Библиотека управления

Как бороться с опозданиями?

У ч а с т н и к и : Андрей Удалов (коммерческий директор ОАО «Хлебный Дом», Санкт-Петербург)
Елена Борисова (исполнительный директор компании «СЛГ Томас Интернэшнл Санкт-Петербург»)
Татьяна Ковалева (консультант, Санкт-Петербург)
Вера Минина (главный редактор журнала «Персонал-Микс»)
Ирина Гуринова (коммерческий директор ООО «Римус», Санкт-Петербург)

Оглавление журнала

Уважаемые читатели!

Во время проведения одного из круглых столов в редакции журнала «Персонал-Микс» возникла дискуссия, которая вышла за рамки обсуждаемой тогда темы. Однако нам она показалась столь интересной и уместной для данного номера, что мы решили предложить ее вниманию читателей.

Елена Борисова: Приведу пример из практики. На семинаре обсуждались проблемы оценки сотрудников. Руководитель отдела рассказывает: «У меня есть сотрудница, она каждый день опаздывает, приходит минут на 15 позже и еще при этом краситься начинает. Я ей и так и этак, пытаюсь с ней поговорить по-человечески.

А она мне отвечает, что ей так удобно, что от дома до работы трудно добираться, что проблемы с автобусом и т.д. В то же время с работы уходит вместе со всеми».

Я советую: «Увольте эту сотрудницу!»

Руководитель отдела отвечает: «Не могу». Тогда я спрашиваю: «А как себя чувствует ее сосед или соседка по работе, которые приходят вовремя, не красятся с утра и сразу начинают работать, а тут человек при той же зарплате каждый день опаздывает и не получает никаких взысканий?»

Вера Минина: А если эта сотрудница успевает делать все, что нужно?

Елена Борисова: Что значит успевает? А если есть режим? Введите индивидуальный режим, если технологический процесс этого требует. К тому же эта опаздывающая — не выдающийся работник. И что значит если успевает? Почему двенадцать человек должны приходить на работу вовремя, а одному человеку можно приходить не вовремя?

Вера Минина: Тогда, может быть, отказаться от этого режима?

Елена Борисова: Данная работа не подразумевает отклонений от режима. Просто один человек его нарушает. Когда один человек нарушает режим — это терпимо? Я говорю: «Вы думаете только об этом одном человеке». А мне отвечают: «А я не могу ее уволить, у нее двое детей». — «Ну и что? А что, у остальных детей нет, семьи нет? Почему они должны терпеть это, делать ее работу и потом морально страдать: одному можно, а мне нельзя!» От некоторых работников надо избавляться! Это — сфера ответственности руководителя. Данному руководителю отдела лично тяжело уволить сотрудника: это человек с двумя детьми. Но как руководитель она не думает о двенадцати других сотрудниках.

Андрей Удалов: Руководитель, который не может уволить человека, — не руководитель. Я уже «проигрывал» все варианты работы со своими подчиненными, опаздывающими на работу. Даже сам оправдание им придумал: «Они позже уходят». Даже равенство построил: «На полчаса опоздал — на полчаса ушел позже». Потом я сказал: «Пусть!» Если человек успевает делать работу в полном объеме, выполнять свои функции, должностные обязанности, то пусть опаздывает, он ведь добирается до работы на общественном транспорте, который функционирует плохо. Я решил не придираться к этому. В общем, для себя я еще не решил эту проблему окончательно. Наверное, неправильно увольнять человека только за опоздания. Но другие сотрудники могут относиться к этому по-другому. И это тоже надо учитывать.

Ирина Гуринова: Опоздания можно документально зафиксировать, например через тот же отдел кадров. Опоздание, допустим, на 15 минут — вычет из зарплаты. И все!

Кто хочет, может официально отработать время опоздания.

И тогда другие работники не будут испытывать дискомфорта из-за того, что человек приходит позже.

Андрей Удалов: Это бы сразу подействовало!

В июне—июле «Персонал-Микс» провел опрос на сайте www.profy.ru

Как в вашей компании относятся к опозданиям на работу?
(Всего ответили 670 человек)

Леонид Мирошников,
генеральный директор ЗАО «Мир Профессионалов» (Москва)

Опоздание — верный признак незаинтересованности в работе

К опозданиям на работу, на мой взгляд, следует относиться более чем серьезно. Конечно, плохо, когда работник самостоятельно сократил себе рабочий день, еще хуже, когда из-за опоздания оказалась невыполненной намеченная работа, и совсем недопустимо, если опоздание отразилось на клиенте компании.

Настоящая беда в том, что это — верный признак незаинтересованности работника.

Практически стопроцентный. Любой психолог скажет вам, что ничего случайного не бывает. И если каждую причину по отдельности (будильники, пробки, самочувствие, ключи, лифты и краны) можно и нужно считать уважительной, то все они вместе или любое их сочетание должно быть знаком: человеку не интересно приходить на эту работу.

Что делать в этом случае? Идеальный вариант — заинтересовать работника. Каким образом — отдельная тема.

А если не получается или нет такой возможности — начинать, как ни печально это звучит, искать ему замену.

Долго ждать последствий не придется — увольнение в лучшем случае или нарастающее игнорирование своих обязанностей в худшем.

P.S.

Все сказанное выше основано на беседах автора с менеджерами по персоналу различных компаний и не имеет никакого отношения к коллективу «Мира Профессионалов».

Все наши сотрудники приходят на работу вовремя, работают много и с удовольствием.