Библиотека управления

Новосибирский клуб маркетологов

Центр Аналитических Исследований «СОЦИУМ» (Новосибирск) приступил к реализации нового проекта — созданию в Западно-Сибирском регионе профессионального сообщества, работа которого должна быть основана на взаимодействии всех маркетинговых структур этого края. Клуб маркетологов, о котором идет здесь речь, поставил перед собой вполне реальные, конкретные задачи. Это, видимо, и влечет к нему все новых участников. Основная цель данного сообщества — взаимная поддержка, взаимопомощь маркетологов. Сюда входят: обмен опытом, профессиональной информацией, есть место и для внедрения современных методов комплекса маркетинга.

Первое организационное собрание состоялось 19 октября 2000 г. в присутствии 22 маркетологов из 19 предприятий Новосибирска. С этого времени в еженедельных заседаниях приняли участие 90 специалистов. В составе участников Клуба — маркетологи, менеджеры по маркетингу, начальники маркетинговых отделов, заместители директоров по маркетингу, директора.

Программа развития Клуба

В процессе создания Клуба Центр «СОЦИУМ» постоянно проводит анкетирование маркетологов, что позволяет, с одной стороны, формировать и совершенствовать программу его развития, с другой — получить представление о тех людях, кто практически осуществляет маркетинговые программы.

Ответы на вопрос анкеты о целях и задачах Клуба были в большинстве настолько развернутыми, подробными и компетентными, что после их обобщения и классификации фактически сложилась четкая программа развития маркетологического сообщества как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу.

Мы сгруппировали перечисленные задачи в четыре класса, которые можно рассматривать как этапы развития Клуба.

Этап 1 — «Взаимопомощь». Необходимые материальные ресурсы — временно арендуемое (или предоставляемое на безвозмездной основе) помещение для встреч.

Этап 2 — «Проведение совместных акций». Выполнение разовых проектов, финансируемых в складчину.

Этап 3 — «Институционализация». Требуется регистрация сообщества как общественной организации, аренда постоянного помещения с телефоном, покупка компьютера, оплата деятельности исполнительного директора и/или координатора.

Задачи

Этап 1. Взаимопомощь

Обмен информацией о собственном опыте проведения маркетинговых исследований, обмен открытой рыночной информацией.

Взаимные консультации, совместное решение конкретных производственных маркетинговых задач участников Клуба.

Обмен информацией о новинках специальной литературы, о публикациях, сайтах, о семинарах, конференциях, о новых технологиях, обмен мнениями о текущих исследованиях и рекламных кампаниях в Новосибирске.

Создание временных коллективов специалистов для выполнения заказов третьих лиц.

Обмен мнениями о месте, роли, функциях, компетенции, кадровом составе маркетинговых отделов новосибирских предприятий, о типичных задачах, взаимоотношениях с руководством, иными отделами.

Обмен информацией об опыте применения маркетинговой информации, взаимодействии с маркетинговыми агентствами.

Этап 2. Проведение совместных акций

Организация круглых столов, семинаров, тренингов, лекций известных специалистов по заявкам участников Клуба.

Инициативные рыночные исследования группами маркетологов — членов Клуба, публикация результатов, разработка и предложение маркетинговых идей и программ третьим лицам.

Этап 3. Институционализация

Информационная поддержка членов Клуба — подготовка сообщений о новинках специальной литературы, о публикациях, сайтах, о семинарах, конференциях, курсах, о новых технологиях, удачных маркетинговых акциях, рассылка этих сообщений членам Клуба.

Информационная поддержка членов Клуба — поиски и запросы на статистическую и маркетинговую информацию третьих лиц по заявкам членов Клуба.

Создание базы данных маркетологов Новосибирска, помощь маркетологам в поиске работы и работодателям при наборе специалистов-маркетологов.

Создание консультационного бюро, аналитического центра для заказчиков — третьих лиц.

Перспектива. Формирование влиятельного профессионального объединения

Защита интересов маркетологов как профессиональной группы.

Пропаганда и внедрение современного комплекса маркетинга.

Издание печатного органа.

Создание системы непрерывного профессионального обучения маркетологов.

«Новосибирский маркетолог — кто он?»

По результатам анкетирования специалист, отвечающий за маркетинговую политику предприятия — чаще всего молодой человек (средний возраст маркетолога — 30 лет).

Распределение новосибирских маркетологов по возрасту

Возраст, летДоля, %
20—24 28
25—29 24
30—34 16
35—39 20
40—44 10
45+ 2
Итого100

Мужчин среди них несколько больше — они составляют 51%, женщины — 49%.

Треть маркетологов-практиков (31%) имеют базовое маркетологическое либо тесно связанное с этой областью знаний образование. Следующую по численности группу (27%) составляют инженеры.

Распределение новосибирских маркетологов по базовому образованию

Специальность по образованиюДоля, %
маркетолог, экономист, финансист, коммерсант 31
инженер 27
естественник (биолог, геолог, физик, врач) 19
рекламист, специалист по PR, менеджер 10
математик 8
прочие гуманитарии 5
Итого:100

Дополнительным маркетологическим образованием обладают чуть больше половины (54%) действующих маркетологов. Дополнительное образование обычно получают в бизнес-школах при вузах, на курсах, семинарах.

Как проходят собрания?

Обычно на заседаниях Клуба присутствуют 15—25 маркетологов из 15—20 фирм города, области, России. В течение первого часа обсуждается методологическая проблема, второго часа— практическая.

К настоящему моменту были обсуждены следующие темы:

«Сообщество маркетологов: организации, информационное обеспечение, периодические издания» — Павел Храпов, Центр «Социум».

«Рассылки в Internet на тему «Маркетинг и реклама» — Наталья Ярошенко, «F1».

«Концепция развития профессионального сообщества маркетологов» — Сергей Вещиков, «Био-Веста».

«Факторы мотивации сотрудников отдела маркетинга» — Светлана Чебан, «СЕЛЛ».

«Маркетинговая политика на рынке алкогольных и безалкогольных напитков» — Александр Гриценко, «Сибирский бальзам».

«Обзор современных методов маркетинговых исследований» — Храпов Павел, Центр «Социум».

«Оценка эффективности рекламы на примере фирмы Инотекст» — Инна Музалева, «Подорожник — Новосибирск».

«Маркетинг и реклама» — Константин Самсонов, «Сибремстрой».

«Программный комплекс «Касатка» — инструмент оптимизации деятельности менеджера» — Петр Новиков, Вадим Лебедев, «Джейнис-С», «Сибирь-Интеллект-Сервис».

«Итоги Четвертой международной конференции Российской Ассоциации Маркетинга — Павел Храпов, Центр «Социум».

«Газетный маркетинг на примере «Купеческой газеты»» — Анна Буренко, «Купеческая газета».

«Маркетинг — наука или прикладная деятельность? Место маркетинга в системе видов человеческой деятельности» — дискуссия.

«Методы продвижения на рынок бухгалтерского программного обеспечения БЭСТ» — дискуссия.

Новосибирский Клуб маркетологов приглашает все заинтересованные организации к взаимовыгодным контактам.

СОЦИУМ: 630099, Новосибирск, ул. Ядринцевская, 14, оф. 101

Тел./факс: (3832) 224619, 284373 E-mail: socium@sociumcenter.ru