Библиотека управления

Что говорит теория

Оглавление журнала

Функциональные обязанности менеджера по персоналу

Информационно-справочный бюллетень «ДП-консультант» № 1 (3) март 1998 г. Санкт-Петербург, издание ЗАО «Бонниер Бизнес Пресс»

Перечень этих обязанностей достаточно широк и может быть конкретизирован с учетом специфики деятельности компании, численности персонала, организационной структуры компании.

В целом менеджер по персоналу выполняет следующие обязанности:

  • руководит работой по организации и совершенствованию деятельности компании в области человеческих ресурсов, политики по персоналу;
  • планирует, организует и контролирует обеспечение компании кадрами требуемых профессий и квалификации;
  • обеспечивает подготовку годового плана комплектования компании кадрами, определяет потребности в персонале на основе плана развития компании;
  • анализирует ситуацию на рынке труда для определения конкурентоспособных ставок оплаты в компании;
  • составляет и контролирует бюджет службы персонала;
  • осуществляет поиск, проводит интервьюирование и отбирает сотрудников на вакантные должности;
  • проводит тестирование кандидатов на вакантные должности;
  • от имени генерального директора осуществляет прием, перевод и увольнение рабочих и служащих компании;
  • планирует и обеспечивает адаптацию новых сотрудников компании;
  • контролирует расстановку и правильность использования сотрудников, состояние трудовой дисциплины в подразделениях компании;
  • составляет уведомления об увольнении сотрудников с соответствующим обоснованием и проводит собеседования по увольнениям. Проводит собеседования с сотрудниками, увольняющимися по собственному желанию, в целях определения причин, стоящих за увольнением;
  • обеспечивает организацию обучения и повышения квалификации персонала компании, проведения персональной аттестации сотрудников;
  • ведет работу по оформлению, учету и контролю страхования и пенсионных дел;
  • расследует несчастные случаи и составляет отчеты для страховых компаний;
  • участвует в рассмотрении жалоб, встречается с участниками конфликтов и способствует разрешению конфликтов;
  • готовит отчеты и рекомендует меры для сокращения прогулов, других нарушений дисциплины и текучести кадров;
  • представляет компанию при рассмотрении вопросов, связанных с персоналом (в том числе и в судебных органах);
  • заключает договоры с внешними поставщиками для обеспечения услуг персоналу: питание, транспорт, аренда жилья и т.п.;
  • осуществляет учет характеристик нанятых на работу сотрудников.

С. 8—9

Функции кадровых служб, работающих по-новому

Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА-М, 1998

  1. Планирование трудовых ресурсов — определение потребности в кадрах в зависимости от стратегии развития производства.
  2. Создание резерва персонала, подбор в кандидаты, определение групп резерва.
  3. Отбор персонала из группы резерва.
  4. Оформление трудовых контрактов.
  5. Оценка трудовой деятельности каждого работника.
  6. Перевод, повышение, понижение, увольнение в зависимости от результатов труда.
  7. Профориентация и адаптация — включение набранных работников в коллектив, в процесс производства.
  8. Определение заработной платы и льгот в целях привлечения, сохранения, закрепления кадров.
  9. Организация обучения кадров.
  10. Подготовка руководящих кадров.
  11. Управление дисциплиной.

С. 2—3

Из классификатора функций управления промышленным предприятием

Егоршин А.П. Управление персоналом. 2-е изд. Н. Новгород: НИМБ, 1999

С. 195—197

Ключевые роли для профессии менеджера по персоналу:

Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом (серия «Университетский учебник»). СПб.: Издательство Смольного университета, 2000

  1. «Кадровый стратег» — член управленческой команды, отвечающий за разработку и реализацию кадровой стратегии, а также организационные механизмы ее обеспечения, системы управления и руководства службами, осуществляющими функции кадрового менеджмента (вице-президент по управлению персоналом).
  2. «Руководитель службы управления персоналом» — организатор работы кадровых подразделений.
  3. «Кадровый технолог» — разработчик и реализатор творческих подходов в специфических для менеджера по персоналу областях деятельности, компетентный в специальных и технологических знаниях, способный привлекать разнообразные внутренние и внешние ресурсы и их эффективно использовать с учетом деловых перспектив организации (руководитель службы организационного развития или развития персонала).
  4. «Кадровый инноватор» — руководитель, лидер-разработчик экспериментальных, инициативных или пилотажных проектов, требующих большого внимания и тщательной проработки, прежде чем они получат широкое распространение в практике кадрового менеджмента организации.
  5. «Исполнитель» — специалист, осуществляющий оперативную кадровую политику.
  6. «Кадровый консультант» (внешний или внутренний) — профессионал, использующий панорамное видение перспектив корпорации, практические знания в области управления человеческими ресурсами и навыки эксперта для определения потребностей, возможностей и путей решения проблем, связанных с развитием организационно-кадрового потенциала.

С. 135—136

Ссылаясь на работы И. Хенце, авторы выделяют основные и дополнительные задачи по управлению персоналом

Управление персоналом организации. Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1997

Основные задачи:

1. Определение потребности в персонале

Планирование качественной потребности в персонале. Выбор методов расчета количественной потребности в персонале. Планирование количественной потребности в персонале.

2. Обеспечение персоналом

Получение и анализ маркетинговой (в области персонала) информации. Разработка и использование инструментария обеспечения потребности в персонале.

Отбор персонала, его деловая оценка.

3. Развитие персонала

Планирование и реализация карьеры и служебных перемещений.

Организация и проведение обучения.

4. Использование персонала

Определение содержания и результатов труда на рабочих местах.

Производственная социализация. Введение персонала, его адаптация в трудовой деятельности. Упорядочение рабочих мест. Обеспечение безопасности труда. Высвобождение персонала.

5. Мотивация результатов труда и поведения персонала

Управление содержанием и процессом мотивации трудового поведения. Управление конфликтами. Использование монетарных побудительных систем: оплата труда, участие персонала в прибылях и в капитале предприятия. Использование немонетарных побудительных систем: групповая организация и социальные коммуникации, стиль и методы руководства, регулирование рабочего времени.

6. Правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом

Правовое регулирование трудовых взаимоотношений. Учет и статистика персонала. Информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам.

Разработка кадровой политики.

Дополнительные задачи:

  • охрана труда и техника безопасности;
  • расчет и выплата заработной платы;
  • оказание различного рода услуг (например организация информационной связи, услуги в области социальной инфраструктуры).

...общей и главной задачей службы управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.

Под качественными характеристиками персонала следует понимать:

  • способности (уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере и т.п.);
  • мотивации (круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру и т.п.);
  • свойства (личностные качества, влияющие на выполнение определенной профессиональной роли).

С. 95—97