-группа Центра Аналитических Исследований «СОЦИУМ»