Библиотека управления

Обучение рабочих кадров для Александровского завода в первой половине XIX века 1

Владимир Павенков, к. и. н., доцент Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций
Мария Павенкова, ассистент факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета
Денис Рахманов, исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета

Оглавление журнала

Возникновение Александровского завода относится к началу XIX века. Из-за сильного наводнения, произошедшего в Санкт-Петербурге 7 ноября 1824 года, серьезно пострадал Петербургский чугунолитейный завод, заложенный еще в царствование Екатерины II. Ремонтировать его уже не было смысла: дешевле и безопаснее было возвести новый и на новом месте.

Так на седьмой версте Шлиссельбургского тракта в 1825 году по соответствующему указу Александра I началась постройка Александровского завода. 7 сентября 1826 года, спустя 14 с половиной месяцев после начала строительства, завод начал работать.

Продукция Александровского завода

Ассортимент изделий нового завода был весьма разнообразен. В 1830 году было спущено большое по тому времени грузопассажирское судно «Нева» водоизмещением 250 тонн. «Нева» открыла первую на Черном море регулярную пароходную линию Одесса—Константинополь. В 1833 году для Александринского театра была отлита колесница Славы, с венчающей ее фигурой Аполлона. Была исполнена также металлоконструкция для подвески ярусов лож. В 1834 году была построена подводная лодка, которая могла погружаться на глубину до 13 метров и маневрировать под водой. В 1834 году была отлита решетка Смольного собора. Изготовивший ее мастер завода А.П. Маликов был награжден золотой медалью «За усердие». В память победы в войне 1812 года на Александровском заводе были изготовлены детали для Нарвских ворот и целиком отлитые из чугуна Московские триумфальные ворота, а также колесница Победы на арке Главного штаба. Кроме значительных заказов, завод выполнял и более мелкие: изготавливал машины для различных производств, приборы, решетки, балконы и множество других изделий из чугуна, меди и железа.

Обучение рабочих кадров для завода

Высочайшие требования к качеству продукции создавали необходимость в постоянной подготовке квалифицированных рабочих и мастеров. Часть образованных рабочих кадров была подготовлена в приходском училище при Петербургском чугунолитейном заводе, которое было открыто 24 сентября 1821 года. В него поступали в основном дети мастеровых. Принимались только мальчики. Их возраст составлял от 6 до 11 лет. Училище делилось на два разряда. Во второй разряд переводились те ученики, которые освоили предметы первого. В первом разряде дети должны были изучать слоги гражданского и церковного шрифта, часослов и псалтырь, сокращенный катехизис. Во втором большое внимание уделялось арифметике и священной истории.

В 1829 году открылось училище при Александровском заводе. В нем состав предметов был расширен. Обучали «российской грамоте и прочим наукам»2. Обращает на себя внимание интерес администрации завода к училищу. Его лично курировал директор завода Матвей Егорович Кларк (1776—1846) — человек безусловно одаренный, талантливый инженер и управленец. Если в приходском училище при Петербургском чугунолитейном заводе преподавали и 14-летние гимназисты, а жалование предлагалось 240 рублей в год, то директор Александровского завода М.Е. Кларк сам подбирал учителей и предлагал за этот труд 400 рублей в год и квартиру.

Клятва при поступлении на работу

Завод выполнял много императорских заказов, в том числе широко не разглашаемых. При Николае I была введена клятва с крестным целованием, которую давали выпускники училища при поступлении на завод. В ней говорилось (согласно легенде клятва произносилась наизусть): «Я нижеименованный обещаю и клянусь Всемогущим Богом перед Святым Его Евангелием в том, что хочу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному всемилостивейшему Великому Государю Императору Николаю Павловичу, Самодержцу Всероссийскому, и Его Императорского Величества Всероссийского Престола Наследнику, Его Императорскому Высочеству Государю Цесаревичу и Великому князю Александру Николаевичу верно и не лицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови, и все к высокому Его Императорскому Величеству Самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенная и впредь узаконяемая, по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять и притом по крайней мере старания способствовать все то, что к Его Императорскому Величеству верной службе и пользе Государственной во всяких случаях касаться может о ущербе уже Его Величественного интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведано, благовременно объявлять, но и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, поверенный и положенный на мне чин, как по сей определенной и от времени до времени Его Императорского Величества Именем от представленных надо мною Начальников, определяемый Инструкциями и Регламентом и Указом, надлежащим образом по совести своей исправлять, и для своей присяги не поступать, и таким образом себя вести и поступать, как верному Его Императорскому Величеству подданному благопристойно есть и надлежит, и как я пред Богом и судом Его страшным в том всегда ответ дать могу, как суще мне Господь Бог душевно и телесно да поможет. В заключении же сей моей клятвы целую слова и крест Спасителя моего. Аминь»3.

Делом доказать сказанное

Рабочие завода не раз подтверждали слова данной ими клятвы. Показателен в этом отношении один случай. В 1837 году загорелся Зимний дворец. Пожар, возникший из-за неисправности дымохода в стене между Петровским и Фельдмаршальским залами, бушевал тридцать часов. Здание Зимнего практически погибло, удалось спасти от огня лишь здания Эрмитажа. По существу дворец нужно было строить заново. Была назначена специальная комиссия, в распоряжение которой был полностью предоставлен Александровский завод. Предприятие к этому времени смогло зарекомендовать себя превосходным качеством изделий. Все посторонние заказы были сняты, и в течение четырех лет завод работал исключительно для Зимнего дворца. Множество металлоконструкций, элементы сложнейших систем отопления и водопровода, металлические детали архитектурных украшений — все это было изготовлено и собрано руками александровцев. Для Большого тронного зала рабочим и инженерам пришлось решить трудную задачу — создать огромное (шириной 20 м) безопорное перекрытие. Потолок зала, собранный из медных листов, подвесили на сложной металлической конструкции, усиленной двумя якорными цепями. Усердную работу император поощрил медалью «За возобновление Зимнего дворца», которой были награждены 500 рабочих и мастеров Александровского завода.


Сноски

1 При подготовке статьи использовались следующие материалы:
Архив Музея истории ОАО «Пролетарский завод»: ф. III Р. I, ед. хр. 1, лл. 1—3; ф. III Р. II, ед. хр. II, лл. 1—4; Горный журнал. 1826. Том IX. С. 180—182; Кривская П.Б. М.Е. Кларк — первый директор Санкт-Петербургского Александровского завода // Петербургские чтения — 1997. СПб., 1997. С. 453—455; ЦГИА СПб.: ф. 1365, оп. 5, д. 36, л. 41; ф. 1365, оп. 5, д. 21, л. 4; ф. 1365, оп. 5, д. 15, лл. 3—4, 22.

2 ЦГИА СПб., ф. 1365, оп. 5, д. 36, л. 41.

3 Архив Музея истории ОАО «Пролетарский завод»: ф. III Р. II, ед. хр. II, лл. 2—3.