Библиотека управления

Где учиться?
Инновационные технологии в социальном менеджменте

Обзор подготовлен А.Ф. Борисовым, профессором кафедры социального менеджмента РГПУ им. А.И. Герцена,
О.Я. Гелихом, доцентом, заведующим кафедрой социального менеджмента РГПУ им. А.И. Герцена

Оглавление журнала

Под таким названием в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) прошла межвузовская научно-практическая конференция.

На конференции обсуждались три группы проблем.

Первая — формулировка понятия инновационной технологии, особенности его интерпретации представителями различных отраслей знания.

Особый интерес вызвали доклады профессора К.С. Пигрова и доцента О.Я. Гелиха. К.С. Пигров подчеркнул, что технология не может быть сведена только к роли алгоритма создания средств удовлетворения человеческих потребностей или облегчения труда. Технология предстает перед нами, с одной стороны, как основное средство удовлетворения человеческих потребностей, а с другой — как обнаружение сущностных сил человека, способ его инобытия в мире. Инновационные технологии — это не просто одно из средств утилитарно полезной человеческой деятельности, но и некоторая фундаментальная активность современного человечества.

О.Я. Гелих отметил, что подлинная инновация — это всегда не только новое качество, но и новая ценность.

Инновационная деятельность является сущностной характеристикой не только предпринимателя, но и руководителя, организатора, менеджера.

Успешные руководители отличаются тем, что они способны на глубокие организационные преобразования, связанные с реорганизацией и модернизацией системы управления.

Вторая группа проблем — возможности применения концепций непрерывного образования, развивающего обучения, использования методов игрового проектирования и моделирования, интерактивных техник.

В дискуссии приняли участие профессор А.Ф. Борисов, Н.А. Полонская, Л.В. Бузене, О.А. Клиценко, А.О. Кравцов, М.М. Новик, А.С. Ходоровская и др. Профессор А.Ф. Борисов, автор известной книги «Личность работника и его собственность» подчеркнул, что современный бизнес требует систематического обучения работников культуре отношений собственности.

Это подразумевает наличие специальных учебных программ.

Как показывает западный опыт, такие программы способствуют изменению враждебных отношений между руководством, профсоюзом и работниками организации в направлении сотрудничества, децентрализации процесса принятия решения.

Большой интерес вызвали выступления Л.В. Бузене «Мастер-класс и подготовка под проект как инновационные технологии в системе непрерывного профессионального образования», О.А. Клиценко «Информационные модели как основа совершенствования последипломного образования взрослых», М.М. Новика «Дистанционное обучение — новая образовательная технология высшего и непрерывного образования», А.С. Ходоровской «Использование методов имитационного моделирования в процессе обучения менеджеров».

Третья группа проблем — использование информационных и коммуникативных технологий в управлении современными фирмами, образовательными учреждениями, их влияние на успешность и эффективность деятельности организаций.

В дискуссии приняли участие профессор И.А. Богачек, профессор В.А. Абчук, профессор Л.А. Громова, профессор А.П. Панфилова, профессор Р.Ф. Жуков, профессор Г.Е. Алпатов, Б.М. Голодец, Н.П. Коробова, Е.И. Кудрявцева, Д.С. Лозинская, И.В. Суслова, профессор Ш.З. Хуббиев, А.Ф. Алексеева, П.А. Бавина, В.М. Шутова и др.

Профессор А.П. Панфилова, известный в стране игротехник, автор книги «Деловая коммуникация в профессиональной деятельности», рассмотрела влияние интерактивных технологий на развитие коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры менеджеров.

Профессор Р.Ф. Жуков поделился информацией о собственной разработке метода активного социологического анализа и контроля («Мастак»).

Профессор Г.Е. Алпатов заострил внимание на проблеме внедрения маркетинговой технологии управления в образовательные учреждения.

Профессор Л.А. Громова остановилась на характеристике роли PR-деятельности в формировании положительной репутации вузов, установлении долгосрочного партнерства и привлечении инвестиций.