Новосибирский клуб маркетологов
Центр Аналитических Исследований «СОЦИУМ» (Новосибирск) приступил к реализации нового проекта — созданию в Западно-Сибирском регионе профессионального сообщества, работа которого должна быть основана на взаимодействии всех маркетинговых структур этого края. Клуб маркетологов, о котором идет здесь речь, поставил перед собой вполне реальные, конкретные задачи. Это, видимо, и влечет к нему все новых участников. Основная цель данного сообщества — взаимная поддержка, взаимопомощь маркетологов. Сюда входят: обмен опытом, профессиональной информацией, есть место и для внедрения современных методов комплекса маркетинга.
Первое организационное собрание состоялось 19 октября 2000 г. в присутствии 22 маркетологов из 19 предприятий Новосибирска. С этого времени в еженедельных заседаниях приняли участие 90 специалистов. В составе участников Клуба — маркетологи, менеджеры по маркетингу, начальники маркетинговых отделов, заместители директоров по маркетингу, директора.
Программа развития Клуба
В процессе создания Клуба Центр «СОЦИУМ» постоянно проводит анкетирование маркетологов, что позволяет, с одной стороны, формировать и совершенствовать программу его развития, с другой — получить представление о тех людях, кто практически осуществляет маркетинговые программы.
Ответы на вопрос анкеты о целях и задачах Клуба были в большинстве настолько развернутыми, подробными и компетентными, что после их обобщения и классификации фактически сложилась четкая программа развития маркетологического сообщества как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу.
Мы сгруппировали перечисленные задачи в четыре класса, которые можно рассматривать как этапы развития Клуба.
Этап 1 — «Взаимопомощь». Необходимые материальные ресурсы — временно арендуемое (или предоставляемое на безвозмездной основе) помещение для встреч.
Этап 2 — «Проведение совместных акций». Выполнение разовых проектов, финансируемых в складчину.
Этап 3 — «Институционализация». Требуется регистрация сообщества как общественной организации, аренда постоянного помещения с телефоном, покупка компьютера, оплата деятельности исполнительного директора и/или координатора.
Задачи
Этап 1. Взаимопомощь
Обмен информацией о собственном опыте проведения маркетинговых исследований, обмен открытой рыночной информацией.
Взаимные консультации, совместное решение конкретных производственных маркетинговых задач участников Клуба.
Обмен информацией о новинках специальной литературы, о публикациях, сайтах, о семинарах, конференциях, о новых технологиях, обмен мнениями о текущих исследованиях и рекламных кампаниях в Новосибирске.
Создание временных коллективов специалистов для выполнения заказов третьих лиц.
Обмен мнениями о месте, роли, функциях, компетенции, кадровом составе маркетинговых отделов новосибирских предприятий, о типичных задачах, взаимоотношениях с руководством, иными отделами.
Обмен информацией об опыте применения маркетинговой информации, взаимодействии с маркетинговыми агентствами.
Этап 2. Проведение совместных акций
Организация круглых столов, семинаров, тренингов, лекций известных специалистов по заявкам участников Клуба.
Инициативные рыночные исследования группами маркетологов — членов Клуба, публикация результатов, разработка и предложение маркетинговых идей и программ третьим лицам.
Этап 3. Институционализация
Информационная поддержка членов Клуба — подготовка сообщений о новинках специальной литературы, о публикациях, сайтах, о семинарах, конференциях, курсах, о новых технологиях, удачных маркетинговых акциях, рассылка этих сообщений членам Клуба.
Информационная поддержка членов Клуба — поиски и запросы на статистическую и маркетинговую информацию третьих лиц по заявкам членов Клуба.
Создание базы данных маркетологов Новосибирска, помощь маркетологам в поиске работы и работодателям при наборе специалистов-маркетологов.
Создание консультационного бюро, аналитического центра для заказчиков — третьих лиц.
Перспектива. Формирование влиятельного профессионального объединения
Защита интересов маркетологов как профессиональной группы.
Пропаганда и внедрение современного комплекса маркетинга.
Издание печатного органа.
Создание системы непрерывного профессионального обучения маркетологов.
«Новосибирский маркетолог — кто он?»
По результатам анкетирования специалист, отвечающий за маркетинговую политику предприятия — чаще всего молодой человек (средний возраст маркетолога — 30 лет).
Распределение новосибирских маркетологов по возрасту
Возраст, лет | Доля, % |
20—24 | 28 |
25—29 | 24 |
30—34 | 16 |
35—39 | 20 |
40—44 | 10 |
45+ | 2 |
Итого | 100 |
Мужчин среди них несколько больше — они составляют 51%, женщины — 49%.
Треть маркетологов-практиков (31%) имеют базовое маркетологическое либо тесно связанное с этой областью знаний образование. Следующую по численности группу (27%) составляют инженеры.
Распределение новосибирских маркетологов по базовому образованию
Специальность по образованию | Доля, % |
маркетолог, экономист, финансист, коммерсант | 31 |
инженер | 27 |
естественник (биолог, геолог, физик, врач) | 19 |
рекламист, специалист по PR, менеджер | 10 |
математик | 8 |
прочие гуманитарии | 5 |
Итого: | 100 |
Дополнительным маркетологическим образованием обладают чуть больше половины (54%) действующих маркетологов. Дополнительное образование обычно получают в бизнес-школах при вузах, на курсах, семинарах.
Как проходят собрания?
Обычно на заседаниях Клуба присутствуют 15—25 маркетологов из 15—20 фирм города, области, России. В течение первого часа обсуждается методологическая проблема, второго часа— практическая.
К настоящему моменту были обсуждены следующие темы:
«Сообщество маркетологов: организации, информационное обеспечение, периодические издания» — Павел Храпов, Центр «Социум».
«Рассылки в Internet на тему «Маркетинг и реклама» — Наталья Ярошенко, «F1».
«Концепция развития профессионального сообщества маркетологов» — Сергей Вещиков, «Био-Веста».
«Факторы мотивации сотрудников отдела маркетинга» — Светлана Чебан, «СЕЛЛ».
«Маркетинговая политика на рынке алкогольных и безалкогольных напитков» — Александр Гриценко, «Сибирский бальзам».
«Обзор современных методов маркетинговых исследований» — Храпов Павел, Центр «Социум».
«Оценка эффективности рекламы на примере фирмы Инотекст» — Инна Музалева, «Подорожник — Новосибирск».
«Маркетинг и реклама» — Константин Самсонов, «Сибремстрой».
«Программный комплекс «Касатка» — инструмент оптимизации деятельности менеджера» — Петр Новиков, Вадим Лебедев, «Джейнис-С», «Сибирь-Интеллект-Сервис».
«Итоги Четвертой международной конференции Российской Ассоциации Маркетинга — Павел Храпов, Центр «Социум».
«Газетный маркетинг на примере «Купеческой газеты»» — Анна Буренко, «Купеческая газета».
«Маркетинг — наука или прикладная деятельность? Место маркетинга в системе видов человеческой деятельности» — дискуссия.
«Методы продвижения на рынок бухгалтерского программного обеспечения БЭСТ» — дискуссия.
Новосибирский Клуб маркетологов приглашает все заинтересованные организации к взаимовыгодным контактам.
СОЦИУМ: 630099, Новосибирск, ул. Ядринцевская, 14, оф. 101
Тел./факс: (3832) 224619, 284373 E-mail: socium@sociumcenter.ru