Библиотека управления

Надо ли обучать «випов»?

Леонид Кроль директор Центра подготовки персонала «Класс», тренер, коучер (Москва)

Оглавление журнала

Продолжение.
Начало см.: «Персонал-Микс», № 3 (4) 2001 г. С. 72, № 4 (5) 2001 г. С. 62.

Особенности работы VIP-тренера

Картину VIP-тренинга можно представить себе так: из человека, как из клубка, торчит много запутанной разноцветной пряжи, и ни одна из этих ниточек не является самой главной. Задача состоит в том, чтобы вместе с клиентом терпеливо и любовно — и это очень важная окраска любого действия, алгоритма, состоящего из маленьких шагов, — сматывать каждую торчащую из клубка ниточку в маленький клубочек. «Пряжа» распутывается и упорядочивается за счет того, что в начале идет работа с одним клубочком, потом — с другим, потом — с третьим, после чего возникает возможность совершенно новых конфигураций из той же самой пряжи.

Одним из главных предметов работы может быть разбор каждой «нитки» — микроситуаций, связанных, к примеру, с контактами в офисе, с фантазией и свободными ассоциациями по тому или иному поводу, с выяснением отношений со значимыми для клиента людьми. Важную роль играют тонкие и простые релаксационные упражнения, связанные с телом или голосом. Возможность построить работу с  самим собой связана не только с действием, но и с умением создавать паузы между действиями.

Сама эта работа подразумевает достаточно доверительные отношения между тренером и его клиентом, заинтересованность тренера в обучаемом. Люди социально значимые и внутренне напряженные зачастую имеют проблемы с дистанцией. Тренеру предоставляется возможность одновременно находиться на социально внешней, приемлемой дистанции — и при этом осуществлять сравнительно близкий контакт и выстраивать адекватную дистанцию. Например, принятие клиентом своих агрессивных фантазий происходит путем признания их, рассказывания аналогичных историй, принятия клиентом чувств, которые казались ему строго индивидуальными, как более общих. Контакты между тренером и клиентом формируют модель мягкого, бережного взаимодействия.

Важной спецификой работы VIP-тренера является не просто соблюдение конфиденциальности, но еще и «не пересечение границ»: тренер не должен вмешиваться в те обстоятельства и вопросы, в которые иногда пытается втянуть его клиент, несмотря на большое уважение и доверие к нему. Тренер не должен выходить за пределы зоны своей компетенции. Например, не должен выступать в качестве аналитика или решать кадровые вопросы. Межевыми знаками работы тренера являются самочувствие, успешность, естественность обучаемого.

Работа с дополнительным материалом

Поскольку работа VIP-тренера ограничена во времени и не должна создавать внутреннюю зависимость обучаемого от тренера, в некоторых случаях хорошим опосредующим звеном может быть разнообразный дополнительный материал. Работа с таким материалом может иметь следующие формы:

  • договоренность о ведении дневника, в котором сам обучающийся оценивает, как он использует полученные в процессе тренинга навыки или каково его самочувствие в сложных ситуациях, в которых тренер не участвует;
  • чтение по плану, которое может носить информативный характер, а может выполнять дополнительную функцию расширения сферы понимания обучающимся каких-то процессов, происходящих между людьми;
  • раздаточные материалы, которые используются в отсутствии тренера. Они могут носить характер прямых инструкций, причем разрабатываются они с учетом индивидуальных особенностей обучаемого и его рабочего альянса с тренером. Будет ли клиент использовать психотехнические приемы, рекомендованные тренером, зависит от того, в какой степени они подобраны специально «под него».

Наряду с другими действиями и видами дополнительного материала, в процессе осуществления программы тренинга для VIP-клиентов была создана методика работы с серией тренировочных карточек. Эти карточки — своеобразные алгоритмы действий в типичных для обучающегося ситуациях. Причем их спектр затрагивает не только рабочие моменты, но и планирование времени, и вопросы самочувствия.

Карточки используются в процессе тренинга, обыгрываются, отрабатываются, чтобы потом, в реальной ситуации, мельком проглядев их, клиент мог что-то вспомнить, правильно структурировать общение. Прорабатывается алгоритм, многоходовость поведения. Отрепетировав на тренинге ситуации, описанные в карточках, клиент будет готов к их возникновению в реальной жизни. В наборе карточек рассматриваются около 25 ситуаций (можно создать и значительно больше, это зависит от сферы работы клиента).

Вот, например, набор, созданный для работы с одним из клиентов:

  1. Просыпание.
  2. Утренняя бодрость.
  3. Расслабление.
  4. Уход из публичной ситуации.
  5. Переход к покою — вечером наедине с собой.
  6. Перед засыпанием.
  7. Засыпание.
  8. Начало публичного выступления.
  9. Начало выступления на ТV.
  10. Трудный вопрос.
  11. Неприятный посетитель.
  12. «Выход» из важной и успешной ситуации.
  13. Десятиминутная пауза между важными ситуациями.
  14. Настрой на новую ситуацию после паузы.
  15. Если хочется спать посреди дня.
  16. Присутствие на длинном заседании.
  17. Принятие важного решения.
  18. Внезапное событие, нарушившее график.
  19. Ситуация «культурного» общения — музей, презентация и тому подобное.
  20. Уход с совещания — освобождение времени.
  21. Спор с соратниками.
  22. Выбор внешнего образа для данного дня/ситуации.
  23. Приятные семейные обстоятельства.
  24. Неприятные семейные проблемы.
  25. После сильной выпивки.
  26. Ужин/фуршет.
  27. Прием отчета подчиненных.
  28. Телефонное общение.
  29. Личная встреча с журналистами.

Карточки сформулированы на «внутреннем» языке общения тренера с клиентом, и многие из них не понятны вне этого контекста. Однако для примера можно рассмотреть некоторые карточки.

    № 9 Начало выступления на ТV

    Важно удобно сесть самому, а не так, чтобы тебя усаживали.
    Поерзать, ощутив пружину стула, поиграть ногами: напрячь — расслабить. Удобно уложить руки на столе. Вздохнуть — выдохнуть, улыбнуться и доброжелательно — несловесно — двинуться к ведущему.
    К телекамере и телеведущему отнестись достаточно отстраненно — как к пейзажному фону на картине, где вы — главная фигура. Можно — как бы в знак своей силы — взглянуть на ведущего, как тренер на спортсмена.
    Поначалу тембр голоса низкий — мимика в целом доброжелательная.
    В кармане хорошо бы иметь маленький талисман.

    № 17 Принятие важного решения

    Исходное состояние: удобная поза, свободное дыхание, закрытые глаза. Настройка — медитация, глубокий вдох.
    Поменять позу, подвигаться на месте, не вставая, и начать мысленно перелистывать варианты решений, как листают отрывной календарь. Постараться вызвать образ удачного решения и детально представить себе, как чувствуешь себя при этом, как ведут себя люди вокруг, какими голосами говорят.
    Продолжать перелистывание картинок, образов, мыслей, касающихся возможного стратегического решения.
    И наконец, детализировать решение, разбив его на 10—12 шагов, которые составят алгоритм задуманного.
    Вернуться в исходное состояние: вдох-выдох, перемена позы, минутная медитация.

    № 29 Личная встреча с журналистами

    Подготовка:

    • продолжается 30 секунд, но она очень ВАЖНА;
    • поза подвижная, добиться отдельной подвижности верхней и нижней части туловища;
    • в лице различать центральную часть — «глаза—губы» и периферию — «щеки— скулы—подбородок—лоб». Осуществить легкие шевеления периферией лица.
    Губы раздвигаются, слегка массируются изнутри; лицо готово к улыбке.

    Начало контакта:

    • взгляд фокусируется на одном-двух спрашивающих. Отвечать персонально им. На короткое время можно отводить взгляд на камеру, но затем возвращать его на конкретного человека;
    • после вопроса — короткая пауза. Продумывание — выбирание ответа — читается как уважение к спрашивающему;
    • после одной-двух фраз — и уж точно после ответа на один вопрос — переступить с ноги на ногу и слегка поменять позу;
    • после произнесенной формулы, удачного образа, шутки — обязательная пауза. Кроме переступания с ноги на ногу и изменения позы, следует менять интонацию. ВАЖНО получать удовольствие от возможности менять свой стиль;
    • после нескольких ответов — мысленная фраза «Стоп!». Вопрос к себе: «Как держусь?» — после этого продолжать общение, глядя в глаза спрашивающему;
    • глаза можно отводить незадолго до окончания интервью.

Еще раз подчеркнем — таких карточек может быть сколько угодно, и они создаются под конкретный запрос конкретного клиента.

Как уже упоминалось, кроме индивидуальной работы с конкретным человеком, обычно занимающей не менее трех часов при встречах, происходящих не реже, чем один раз в неделю, возможна также и групповая работа, например тренинг акционеров крупного предприятия. Однако в работе с группой возникают сложности — например, абсолютно необходимо, чтобы группа состояла из людей одного ранга. Такая работа с группами сложна, но очень интересна.

Продолжение следует