Библиотека управления

Выставочный Приоритет

Т. Вахнина

Журнал "Практический маркетинг" - №10 1999

Слово «приоритет» неразрывно связано с первенством: ведь оно происходит от латинского слова prior — первый. Для людей обеспечение первенства всегда было важным моральным стимулом. Как правило, окупается оно и с материальной стороны. «Первый» — победитель, найденное, открытое принадлежит ему по праву. Но как зафиксировать это первенство и защитить это право?

В романах Джека Лондона столб, забитый на Клондайке, представлял собой систему, позволяющую обойтись без сбора документации, на длительное время заменял регистрацию участка земли в Мэрии. Он обеспечивал права на участок для первого, обнаружившего золотую жилу. Сейчас «находки» такого рода переместились в область интеллектуальной собственности. Патенты на изобретения и промышленные образцы, права на товарные знаки, компьютерные программы и базы данных — это современные драгоценности, за право обладания которыми идет напряженная борьба. Пожалуй, это единственная сфера, в которой государство поддерживает и защищает монопольные права владельца. А монополия — это огромная выгода.

Получение исключительных прав на интеллектуальную собственность несколько усложнилось и порой занимает годы. Патентное Ведомство выработало строгий ритуал приобретения прав и неукоснительно его соблюдает.

Приоритет в таких случаях обычно понимается как дата подачи надлежащим образом оформленных документов в Патентное Ведомство Российской Федерации. Она строго фиксируется, и в дальнейшем именно относительно этой даты будет вестись государственная поддержка прав собственности. Многие наши бизнесмены уже видят, что неосязаемая интеллектуальная собственность стоит порой гораздо больше, чем все материальные активы, имеющиеся на действующем предприятии. Правовая защита нематериальных активов перестала быть экзотикой и переходит в разряд обыденных мероприятий, обязательных для каждого предприятия.

Однако промышленники именно здесь попадают в противоречивую ситуацию. С одной стороны желательно сразу защищать все проверяемые на предприятии нововведения и разработки, дизайнерские идеи и варианты наименований товаров. Но это дорого, требует сбора и оформления большого количества документов. Практика подтверждает, что только небольшая часть всех задумок действительно завоюет место на рынке.

А что, если отложить процедуру защиты новых разработок на некоторое время, проверить реакцию потребителей, оценить объем рынка...? Это даст экономию средств, но возникает иная опасность — конкуренты могут разобраться в рыночной выгоде нового объекта и успеть защитить все права на себя.

Такие ножницы постоянно держат в напряжении производителей товаров и услуг. А ведь как хорошо было бы подобно героям Джека Лондона без лишних хлопот и бюрократической волокиты застолбить свой участок и спокойно проверить — есть ли в действительности на нем золотая жила, отложив официальную и строгую регистрацию на некоторое время.

Оказывается возможность забить свой «столб» осталась и сейчас.

В соответствии с Законами Российской Федерации, участникам официальных или официально признанных международных выставок предоставляется право подать заявку в течение 6 месяцев с даты открытого показа экспоната на выставке. При этом, когда бы в течение этих шести месяцев заявка не была подана в Патентное Ведомство, оно сохранит приоритет Вашей заявке по дате открытого показа. Такая норма позволяет устранить описанное выше противоречие. Изобретение, товарный знак, иная новинка активно выходит на рынок, демонстрируется широкому кругу потребителей без риска потери прав на последующую защиту. И теперь в течение шести месяцев предприятие может решать — стоит ли вообще заниматься официальной регистрацией — золотоносна ли найденная жила. Конечно, для того, чтобы реализовать право на выставочный приоритет, придется потрудиться, но что это значит по сравнению с получаемым выигрышем...

Что же должен сделать Заявитель?

Первое — это не забыть сообщить в Патентное Ведомство о том, что он хочет воспользоваться правом Выставочного приоритета. Сделать это надо сразу при подаче заявки или в течение двух месяцев после того, как материалы будут поданы в Патентное Ведомство. Материалы, подтверждающие правомерность такого требования необходимо представить не позднее трех месяцев с даты подачи заявки. Достаточным документом может считаться справка выставочного комитета. Необходимо, чтобы были даны подтверждения о том, что Выставка приравнена или является официально признанной международной выставкой. Должна быть указана дата открытого показа. В справке также должно быть подтверждение о том, какой именно объект демонстрировался или был использован на выставке. Например, для товарного знака важно, чтобы было указание, для маркирования каких товаров он используется. Целесообразно также сохранить несколько экземпляров каталога выставки, распространяемые на ней информационно рекламные материалы, содержащие информацию о защищаемых объектах. Свои особенности есть и у материалов, подаваемых относительно изобретений, иных объектов интеллектуальной собственности.

Подтверждением выставочного приоритета желательно запастись заранее. После закрытия выставки бывает очень сложно получить необходимый документ, который может дать решающее преимущество, позволит выиграть полгода.

Итак, если Вы выставляетесь на выставках высокого уровня с оригинальными продуктами, или выставлялись в течение прошедших шести месяцев, у вас остается возможность защитить свой приоритет. Вспомните об этой статье не позднее двух месяцев с даты подачи Ваших заявок на рассмотрение в Патентное ведомство и у Вас появится шанс изменить свой приоритет на более ранний. А ведь известно, что в наше время все может решить один день.

Вахнина Татьяна Алексеевна Патентный Поверенный РФ, рег. № 122