Библиотека управления

Обзор рынка тренинговых услуг

Наталья Толстая, генеральный директор агентства «Амплуа-персонал» (Москва)
Татьяна Михайличенко, менеджер проекта www.trainings.ru (Москва)

Оглавление журнала

На вопросы наших анкет подробно ответили тридцать два сотрудника служб персонала компаний и представителей тренинговых компаний.

Выяснилось, что 70% компаний пользуются услугами тренинговых компаний, 59% привлекают свободных тренеров и у 82% компаний есть свои внутренние (корпоративные) тренеры.

Есть компании, в которых нет внутреннего обучения, они пользуются только услугами приглашенных тренеров и тренинговых компаний.

Сегменты рынка существенно зависят от соотношения компаний, прибегающих к внешнему обучению. Например, у IT-компаний этот процент будет гораздо меньше, чем у торговых компаний. Фактически, как мы выяснили, все компании используют внутренних тренеров и привлекают свободных тренеров и внешних провайдеров, очевидно, для решения разных задач.

Обучение является средством мотивации в 87% случаев и не является — в 13%.

Ответы на вопрос, является ли обучение средством мотивации, нас порадовали. Еще несколько лет тому назад от сотрудников различных компаний можно было услышать следующее: «Меня к вам прислали. Руководство сказало, что если я не пройду этот тренинг, то мне зарплату не повысят... вплоть до увольнения».

Плюсы и минусы тренинговых компаний (приводятся самые частые ответы)

Плюсы Минусы
Новые техники, новые темы, идеи
Гарантия качества услуг
Отсутствие деловых и дружеских связей
Дорогие услуги
Нет ежедневного контроля
Формализм и поточность
Качественные раздаточные материалы

Плюсы и минусы привлечения свободных тренеров

Плюсы Минусы
Новые техники, новые темы, идеи
Дешевле, чем услуги тренинговых компаний
Программа более адаптирована к потребностям заказчика
Возможность выбора оптимального графика занятий
Уровень профессионализма не всегда соответствует уровню оплаты
Организационные накладки

Результаты опроса показывают, что свободный тренер рассматривается как человек, способный потратить больше времени и более гибко подойти к решению задач, подстроиться под клиентов, чем тренинговые компании. Но при всем этом существует проблема профессионализма свободного тренера, его уровень более низок.

Плюсы и минусы корпоративных тренеров

Плюсы Минусы
Хорошее знание конкретного бизнеса
Возможность ежедневного курирования
Более широкий охват аудитории
Минимальные затраты
Временная пауза
Свежих идей мало, небольшой ассортимент программ
Груз дружеских симпатий
Низкое качество сопроводительных материалов

Респонденты довольно часто отвечали, что один тренер в компании не может охватить все аспекты обучения, что ему сложно подготовить новую программу обучения и у него на это уходит большой объем времени, что у него может не быть возможности привлечь какие-то новые материалы. То есть внутренний тренер не обладает широким спектром программ. Опрос также показал, что если возникают какие-то новые задачи обучения, которые нужно быстро решать, то часто приходится привлекать внешних провайдеров, потому что внутренним тренерам на это может потребоваться много времени. В связи с этим возникает проблема планирования обучения.

Планирование обучения

Составляют перспективный план на год 45%
Проводят обучение по мере необходимости 31%
Планируют в зависимости от бюджета 24%

Выигрывают те компании, которые имеют план обучения на год и которые знают, какие программы обучения им могут понадобиться; внутренние тренеры таких компаний располагают временем и возможностью спланировать обучение и подготовиться заранее. Опрос показал: более половины компаний подстраиваются под ситуацию, под конкретно возникающую потребность в обучении или под наличие денег на обучение. Мы неоднократно слышали от своих заказчиков: «У нас появились деньги, почему бы не провести тренинг продаж?» Наверное, и этот подход имеет право на существование, однако при нем вопрос эффективности стоит довольно остро.

Какие категории сотрудников чаще всего проходят тренинг

По мнению HR-менеджеров:

    Топ-менеджеры 13%
    Менеджеры среднего звена 32%
    Торговые представители 26%
    Специалисты 21%
    Технический персонал 8%

По мнению тренинговых компаний:

    Топ-менеджеры 31%
    Менеджеры среднего звена 28%
    Торговые представители 19%
    Специалисты 19%
    Технический персонал 3%

Результаты показывают, что HR-менеджеры стараются в первую очередь обучать менеджеров среднего звена и торговых представителей.

Наиболее популярные темы (программы) тренингов

По мнению HR-менеджеров:

    Продажи 31%
    Управление 23%
    Переговоры, презентация 23%
    Командообразование 13%
    Финансы 7%
    Другие 3%

По мнению тренинговых компаний:

    Продажи 37%
    Управление 19%
    Переговоры, презентация 24%
    Маркетинг 10%
    Личностный рост 5%
    Другие 5%

С точки зрения HR-менеджеров очень популярен тренинг по командообразованию, хотя, по мнению тренинговых компаний, это не самый востребованный вид обучения. Одна из версий, объясняющих это расхождение, — некоторые иллюзии HR-менеджеров в отношении того, что это модный тренинг, либо же его стараются проводить внутренними силами, не выносить за пределы компании.

Какие программы тренинга прошли сотрудники компаний-респондентов в 2000 году?

По мнению HR-менеджеров:

    Переговоры, презентация 30%
    Продажи 21%
    Управление 17%
    Маркетинг 10%
    Командообразование 9%
    Финансы 5%
    Управление временем 3%
    Другие 5%

По мнению тренинговых компаний:

    Переговоры, презентация 23%
    Продажи 22%
    Управление 19%
    Личностный рост 13%
    Маркетинг 8%
    Командообразование 6%
    Работа с клиентами 3%
    Финансы 2%
    Управление временем 2%
    Другие 2%

Ответы HR-менеджеров и тренинговых компаний во многом совпадают, за исключением того, что тренинговые компании сообщают о проведении довольно большого числа тренингов личностного роста. Данное расхождение может быть объяснено тем, что речь идет об открытых тренингах личностного роста, на которые приходят сотрудники компаний по собственной инициативе и которые оплачиваются самими участниками.

Из наших респондентов шестеро заявили, что используют или использовали тренинги личностного роста, и еще трое — что собираются их использовать.

Проблемы, возникающие в работе с тренинговыми компаниями

По мнению HR-менеджеров:

    Несоответствие результатов ожиданиям 47%
    Проблема выбора тренинговой компании 23%
    Низкая квалификация тренера 18%
    Организационные 12%
    Нет проблем 18%

По мнению тренинговых компаний:

    Невозможность состыковки даты, оптимальной для клиента, со свободными днями тренера
    Трудно связаться с человеком, принимающим решение о необходимости тренинга
    Неплатежеспособность
    Страх секты
    Управление ожиданиями клиента, разочарование клиента
    Нет проблем — более 50% опрошенных

Критерии выбора тренинга

    Содержание программы 28%
    Стоимость 22%
    Рекомендации других компаний 20%
    Тренер 18%
    Получение сертификата 6%
    Известность тренинговой компании 4%
    Другое 2%

Критерий стоимости не стоит на первом месте, превалирует содержание программы. Интересно, что известность самой тренинговой компании занимает одно из последних мест среди критериев выбора.

При всем при этом тренинговые компании, хорошо известные на рынке, занимающие прочные позиции, обладают более совершенными программами и благодаря этому занимают ведущее положение, однако само имя не играет такой важной роли.

Относительно самого тренера как критерия выбора: часто бывает так, что, когда тренер переходит из одной тренинговой компании в другую, за ним переходит и его клиент.

Критерии оценки эффективности тренинга

По мнению HR-менеджеров:

    Влияние на результаты бизнеса 33%
    Оценка участников 21%
    Изменение поведения сотрудников 21%
    Отзывы клиентов 7%
    Тестирование знаний 7%
    Применение знаний в работе 7%
    Другое 4%

По мнению тренинговых компаний:

    Повторные обращения клиентов
    Отзывы участников
    Пакет услуг, включающий предварительную диагностику
    Рекомендации других клиентов
    Подготовка тренера
    Влияние на результаты бизнеса
    Оценка руководителей
    Изменение поведения сотрудников

Перспективные направления

По мнению HR-менеджеров:

    Коучинг
    Дистанционное обучение
    «Полевое» обучение
    Нейролингвистическое программирование

По мнению тренинговых компаний:

    Комплексное обслуживание клиентов (диагностика—тренинг—аудит—консалтинг)
    Сочетание тренинга с оценкой персонала (ассессмент)
    Сочетание бизнес-тренинга с психологическим аспектом
    Лидерство
    Командообразование
    Планирование карьеры
    Совмещение тренингов личностного роста и бизнес-обучения

Коучинг вырвался на первое место, сейчас это очень популярное слово. Такое впечатление, что не все компании на самом деле хорошо представляют себе, что это означает. Полевое обучение предполагает, видимо, что тренер имеет возможность прямо на месте посмотреть, как сотрудники после обучения работают в своих компаниях, обеспечивает обратную связь, то есть процесс продолжается и после окончания самой тренинговой программы. Но это может быть и передача технологий обучения менеджерам. Настораживает то, что мнения HR-менеджеров и сотрудников тренинговых компаний совсем не пересекаются. Видимо, представления участников рынка тренинговых услуг существенно различаются.

Сравнение

Из отраслевого отчета «Всесторонний анализ субсидируемого работодателями тренинга в США -2000»