Библиотека управления

Услуги по подбору персонала для компаний, работающих на рынке фармацевтических препаратов и медицинской техники

Журнал "Практический маркетинг" - №8 1999

В мае-июне 1999 года «Агентство Контакт» совместно с ИИА «Ремедиум» провело опрос компаний, работающих на рынке фармпрепаратов и медтехники, и агентств по подбору персонала с целью выяснить потребность рынка в услуге рекруитмента и выяснить качество данной услуги.

Разослано 98 анкет, 64 фирмы-респондента ответили на наши вопросы (структуру выборки см. рис. 1).

Опрошено 19 агентств по подбору персонала.

Кроме того, в данном исследовании использованы материалы справочника «Услуги по подбору персонала в России. 1998 год».

Методы найма персонала отражены в табл. 1. Причем около 30% компаний прибегают ко всем методам набора, ранжируя методы не только в зависимости от уровня вакансий, но и для того, чтобы заполнить «проблемные» позиции. При зарплате специалиста свыше $200 фирмы предпочитают заказывать персонал в кадровых агентствах (у агентств по трудоустройству на вакансии с зарплатой до $400, свыше – у рекрутинговых агентств).

Рисунок 1. Структура выборки

Таблица 1. Методы найма персонала в мед/фарм. компаниях

Методы найма персонала в мед/фарм. компаниях  
Рекомендации, знакомства 75%
Резюме от специалистов 65%
Кадровые агентства 60%
Реклама в СМИ 53%

Рисунок 2. Основные вакансии, заказываемые через кадровые агентства

Основные вакансии, заказываемые через кадровые агентства (см. рис. 2):

  • финансовый директор (3% от общего числа предложений);
  • коммерческий директор (4,5% от общего числа предложений);
  • начальник отдела маркетинга (2,7% от общего числа предложений);
  • провизоры ( 36,6% от общего числа предложений);
  • sales manager ( 13,4% от общего числа предложений).

Востребованность услуг по подбору персонала высшего и среднего уровня с течением времени увеличивается, причем даже в посткризисных условиях примерно 30% компаний заявляют о том, что за подбор нужного специалиста они готовы заплатить обычную для мирового рекруитмента цену в 20-30% от суммы годового дохода специалиста ( см. табл. 3).

Основной проблемой кадрового обеспечения компаний фарм. бизнеса является то, что они, как потребители, не могут найти «товар нужного качества». Отсюда и большая текучесть в фирмах, и множественность способов поиска, и привлечение сразу нескольких кадровых агентств различного уровня к поиску на одну и ту же вакансию, и, как следствие, общий негативный фон отношения к кадровым агентствам (см. табл. 4).

Таблица 3. Готовность фирм платить за подбор персонала кадровым агентствам

Сумма, которую готовы платить (кол-во мес. окладов) Не готовы платить до 1,0 до 2,0 до 3,0
Уровень вакансии        
Финансисты 77% 17% 3,3% 3,3%
Агенты, рядовые специалисты, менеджеры начального уровня 63% 15% 14% 6,7%
менеджеры среднего уровня 72,5% 14% 6,7% 6,7%
менеджеры высшего уровня 43% 25% 17% 15%

Таблица 4. Удовлетворенность фирм работой кадровых агентств

удовлетворены 24 %
не полностью удовлетворены 59 %
не удовлетворены 17 %

Таблица 5. Критерий качества работы агентств по подбору персонала

мнение иностранных компаний Критерий мнение российских компаний
42% Единственный критерий - качество 6%
--- Единственный критерий - быстрота подбора 6%
25% Совокупность качества, цены и быстроты подбора 6%
--- Совокупность качества и цены 11%
--- Совокупность качества и быстроты подбора 6%
33% Затруднились с ответом 67%

Таблица 6.

мнение иностранных компаний Агентства по подбору персонала, опыт работы с которыми был успешным мнение российских компаний
25% Агентство Контакт 4%
25% Анкор ---
8% Антал ---
8% Келли Сервисис ---
17% Мэнпауэр Интернейшнл ---
--- Оптимус 1,5%
--- Росэксперт 1,5%
8% Слава ---
--- Соэкон 4%
--- ФинЭко 1,5%
--- Фирма-на-Таганке 4%

Что же по мнению мед/фарм. компаний является критерием для выбора кадрового агентства для совместной работы по заполнению вакансий, критерием качества работы агентств по подбору персонала? (см. табл. 5).

Отрадно, что на общем фоне неудовлетворенности работой внешними услугами по подбору персонала выделяются несколько кадровых агентств, которые фармацевтические фирмы считают своими успешными партнерами (см. табл. 6).

Емкость рынка рекруитмента для фармацевтики весьма значительна, а количество кадровых агентств, работающих на нем относительно невелико (см. табл.7).

По данным опроса специалистов кадровых агентств в н. в. есть лишь один HeadHunter, специализированный на этом рынке + в различных КА может быть до 35% заказов от фарм. фирм без специально выделенного консультанта + в 3 КА существуют специально выделенные консультанты (группы) для работы с фарм. рынком + 3 КА имели ранее такие группы, но в данный момент из-за сложностей на фарм. рынке их ликвидировали.

Таблица 7. Кадровые агентства, работающие на мед./фарм. рынке

Агентство Средняя стоимость подбора (мес.оклад) Считают своей специализацией Упоминаются фарм. фирмами Дают вакансии в СМИ
Manpower 2   +  
MDC-Personel 2     +
Olex 2.5   + +
Slava 4   +  
Агентство Контакт 2.4 + +  
Анкор 2,8 + + +
Антал 3,5   +  
Антонина 1,9 + + +
Голден Стафф 1.8   + +
ДИ и КОН 2,1 + +  
Ефимов и партнеры 1.6 + + +
Империя кадров 2,4 + + +
Лаборатория корпоративных технологий «Решение» 1,8 +    
На-Таганке 1,0 + + +
Ситилинк Эксклюзив 3,0 +    
Соэкон 1,6 + + +
Триза 2,1     +
Фаворит 1,2     +

Таблица 8.

интерес фирм к данной услуге дополнительные услуги, оказываемые кадровыми агентствами кадровые агентства, оказывающие данную услугу
37% проведение семинаров для менеджеров по персоналу и руководителей фирм Агентство Контакт, Ефимов и партнеры, Мэнпауэр Интернейшнл
37% проведение тренингов персонала Анкор, Агентство Контакт, Голден Стафф, ДИиКОН, Ефимов и партнеры, Метрополис, Мэнпауэр Интернейшнл
10% совершенствование организационной структуры фирмы Агентство Контакт, Антонина, Ефимов и партнеры Лаборатория корпоративных технологий «Решение», Мэнпауэр Интернейшнл
7% подбор персонала для работы в регионах Анкор, Агентство Контакт, Мэнпауэр Интернейшнл
10% лизинг персонала Анкор, Агентство Контакт, Ефимов и партнеры, Мэнпауэр Интернейшнл
37% аутплейсмент и реплейсмент Анкор, Агентство Контакт, Мэнпауэр Интернейшнл

Таблица 9. Дополнительная специализация кадровых агентств, работающих на фарм. рынке

Специализация Агентство
Только иностранные компании Анкор, Мэнпауэр Интернейшнл, Слава
Только российские дистрибьюторы Фирма-на-Таганке
Кроме российских производителей Ефимов и партнеры

Очевидно, потребность в качественном подборе персонала может быть удовлетворена путем создания специализированных на мед./фарм. рынке кадровых агентств, т. к. это дает:

  • лучший учет специфики Заказчика;
  • лучшее владение технологией поиска;
  • лучшее знание рынка труда;
  • более приемлемую цену;
  • большую скорость выполнения заказа;
  • предоставление дополнительных услуг.

Кроме того, работа в рамках крупного, с большим опытом работы на рынке, агентства дает возможность предоставления клиентам широкой гаммы дополнительных услуг – мониторинг зарплат, проведение семинаров и круглых столов для менеджеров по персоналу и руководителей компаний, тренингов персонала, организационно-кадровое консультирование, совершенствование организационной структуры, подбор персонала для работы в регионах, лизинг, аутплейсмент и т.д.).

Потребность в такого рода услугах достаточно высока (см. табл. 8).

У некоторых перечисленных здесь агентств, работающих на мед/фарм. рынке, существует дополнительная специализация (см. табл. 9).

Очевидно, и дальше процесс специализации кадровых агентств будет идти этими двумя путями:

с одной стороны – специализация по видам бизнеса;

с другой – по уровню компаний и подбираемого персонала.

Если Вас заинтересовал данный материал, приглашаем принять участие в Круглом столе на тему: «Что нам дает сотрудничество с агентствами по подбору персонала?». Заседание клуба состоится в первой половине сентября 1999 года в офисе «Агентства Контакт».

Вопросы, предложения и заявки на участие в заседании можно направлять по факсу 203-2363 с пометкой «для Козловой З.П.»