Библиотека управления

Путешествуя по Интернету. Стресс... на работе

Оглавление журнала (Национальный институт профессиональной безопасности и здоровья, США) http://www.cdc.gov/niosh/stresswk.html

Природа труда меняется в стремительном темпе. Возможно сейчас, более чем когда-либо прежде, стресс на работе представляет угрозу здоровью работников и, следовательно, здоровью организаций.

    Обзор Northwestern National Life
    Доля работников, сообщивших, что их работа является «очень или чрезвычайно стрессовой», — 40%.

    Обзор Института семьи и работы
    Доля работников, сообщивших, что они «часто или очень часто выгорают или испытывают стресс на своей работе», — 26%.

    Обзор Йельского университета
    Доля работников, сообщивших, что они испытывают «небольшой или чрезвычайно сильный стресс на работе», — 29%.

Для многих американцев стресс на рабочем месте превратился в одну из общих проблем, связанных с большими издержками. Так, результаты исследований свидетельствуют, что:

  • четверть опрошенных рассматривают работу как стрессовый фактор № 1 в своей жизни (Northwestern National Life);
  • три четверти респондентов убеждены, что современный человек испытывает на рабочем месте больший стресс, чем предыдущее поколение (Princeton Survey Research Associates);
  • проблемы на работе в большей степени, чем любые другие стрессовые факторы, связаны с недомоганиями, даже в большей степени, чем финансовые или семейные проблемы (St.Paul Fire and Marine Insurance Co).

Понятие стресса на работе часто путают с понятием вызова (challenge), однако данные понятия не идентичны. Вызов заряжает нас психологически и физически, мотивирует к развитию новых навыков. Когда мы ответили на вызов, мы чувствуем себя расслабленными и удовлетворенными. Таким образом, вызов является важным компонентом здоровой и продуктивной работы. Его значимость скорее всего определяется фразой: «Небольшой стресс — благо для вас».

Каковы причины стресса на рабочем месте?

Почти все согласны с тем, что стресс на работе обусловлен как личностными особенностями работника, так и условиями труда. Однако предлагаемые способы предотвращения стресса на рабочем месте различаются в зависимости от значимости, которая придается характеристикам работника или условиям труда как основной причины стресса.

Стресс на работе и здоровье

Стресс посылает сигнал тревоги мозгу, мозг готовит организм к защитному действию. Нервная система возбуждается, и вбрасываются гормоны для обострения ощущений, убыстрения пульса, углубления дыхания и напряжения мускулов.

Такая реакция важна потому, что она помогает нам защитить себя от угрожающих ситуаций. Реакция заранее биологически запрограммирована. Каждый реагирует во многом одним и тем же способом, независимо от того, имела ли место стрессовая ситуация на работе или дома.

Краткие или нечастые эпизоды стресса несут небольшой риск. Однако, когда стрессовые ситуации не разрешаются, организм остается в постоянном состоянии активации, которое увеличивает степень изнашивания биологических систем. В конечном счете возникает усталость, и способность организма поддерживать и защищать себя может быть значительно ослаблена. В результате нарастает риск нарушений здоровья и заболеваний.

По данным Journal of Occupational and Environmental Medicine, расходы на медицинские услуги и поддержание здоровья на 50% выше у тех работников, которые сообщили, что испытывают высокий уровень стресса.

Ранние настораживающие признаки рабочего стресса:

  • головная боль;
  • нарушения сна;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • вспыльчивость;
  • нарушения аппетита;
  • неудовлетворенность работой;
  • плохое моральное состояние.

Стресс, здоровье и производительность

Некоторые работодатели полагают, что стрессовые условия труда являются неизбежным злом и что компании должны увеличить нагрузку на работников и оставить в стороне заботу о здоровье, для того чтобы обеспечивать производительность и прибыльность. Однако данные исследований опровергают это положение. Более того, они показывают, что стрессовые условия работы в действительности ассоциируются с возросшим абсентеизмом, опозданиями и намерениями сотрудников уйти с работы.

Здоровая организация — это организация с низким уровнем заболеваний, травматизма и инвалидности среди сотрудников, а также конкурентоспособная на рынке. Исследование NIOSH выявило организационные характеристики, ассоциирующиеся как со «здоровой» работой при низком уровне стресса, так и с высоким уровнем производительности. Среди них такие как:

  • признательность к работникам за хорошее выполнение работы;
  • возможности карьерного развития;
  • организационная культура, в которой каждый работник ценен сам по себе;
  • действия менеджмента, согласующиеся с организационными ценностями.

Почти половина крупных компаний в США предлагают своим сотрудникам определенные типы тренинга по управлению стрессом. В их рамках работникам объясняют природу и источники стресса, влияние стресса на состояние здоровья, прививают личные навыки по уменьшению стресса (например управление временем или упражнения по релаксации).

Тренинг по управлению стрессом может быстро ослабить симптомы стресса, такие как беспокойство и бессонница; он также имеет те преимущества, что недорог и прост для реализации.

Тем не менее тренинговые программы по управлению стрессом имеют два основных недостатка:

  • положительное влияние на симптомы стресса зачастую носит краткосрочный характер;
  • программы часто игнорируют коренные причины стресса, потому что фокусируются на работнике, а не на его окружении.