Библиотека управления

Комментарий специалиста
Региональное законодательство о социальном партнерстве

Любовь Васильева начальник отдела трудовых отношений и социальной политики Комитета по труду и социальной защите населения Ленинградской области

Оглавление журнала

Социальное партнерство — тип организации социально-трудовых отношений, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества согласование и реализацию основных интересов работников и работодателей, а также различных социальных групп, предусмотренных действующим законодательством. Отдельные положения концепции социального партнерства нашли отражение в Трудовом кодексе, принятом в первом чтении Государственной Думой Российской Федерации 5 июля 2001 года. В то же время ряд субъектов РФ, в том числе Красноярский край, Свердловская область, Ленинградская область, Санкт-Петербург (закон находится в Законодательном собрании Санкт-Петербурга), разработали и приняли соответствующие законы. 22 сентября 1998 года Законодательное собрание Ленинградской области приняло областной Закон «О социальном партнерстве в Ленинградской области». С этого момента укрепилась законодательная основа развития социального партнерства в сфере трудовых отношений в Ленинградской области. Как отмечается в статье 1, «целями настоящего закона являются содействие установлению общественного согласия в Ленинградской области, обеспечение согласования интересов субъектов социально-трудовых отношений и предупреждение коллективных трудовых споров».

Любовь Васильева, начальник отдела трудовых отношений и социальной политики Комитета по труду и социальной защите населения Ленинградской области, комментирует основные положения нового закона

Законом установлены правовая основа социального партнерства, принципы, формы, органы и методы социального партнерства.

Статья 5. Правовая основа системы социального партнерства

  1. Правовую основу системы социального партнерства Ленинградской области составляют Конституция Российской Федерации, Кодекс законов о труде Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О коллективных договорах и соглашениях», «Об общественных объединениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», настоящий закон, а также нормативные правовые акты Российской Федерации и Ленинградской области, регулирующие социально-трудовые отношения.
  2. В правовую основу системы социального партнерства Ленинградской области входят также Генеральное и областное (региональное) соглашения, межрегиональные, территориальные (муниципальных образований Ленинградской области), отраслевые (межотраслевые) тарифные, территориально-отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные, специальные (целевые) соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с действующим законодательством и распространяющие свое действие на организации Ленинградской области.

Статья 6. Принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

  • уважение позиций и учет интересов участников переговоров;
  • содействие государства укреплению и развитию социального партнерства на демократической основе;
  • равноправие сторон и доверие в их взаимоотношениях;
  • невмешательство в дела друг друга;
  • полномочность социальных партнеров и их представителей;
  • свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;
  • добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования;
  • реальность обеспечения принятых социальными партнерами обязательств;
  • регулярность проведения консультаций и переговоров;
  • контроль за выполнением и ответственность сторон за невыполнение принятых обязательств;
  • приоритет примирительных методов и процедур при разрешении разногласий.
    Комментарий
    Очень важно, что определены органы социального партнерства. На региональном уровне — это Ленинградская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, на муниципальном уровне и уровне организации — это соответствующие трехсторонние, двухсторонние комиссии.

Статья 8. Органы социального партнерства

Органами социального партнерства на всех уровнях являются комиссии, состоящие из наделенных полномочиями представителей субъектов социального партнерства. Структура, состав и порядок деятельности комиссий на уровне организации, профессионально-отраслевом и территориальном (муниципальном) уровнях определяются сторонами самостоятельно.

Для регулирования социально-трудовых отношений на областном (региональном) уровне образуется Ленинградская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. На межрегиональном уровне областная трехсторонняя комиссия взаимодействует с органами социального партнерства иных субъектов Российской Федерации.

Субъекты социального партнерства всех уровней на основе взаимной договоренности и совместно определенных правил могут формировать другие органы, не противоречащие законодательству.

Статья 9. Ленинградская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений Ленинградская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений:

  • создается для сотрудничества в выработке и реализации социально ориентированной политики экономических преобразований в Ленинградской области, регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проектов, обсуждения и заключения Ленинградского областного трехстороннего соглашения;
  • формируется Правительством Ленинградской области, объединениями профсоюзов, действующих на территории Ленинградской области, и объединениями работодателей Ленинградской области, состоит из их представителей и является постоянно действующим органом системы социального партнерства в Ленинградской области;
  • руководствуется в своей деятельности законодательством и положением, разработанным сторонами и утвержденным Правительством Ленинградской области;
  • действует на принципах добровольности, паритетности и полномочности представительства, равноправия и взаимной ответственности партнеров.

Порядок деятельности комиссии, ее структура, иные организационные вопросы определяются регламентом комиссии.

Члены областной трехсторонней комиссии, представляющие одного субъекта социального партнерства, образуют сторону областной трехсторонней комиссии.

Областная трехсторонняя комиссия имеет право:

  • выступать с предложениями о принятии соответствующими органами власти Ленинградской области законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовых отношений;
  • получать от федеральных территориальных и областных органов государственной власти информацию о социально-экономическом положении в Ленинградской области, муниципальных образованиях и отдельных отраслях экономики Ленинградской области, необходимую для ведения коллективных переговоров и заключения Ленинградского областного трехстороннего соглашения, осуществления контроля за его выполнением;
  • проводить консультации с Правительством Ленинградской области при решении вопросов разработки и реализации социально-экономической политики и правотворчества в сфере труда, занятости, трудовой миграции, социальной защиты;
  • направлять членов комиссии в организации Ленинградской области независимо от форм собственности и подчиненности по вопросам заключения и контроля за выполнением Ленинградского областного трехстороннего соглашения;
  • участвовать через создаваемые рабочие органы и группы в разработке муниципальных, районных отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных тарифных соглашений;
  • принимать решения по вопросам, входящим в  ее компетенцию, которые обязательны для рассмотрения исполнительными органами государственной власти Ленинградской области, профсоюзами, работодателями, их объединениями;
  • осуществлять контроль за выполнением условий Ленинградского областного трехстороннего соглашения;
  • вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих соглашения, коллективные договоры;
  • содействовать разрешению разногласий по вопросам заключения и реализации соглашений, коллективных договоров, заключаемых в системе социального партнерства;
  • обсуждать проекты областных законов, иные нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти Ленинградской области по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
    Комментарий
    В соответствии с областным законом на региональном уровне между основными субъектами социального партнерства (государство, объединения работодателей, работодатели, объединения профсоюзов, профсоюзы) регулярно заключается трехстороннее соглашение о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства: рамочное — на три года, обязательства сторон — ежегодно.
    Заключаются регионально-отраслевые, территориальные и территориально-отраслевые соглашения.
    В настоящее время территориальные соглашения заключены в шести муниципальных образованиях Ленинградской области.
    Одной из важнейших проблем распространения территориальных и территориально-отраслевых соглашений является осознание и четкое представление взаимодействующими сторонами своих собственных интересов.
    Локальным правовым актом социального партнерства выступает коллективный договор.
    Желательно, чтобы такие договоры были в каждой организации Ленинградской области.
    В этом случае взаимодействующие стороны могут заранее, в процессе переговоров, выяснить свои позиции и возможности, внести в коллективный договор взвешенные положения, определить формы ответственности за невыполнение принятых обязательств.
    Правовые акты социального партнерства уведомительно регистрируются органом по труду субъекта РФ.

Статья 19. Регистрация соглашений и коллективных договоров

Заключенные на территории Ленинградской области соглашения любого уровня, коллективные договоры, а также их изменения и дополнения подлежат обязательной уведомительной регистрации в порядке, определяемом Правительством Ленинградской области.

    Комментарий
    В целом регулирование социально-трудовых отношений со стороны государства способствует снижению уровня конфликтогенности в обществе и устойчивому развитию предприятий и территорий.