Библиотека управления

Динамика заработных плат в первой половине 2001 года

Мария Рассохина консультант-аналитик по рынку труда компании «АНКОР» (Москва)

Оглавление журнала

Информация подготовлена на базе анализа поступающих в «АНКОР» заказов на подбор персонала и регулярных обзоров заработных плат. В последнем обзоре (январь—июнь 2001 года) приняли участие 44 иностранные и российские компании. Представлены данные по пяти секторам рынка, 67 типовым позициям в каждом из секторов и 10 616 сотрудникам.

Начало года ознаменовалось всплеском спроса на все категории персонала. Среднемесячное количество поступающих в «АНКОР» заявок на подбор персонала в этом году достигло среднемесячного числа заказов докризисного 1997 года (график 1).

График 1
Отношение среднемесячного числа поступающих в «Анкор» заказов к среднему числу заказов 1997 года

Рост спроса на рабочую силу и снижение с января ставки подоходного налога до 13% привели к значительному росту заработных плат. В частности, уровень заработных плат повысился:

  1. в период с зимы 2000 года до лета 2001 года
    на 20% (до вычета налогов)
    на 46% (после вычета налогов)
  2. в период с лета 2000 года до лета 2001 года
    на 2% (до вычета налогов)
    на 22% (после вычета налогов)

Оплата труда отдельных категорий специалистов в прошедшем году (лето 2000 — лето 2001 года) изменялась неравномерно. Так, рост базовых окладов менеджеров среднего звена в среднем на 12% опережал рост окладов рядовых сотрудников. Впрочем, как видно из графиков 2 и 3, это лишь компенсировало более резкое падение оплаты их труда во второй половине 2000 года.

С лета 2000 года «чистые» оклады рядовых сотрудников увеличились в среднем на 15—17% (график 2).

График 2
Динамика базовых окладов рядовых сотрудников (в долларах США после вычета налогов)

Наибольший рост характерен для специалистов по сетевым технологиям и личных ассистентов (их оклады выросли в среднем на 20%), наименьший — для торговых представителей и бухгалтеров (их оклады выросли в среднем на 4%).

Оклады менеджеров среднего звена увеличились в среднем на 27—30% (график 3).

График 3
Динамика базовых окладов менеджеров среднего звена (в долларах США после вычета налогов)

У менеджеров по работе с клиентами, менеджеров по информационным системам, менеджеров по продукту / торговой марке рост базовых окладов (после вычета налогов) по отношению к лету 2000 года составил более 30%. А «чистые» оклады менеджеров по работе с персоналом достигли лишь уровня лета 2000 года и выросли всего на 1%.