Библиотека управления

Телеработа в современном мире

Оглавление журнала

Джек Ниллес предложил восхитительное выражение «комплекс офиса» («the edifice complex», на английском это выражение звучит похоже на «эдипов комплекс»), идея которого в том, что мы должны иметь солидный офис для демонстрации нашего богатства и престижа.

Если бы «комплекс офиса» не существовал, то многие предпочли бы работать дома.

Телеработа или теледоступ?

Термины «теледоступ» и «телеработа» являются синонимами.

Термин «теледоступ» (telecommuting) был введен Джеком Ниллесом (Jack Nilles), который играет ключевую роль в продвижении этой концепции в США. Популяризатором термина стал футурист Франсис Кинсман (Francis Kinsman), использовав его в своей книге The Telecommuters (John Wiley & Sons, 1987). Термин «телеработа» (telework) получил распространение в Европе благодаря его использованию Европейской Комиссией.

«Горячие рабочие места»

Примером гибкой работы, связанной с работой на дому или бродячей (кочевой) телеработой, являются «горячие рабочие места» (hot desks). Вместо создания в офисе «персонального» рабочего места для каждого сотрудника, организуется несколько общих рабочих мест, используемых разными сотрудниками во время их нахождения в офисе. Каждое рабочее место имеет стандартную «офисную систему» (компьютер и телефон). Сотрудники могут иметь персональную передвижную полку («карусель»), на которой хранятся их «персональные» документы, файлы и т.п. и которая подкатывается к рабочему месту, занятому сотрудником в настоящий момент. Поскольку большое количество рабочих мест в обычных офисах занято не более чем 20% рабочего дня, экономия на офисных затратах может быть существенной. В одном из офисов фирмы IBM в штате Нью-Йорк действует правило «80:20», в соответствии с которым 800 сотрудников используют только 200 рабочих мест.

Бродячая (кочевая) телеработа

Кочевые (nomadic teleworkers) работники — это те, кто по роду своей деятельности вынуждены постоянно путешествовать. Для них место работы — «там, где они сейчас находятся». Пример — торговые агенты и инженеры по обслуживанию. Эта группа также включает некоторых руководителей, которые со своим ноутбуком и мобильным телефоном используют все возможности, предлагаемые данной технологией (голосовые и факсовые почтовые ящики, обмен сообщениями и удаленный доступ).

Кочевые телерабочие обычно имеют некоторые офисные условия для работы у себя дома, но их главный интерес — иметь доступ к хорошим условиям работы прямо «на ходу». Эту потребность учитывают, например, аэропорты, авиакомпании, отели.

Барьеры для телеработы

Телеработа дает выгоды и преимущества, только если она применяется правильным образом и в правильных случаях. Главные аспекты ее успешного применения следующие:

Личность

Телеработа на дому иногда является неудобной для некоторых людей, например для тех, кто имеет не очень сильные личные мотивации и не является достаточно самостоятельным; для этих людей требуется внешний контроль. Существуют также случаи, когда молодые люди впервые начинают работать, и им может на первых порах требоваться общение с коллективом для более быстрого приобретения необходимого опыта. Для некоторых необходимость «ходить на работу» является важной частью их жизни, а место работы — возможностью обзавестись друзьями и совершенствовать свои социальные навыки и контакты.

Место

Многие жилища недостаточно хорошо оборудованы для определенных видов телеработы. Например, могут возникать проблемы концентрации внимания и выполнения заданий в небольшой квартире с детьми и шумными соседями.

Организация работодателя

Некоторые компании имеют системы менеджмента и общий уровень культуры, которые не могут быть адаптированы к телеработе. Обзор мнений менеджеров Великобритании показал, что среди них существует достаточно много людей, которые не уверены в своих возможностях «управлять на расстоянии» и не верят в соответствующие способности своего персонала, следовательно, они считают, что при работе на дому служащие будут склонны недорабатывать.

Рабочее задание

Не все задания могут быть хорошо осуществлены в самоуправляемой среде. Существует много заданий, выполнение которых значительно выигрывает от тесных взаимодействий в группе исполнителей, собранных вместе в одной комнате, или от синергии интенсивно сотрудничающих групп. Примеры включают некоторые виды дизайна или другой творческой работы, в которых важной частью процесса творчества является то, что участники «трутся» друг о друга. В некоторых видах обслуживания клиентов или деятельности по продаже важную роль играет дух команды и внутренние мотивации, которые наилучшим образом генерируются лидерами и менеджерами при личном контакте с исполнителями. Некоторые из наших коллег также предполагают, что высокая доля чиновничьей работы может быть хорошо выполнена только под интенсивным контролем.

Ничто из вышеперечисленного не является существенным барьером для телеработы, все эти примеры просто иллюстрируют, как могут возникнуть негативные эффекты, если программа по применению телеработы недостаточно хорошо продумана. Если мы заставляем кого-нибудь использовать телеработу в плохих условиях для выполнения неподходящих заданий, мы должны ожидать появления проблем. Слишком часто результатом является заключение, что «телеработа не срабатывает» или «телеработа не срабатывает для нас». Истина заключается в том, что «мы что-то перепутали в применении телеработы».

Отношение к телеработе в России (%)

Доля телеработников европейских стран в совокупной рабочей силе. 1999 г. (%)