Библиотека управления

Методика расчета емкости рынка школьной мебели Москвы на 2001 г.

В. Посмыгаев

Введение

Для оценки и анализа того или иного рынка необходимо выбрать основной критерий или группу показателей, если это многофакторный анализ, на основании которых будет сделана оценка.

В качестве примера, в данной статье приведена методика расчета рынка школьной мебели на основе прогноза демографических показателей Москвы на 2001 г.

Методика расчета. Пояснения к блок-схемам

Для того, чтобы определить потенциальную емкость того или иного рынка, необходимо определить целевую аудиторию, потенциальных покупателей того или иного товара.

В данном случае, нас интересует потенциальная аудитория рынка школьной мебели, а именно, вероятное число учащихся 2001 года, точнее — потенциальное число школьных мест в этом году.

Не следует также забывать о том, что помимо строительства новых школ, появления новых школьных мест, существует еще и обновление мебели в уже действующих школах, это так называемый вторичный рынок. Но об этом чуть позже.

Итак, разумно предположить, что критерием строительства школ в том или ином районе Москвы, являются демографически-возрастные показатели населения.

В 2001 г., в Москве ожидается рост численности населения, который составит 8 632 000 чел. (данные «Мосгоркомстата»).

Чтобы определить количество учащихся в 2001 г., примем допущение, что рост числа учащихся, к росту населения останется на общем уровне 2000 года и составит 12%.

Таким образом, количество учащихся в 2001 г. составит: 1 035 840 человек.

Далее. Необходимо принять во внимание, что количество школьных мест не соответствует числу учащихся в Москве. В следствии этого, в Москве введена вторая смена.

Исходя из статистики ввода в эксплуатацию школ, в 2001 году сохранится та же тенденция нехватки школьных мест и в следствии этого, процентное отношение учащихся, посещаемых школу во вторую смену останется на том же уровне.

Тогда, необходимое количество школьных мест в 2001 году составит: 901 181 место или 1589 школ, исходя из среднего показателя количества мест в школе: 567 мест.

По данным «Мосгоркомстата», на конец 2000 г., в Москве насчитывалось 1567 школ разных форм собственности (в том числе 1547 школ «Комитета образования»).

Таким образом, при прогнозе роста населения в 2001 году, в Москве должно быть запланировано строительство 22 новых школ.

Достоверность результатов

Для того, чтобы удостовериться в верности полученных результатов и оценить величину ошибки, воспользуемся прогнозом «Мосгоркомстата», по данным которого, отношение количества мест учащихся к 1 000 человек в 2001 г. составит: 104 места.

Учитывая прогноз того же «Мосгоркомстата», что в Москве ожидается рост численности населения, который составит 8 632 000 чел., легко рассчитать, что в Москве предполагается к введению в эксплуатацию: 1 587 школ, в том числе строительство 20 новых школ.

Сравним результаты вышеизложенной методики расчета, с полученными данными в результате прогноза «Мосгоркомстата». Предполагаемое число школ в 2001 г. — 1587/1589 всего школ, в том числе прогноз строительства новых школ в 2001 г. — 22/20.

Сравнивая предложенную методику расчета с прогнозом «Мосгоркомстата», величина расхождения составляет: 2 школы или принимая прогноз «Мосгоркомстата» за 100% достоверный, величина отклонения составляет: 10%.

В зависимости от точности оценки числа учащихся в 2001 г. «Мосгоркомстатом», этот показатель может отличаться.

Вывод:

Предложенный алгоритм расчета емкости рынка, основанный на демографически-возрастных показателях, применим к использованию.

Расчет емкости рынка школьной мебели

Все последующие вычисления приводятся с целью показать практическое применение вышеизложенной методики на примере расчета емкости рынка школьной мебели.

Продолжим.

Принимая к дальнейшим расчетам максимальный прогноз (22 новых школы) и средний показатель количества мест в школе, получим максимальное количество новых школьных мест в 2001 году, которое составляет: 12 474 места.

Теперь возможно оценить потребность города в школьной мебели.

Вероятный объем закупки

В следствии того, что выбранным нами критерием оценки является показатель — количество школьных мест, приведем все дальнейшие расчеты, к единой размерности.

Исходя из стоимости оснащения мебелью типовой средней школы и среднего количества мест в школе, получим стоимость комплекта мебели из расчета на одно школьное место.

По экспертным оценкам, стоимость комплекта мебели из расчета на одно школьное место, закупаемая для новых школ и стоимость комплекта мебели на замену отличается. Поэтому, в приведенных блок-схемах стоимость комплектов различна.

Следует также учесть, что большинство средних общеобразовательных учреждений, отдают предпочтение мебели на металлокаркасе.

Итак, на основании экспертных оценок, средняя стоимость комплекта школьной мебели из расчета на одно школьное место, составляет: 91 $.

На основании показателей максимального количества школьных мест и средней стоимости комплекта мебели, получаем вероятный объем закупки мебели для новых школ в размере: 1 135 134 ($/год).

Замена мебели или вторичный рынок

Оценка будет неполной, если не учесть так называемый вторичный рынок — замена мебели.

В расчете объема закупки школьной мебели на замену, необходимо использовать следующие показатели:

  • срок амортизации мебели;
  • среднее количество построенных школ в год;
  • среднее число мест в школе;
  • средняя стоимость комплекта мебели при замене
  • и т. д.

Вторичный рынок достаточно сложен для оценки, так как показатели для такого многофакторного анализа, как правило, отличаются от нормативных. Например, реальный срок эксплуатации мебели в школах выше принятых сроков амортизации и не стоит забывать о том, что в школах существует возможность ремонта мебели своими силами.

Кроме того, распределение денежных средств, выделенных на социальные нужды «Комитетом образования» происходит не равномерно по районам, округам и т. д. и при расчетах усредняется.

Поэтому, в первом приближении, допустима оценка на основании следующих данных:

а) всего количество школ в Москве — 1567 школ;

б) среднее количество мест в школе — 567 мест;

в) величина амортизации — 5 % в год;

г) средняя стоимость комплекта мебели на замену из расчета на одно место — 64$.

Данные, указанные в п. в) и г) получены на основании экспертных оценок.

Таким образом, применяя вышеуказанные показатели, возможно определить потенциальный объем закупки мебели для замены, который составил в данном случае: 2 843 136 ($/год).

Потенциальная емкость рынка

Сложив вероятный объем закупки мебели для новых школ с объемом закупки мебели для замены, получим потенциальную емкость рынка школьной мебели в 2001 году, в Москве.

В данном примере, в первом приближении, она составит: 3 978 270 ($/год).

Заключение

1) Итак, мы определили потенциальную емкость рынка школьной мебели на основе предложенной методики расчета, показав на данном примере, возможность ее практического применения.

2) Рассчитав потенциальную емкость этого рынка, как первичного, так и вторичного, Вы сможете составить представление о характере этого рынка, а проводя регулярный мониторинг и о его тенденциях.

3) Получив конкретные значения, пусть даже в первом приближении, Вы можете составить программу действий для своего предприятия, определить какую долю рынка занимает ваше предприятие и предприятия ваших конкурентов.

Рекомендации

В данном примере, в основу расчета легли демографически-возрастные показатели, как основополагающие, именно для этого рынка.

Для каждого рынка существуют свои критерии оценки. Анализируя тот или иной рынок, необходимо разрабатывать методику, максимально близко характеризующую ваш рынок и ваших потенциальных покупателей.

Кратко об авторе

Сферы деятельности:

Бизнес-планирование торговой сети магазинов. Определение и создание ассортиментного ряда. Анализ эффективности торговых направлений. Прогнозирование оборота и окупаемости магазинов. Организация сетевой структуры и структуры управления. Реализация проектов.

Реализованные проекты:

1) Магазин «Детская мебель» (Москва, Проспект Мира, 69);

Проект реализован с «нуля». От создание структуры управления, до запуска магазина и выведение оборота на расчетные показатели.

2) «Домино-мебель» (ТФГ «Партия»)

Бизнес-планирование направления — мебель. Оценка перспектив развития.

Расчет окупаемости и создания розничной сети магазинов. Прогноз и анализ слияния торговых направлений.

3) «Mr. Doors»

Бизнес-планирование направления — мебель. Организация структуры управления. Расчет окупаемости и открытие эксклюзивного салона «Mr. Doors» (Москва, Ленинский, 85).