Почему «старички» теряют лояльность к фирме?
Проводя семинары и тренинги, посвященные профессиональному росту руководителей, сталкиваешься с тем, что психологическая неграмотность менеджеров обходится слишком дорого для компаний, осуществляющих различные организационные изменения.
Пример из недавнего опыта:
Ситуация 1 (зарисовка с тренинга «Управление изменениями в компании»)
Менеджер по развитию человеческих ресурсов: Мы провели реорганизацию в отделе заказов — отделили тех, кто занимается поиском клиентов, от тех, кто непосредственно оформляет сделку и ведет переговоры с исполнителями заказа. Продажи возросли в несколько раз. Система мотивации продумана до мелочей, и учтены все интересы. Комиссионные у тех и у других в среднем возросли раза в полтора (после изменений). И что же мы получили? Саботаж и демонстрацию недовольства. Теперь на общих совещаниях фирмы часть старого состава агентов отворачивается от руководства и не принимает участия в обсуждениях.
Консультант: Менеджер: Консультант: Менеджер: Консультант: Менеджер:
— ???
Менеджер: Консультант: Менеджер: Консультант: Менеджер:
Дорогие реформаторы и вершители человеческих судеб! Можно прочитать и выучить наизусть все книжки по менеджменту, но не понять главного: менеджмент — это не только наука, но и искусство — искусство обращения с людьми. Захваченные процессом организационных изменений, подстегиваемые количественными показателями прибыли и ощущением власти над растущим коллективом, вы забыли о том, что люди не являются расходным материалом, что они живые и весьма нежные создания.
Многие ли из нас готовы предпочесть светскую вечеринку на 150 человек домашнему ужину со старыми друзьями? Скорее всего, нет. Поэтому и работники, которые стояли у истоков создания фирмы и ощущали себя одной семьей (многие ее здесь и обрели), чувствуют себя преданными и заброшенными в новом ее облике, к которому они не имеют никакого отношения.
Без сопричастности нет ответственности. А без доверия не может быть будущего в отношениях. Доверие же достигается посредством искренности и постоянства. Девушка, которая сидит спиной на совещаниях (при более детальном выяснении оказалось, что сидит она все-таки полубоком к руководству и молча смотрит в окно), в силу своих психологических особенностей является «лакмусовой бумажкой» истинного настроя старого состава группы. Именно на таких людей следует ориентироваться, внедряя изменения. И уж поверьте, терпеть ей эту роль совсем не нравится. Ситуацию она выдержит ровно столько времени, сколько ее будут эмоционально мотивировать коллеги по работе. Поскольку, по словам менеджера по развитию, «в паре у них тандем», то проблема заключается в расколе коллектива на «они — капиталисты-начальники», «мы — старые товарищи» и «эти — новые зазнайки». Не нужно быть провидцем, чтобы предсказать судьбу данной компании. Нет, она не разорится завтра или даже послезавтра, но показатели прибыли не будут столь стремительно повышаться, а утечка информации и кадров неизбежна. Сотрудники запустят (уже запустили!) в руководство бумеранг пренебрежения интересов, невнимательности, небрежности. Это пепелище, которое будет тлеть долго. В данном конкретном случае проблема уже достаточно серьезная, чтобы дать однозначный совет для ее разрешения. И психотерапевт вряд ли поможет, по крайней мере — агентам. Что касается руководства фирмы, то пусть это будет поздно, но всегда есть возможность раскаяться и извиниться перед теми, кого забыли и обидели по причине того, что однажды приоритеты были расставлены неправильно.
Но для этого нужно завязать в узел свои амбиции и профессиональную гордыню и посмотреть на ситуацию с точки зрения общечеловеческих ценностей, а не с позиции новоиспеченного менеджера по развитию, у которого «поле не пахано». Иначе слишком тяжелым может оказаться плуг, а результаты не принесут радости.
…В конце второго дня тренинга менеджер по развитию резюмировала: «Если бы мы знали раньше о том, как нам нужно было поступить, то мы бы именно так и поступили, но мы же думали, что достаточно знать, что нужно делать, и не учли столько мелочей…»
Об этих самых «мелочах», а лучше сказать, о методах психологического сопровождения изменений, — в следующем номере.