Библиотека управления

Как справиться с проблемами, возникающими в работе менеджера?

Харри Дж. М. Вассенберг, магистр социологии (Зотермеер, Нидерланды)
Перевод Елизаветы Родионовой

Оглавление журнала

Характерные особенности управленческого труда

Работа менеджера имеет свою специфику. Наиболее важной ее чертой является огромный объем. Большинство менеджеров заняты по горло. Чаще всего их деятельность не ограничивается рамками официального рабочего дня и занимает весомую часть свободного времени. Подавляющее большинство работ, выполняемых менеджерами, непродолжительны, многие из них плохо структурированы. Начатое дело нередко прерывается, так как постоянно возникают другие дела, требующие немедленного решения. Ввиду этого фрагментарность работы — часто встречающийся феномен.

В своей деятельности менеджеры, как правило, отдают предпочтение вербальным коммуникациям как активному способу передачи информации, который способствует достаточно быстрому пониманию текущей ситуации и установлению оперативной обратной связи.

Вербальные коммуникации предполагают разговор лицом к лицу, телефонный разговор, инструктаж и т.п. Чаще всего они носят неформальный характер, особенно на низшем уровне управления. На высшем уровне присутствуют формальные процедуры принятия решений, которые требуют не только вербального общения, но и работы с текстами. Однако следует признать, что работа с текстами, особенно длинными, вызывает негативную реакцию у руководителей. Для них предпочтительнее короткое резюме.

Работа менеджеров связана в основном с очень конкретными вещами. Поэтому они, как правило, не любят размышлять об основах организации, о ее будущем, о направлениях и проблемах развития.

Проблемы, возникающие в работе менеджера

Из-за поглощенности текущими вопросами у менеджеров практически не остается времени для осмысления того, что они будут делать завтра. По этой причине возникает замкнутый круг проблем, и попытки улучшить сложившуюся в организации ситуацию не приносят успеха. К числу таких проблем относятся:

  • поверхностность мышления;
  • перегруженность работой в связи с отсутствием делегирования полномочий;
  • ограниченность возможностей для совершенствования управленческих навыков;
  • недостаточное внимание к комплексным, базовым проблемам и нехватка времени на осмысление существующей ситуации и будущего, а также на разработку долгосрочной перспективы.

Возможные направления решения данных проблем

Г. Минцберг рекомендует следующие способы решения возникающих у менеджера проблем:

Анализ содержания своей работы. Он может выполнить эту задачу сам или воспользоваться помощью инструктора.

Распределение информации. Подчиненным нужна не только традиционная информация в виде распоряжений, указаний и т.п., им также необходимо знать об организационных ценностях и целях. Менеджер должен разъяснять работникам связь между прибылью компании, ее ростом, защитой окружающей среды и благосостоянием работников. Кроме того, он должен разъяснять и доводить до исполнителей план, его основные направления.

В противном случае он не сможет возложить на них ответственность за какое-либо важное решение. В этой связи менеджеру следует документировать имеющуюся у него информацию, с тем чтобы в любой момент довести ее до исполнителей.

Сознательная борьба с поверхностностью, которая предполагает более широкое делегирование полномочий, привлечение подчиненных к процессу подготовки и принятия текущих управленческих решений, концентрацию внимания на вопросах реорганизации структуры, расширения компании, разрешения основных конфликтов.

Разделение работы, когда это возможно. Следует подумать о создании управленческих команд из двух или трех человек. В них один из менеджеров сосредотачивается на внешних функциях (связи с общественностью, номинальный глава, спикер и переговорщик), другой — занимается внутренней работой, осуществляет руководство и принимает решения. При этом члены команды должны дополнять друг друга, обладать способностью к эффективному взаимодействию, они должны иметь общие взгляды на желаемое направление развития организации.

Выполнение обязательств. Каждый менеджер вынужден принимать на себя большое количество обязательств. Однако эти обязательства могут выполняться по-разному. Например, формальные церемонии могут быть простой потерей времени, а могут служить способом продвижения менеджером своих интересов.

От того, умеет он или нет извлечь выгоду из своих обязательств, зависит, преуспеет он или нет.

Освобождение от обязанностей. Менеджеру нужно научиться освобождаться от некоторых обязанностей с тем, чтобы посвящать часть времени решению наиболее важных с его точки зрения вопросов. В то же время он должен включать эти вопросы в свое расписание. Только в этом случае можно рассчитывать, что его инициатива будет реализована.

Воссоздание целостной картины из деталей. Хотя работа менеджера фрагментарна, вместе с тем ему не следует упускать из вида общую картину и текущей, и перспективной ситуации.1

К решениям, предложенным Минцбергом, можно добавить:

Умение слушать. Большая часть общения с менеджером проходит в вербальной форме, и здесь очень важно уметь сразу же разделять нужную и ненужную информацию. Менеджеры должны слушать очень внимательно, это помогает сэкономить время и предупредить возникновение неверных выводов.

Использование советников для анализа, интерпретации информации и выработки предложений.

Обучение персонала коммуникативным навыкам. Менеджер должен учить подчиненных выражаться как можно более четко, должен показывать, как при необходимости привлекать внимание менеджера.


Сноски

1 Mintzberg Н. The Nature of Management. Harper Collins, N.Y., 1973.