Библиотека управления

Что читать?

Оглавление журнала

Цзе К.К.
Методы эффективной торговли. (Опыт «Лучшей торговой фирмы года»).
Перевод Б.А. Гольдберга.
Предисловие Ф.А. Крутикова.
Москва: «Экономика», 1988. — 237 с.

Английская компания «Маркс энд Спенсер» была удостоена награды «Лучшая торговая фирма года» в 1983 году. Автор считает, что успех компании достигнут за счет подбора образцов и заказов товаров высокого качества, их группировки в соответствии с интересами различных категорий покупателей, работы по упрощению торговых процессов, сокращению документации, внутрифирменному обучению, объединению массового производства и реализации потребительских товаров.

Интересным представляется изучение системы контроля за качеством «Пантеон», в соответствии с которой в эту работу вовлекается практически весь торговый персонал («кружки качества»).

Для руководителей и менеджеров по персоналу торговых компаний будет весьма полезным третья часть монографии, озаглавленная: «Есть ли что-нибудь важнее человеческого фактора? Новаторский подход к управлению человеческими ресурсами». Наиболее интересны здесь положения, относящиеся к применяемой «Маркс энд Спенсер» нетрадиционной организационной схеме управления.

Монография также полезна для руководителей промышленно-торговых объединений и предприятий, имеющих фирменную торговую сеть.

Кочеткова А.И.
Психологические основы современного управления персоналом.
Москва: издательство «Зерцало», 1999. — 384 с.

Основная идея книги, по словам автора, состоит в том, чтобы «помочь персоналу и руководителю понять друг друга, научиться эффективно мотивировать свой и чужой труд, усовершенствовать навыки игры, избегая унижений и конфликтов. И выигрывать».

В книге рассматриваются организационные, управленческие, психологические и мотивационные проблемы управления персоналом. В серии примеров «Управленческие сказки» описаны реальные ситуации, с которыми автору приходилось сталкиваться в процессе консультирования менеджеров. Легко и увлекательно изложены серьезные проблемы, дано много конкретных примеров.

Книга полезна руководителям различных уровней, работникам кадровых служб, всем, кто интересуется современными методиками управления персоналом.

Ричард Х. Холл.
Организации: структуры, процессы, результаты. Серия «Теория и практика менеджмента».
Санкт-Петербург: издательство «Питер», 2001. — 512 с., ил.

Большинство современных футурологов сходятся во мнении о том, что развитие цивилизации, кроме прочих факторов, характеризуется ростом организаций. В седьмом издании книги американского профессора Ричарда Холла излагается теория организаций, начиная с определения организаций и заканчивая вопросами организационной эффективности, рассматривается функционирование современных предприятий и организаций, описываются их виды и различные структуры. Анализируется влияние организации на конкретного человека, проблемы власти и лидерства в организации. Приводится большое число примеров, показывающих место и роль организаций на всех уровнях человеческой жизни.

Почему возникают организации? Как они изменяются под влиянием внешнего и внутреннего окружения? В чем причина «долголетия» одних фирм и быстрого распада других? На эти и многие другие вопросы теории и практики организаций читатель найдет ответы в этой книге.

Книга адресована экономистам и социологам, менеджерам, работникам отделов кадров и всем, кто интересуется данной темой.

Искусство менеджмента. Практическое руководство. Серия «Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом».
Перевод с английского.
Москва: издательство «Финпресс», 1998. — 272 с.

Как оценить свой стиль лидерства? Как поставить задачи сотрудникам?

Как узнать, почему ваши коллеги сопротивляются прогрессивным нововведениям? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в этой книге, которая представляет собой учебно-практический курс, освещающий все стороны управления коллективом работников фирмы, предприятия, компании.

Рассматриваются проблемы лидерства (различные стили, способности к лидерству, схема лидерства), процесс руководства, внутриорганизационные коммуникации, организация приема на работу (собеседование, введение в должность), процедуры аттестации, организация обучения, проблемы делегирования полномочий, кадровая политика. В книге много примеров, схем, таблиц, облегчающих восприятие и усвоение текста. Книга полезна руководителям всех уровней — от президентов и директоров до линейных менеджеров, а также всем, кто интересуется проблемами

эффективного управления коллективом.

Психология. Учебник для технических вузов.
Под общей редакцией В.Н. Дружинина.
Серия «Учебник нового века».
Санкт-Петербург: издательство «Питер», 2000. — 608 с.: ил.

Хотя учебник не предназначен полностью и непосредственно руководителям и специалистам по управлению персоналом, однако содержит много полезного и важного для этой категории читателей.

Вы найдете здесь определение мотивов и мотивации, обзор механизмов адаптации и психологической защиты.

Глава 20 посвящена межличностным отношениям и психологии общения, глава 21 — взаимодействию в малых группах: проблемам лидерства, конформизма, конфликтов.

Главы с 23 по 27 (часть IV) раскрывают проблемы психологии труда и инженерной психологии. Здесь же анализируются проблемы соотношения личности и профессии, в том числе профессиональных деформаций, включая такое интересное и актуальное явление, как «выгорание».

В части VI (главы 30—31) рассматриваются вопросы психологии управления, в частности психология деятельности руководителя.

Книга полезна всем, кто, не обладая специальным образованием, стремится понять психологические аспекты управления персоналом, а также своей собственной деятельности.

Спивак В.А.
Корпоративная культура. Серия «Теория и практика менеджмента».
Санкт-Петербург: издательство «Питер», 2001. — 352 с.: ил.

Корпоративная культура — это атмосфера, в которой мы пребываем, все, что нас окружает, с чем (и с кем) мы имеем дело на работе.

Какова роль руководителя в сфере корпоративной культуры?

Его задача — адекватно оценивать собственную личную и корпоративную культуру с точки зрения целей организации, понимать необходимость грамотного выявления особенностей культуры его организации, ее формирования и корректировки, поддержания на оптимальном уровне. Руководитель должен уметь предвидеть последствия своих решений. Авторитет руководителя и многие причины неудач и успехов зависят прямо или косвенно от состояния корпоративной культуры организации.

В книге предлагаются материалы по корпоративной культуре, соответствующие разным пожеланиям и целям читателей.

Значительное место в книге занимают приложения, которые позволяют получить представление о типах и моделях поведения личности, разработать элементы корпоративной культуры на основе отечественных и западных образцов, оценить состояние элементов корпоративной культуры.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.
Межличностное общение. Учебник для вузов. Серия «Учебник нового века».
Санкт-Петербург: издательство «Питер», 2001. — 544 с.: ил.

Предлагаемая книга представляет собой доступное для широкого круга читателей изложение основ и закономерностей межличностного взаимодействия.

Не будучи написанной специально для менеджеров и руководителей, книга тем не менее дает ценную информацию для формирования эффективных коммуникаций, использования неформального общения, стратегий и тактик влияния и манипулирования, преодоления трудностей и дефектов общения.

Рассматриваются такие проблемы, как использование речи для утверждения социального статуса, стили слушания, ритуалы в межличностном взаимодействии, межличностная аттракция и многие другие.

Учебник полезен для всех, кто добивается более эффективного взаимодействия с окружающими, участвует в создании корпоративной культуры, стремится повысить эффективность внутренних коммуникаций в компании.

Джуэлл Л.
Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. Серия «Учебник нового века».
Санкт-Петербург: издательство «Питер», 2001. — 720 с.: ил.

Знаете ли вы, что такое «абсентеизм» и как это явление может повлиять на деятельность вашей компании?

Можете ли вы определить, какой вид преданности демонстрируют те или иные сотрудники?

Чувствуете ли вы «запах горящей психологической проводки»?

Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в книге Линды Джуэлл.

Настоящий учебник полезен для читателей с практической точки зрения, так как он является полным руководством по проблемам, над которыми работает все возрастающее число психологов-практиков.

Вот лишь некоторые из этих проблем:

  • набор, отбор и распределение сотрудников;
  • обучение и социализация сотрудников;
  • мотивация сотрудников и удовлетворенность работой;
  • планирование работы и условия труда;
  • профессиографический анализ;
  • лидерство в организациях.

Книга содержит много примеров реальных проблем и вариантов их разрешения.

Книга полезна для специалистов в области психологии менеджмента, организационного консультирования и управления человеческими ресурсами.

Дибб С., Симкин Л., Брэдли Дж.
Практическое руководство по маркетинговому планированию. Серия «Маркетинг для профессионалов».
Санкт-Петербург: издательство «Питер», 2001. — 256 с.: ил.

Не спешите задать вопрос: «Зачем HR-менеджеру литература по маркетингу?»

Рекомендуем прочитать главу «Планируемые изменения, текущие задачи по их реализации и контроль эффективности плана маркетинга», которая начинается так: «Рекомендации по стратегии и ее внедрению неизбежно коснутся и других отделов компании помимо маркетинга. Разработчики, производственные работники, менеджеры по сбыту и распределению, отделы финансов и кадров, а также высшее руководство фирмы должны будут:

  • понимать общее направление плана;
  • верить в его логику и точность анализа;
  • согласиться с переменами ряда методов работы;
  • быть в курсе происходящего».

Специалистам по управлению персоналом будет также полезна глава «Управление планированием маркетинга», один из параграфов которой называется так: «Помехи внедрению: люди и культура».

Книга будет полезна и руководителям, поскольку показывает, что маркетинговое планирование — это не частная проблема отдела маркетинга, а процесс, затрагивающий все подразделения, все стороны деятельности фирмы.

Емельянов С.М.
Практикум по конфликтологии. Серия «Практикум по психологии».
Санкт-Петербург: издательство «Питер», 2001. — 368 с.: ил.

«Практикум» поможет вам не только достаточно быстро получить необходимые знания в области конфликтологии, но и оценить и улучшить свои практические навыки и умения распознавать и анализировать конфликт, определять его природу и в соответствии с этим — пути разрешения конфликтов, управления конфликтами в различных сферах деятельности.

Значительное место уделено психологии переговорного процесса по разрешению конфликта, конфликтам в организации и семье, конфликтам в сфере управления.

Книга содержит множество упражнений, тестов, тренинговых игр, ситуаций для анализа, например тренинги «Овладение искусством критики» (выделено 25 видов критики), «Внутриличностные конфликты», дидактическую игру «Фрустрирующие ситуации в деловых отношениях», основанную на рисуночном тесте, дидактическую игру «Оценка глубины конфликта».

Руководителю «Практикум» поможет оценить свою позицию в конфликте, возможности власти для его урегулирования.

«Практикум» полезен всем, кто сталкивается с конфликтами в своей повседневной деятельности, кто хочет научиться конструктивному поведению в конфликте.

Соснин В.А., Лунев П.А.
Как стать хозяином положения: анатомия эффективного общения.
Москва: издательский центр «Академия», Институт психологии РАН, 1996. — 220 с.

Основными целями книги являются:

  • повышение осведомленности читателя в психологических особенностях межличностного общения;
  • совершенствование способности понимания и изучения личности партнера по общению;
  • развитие умений и навыков в слушании других людей в процессе беседы, в установлении и развитии психологического контакта;
  • развитие умений и навыков ведения целенаправленной беседы, оказания психологического воздействия и защиты от агрессивного поведения собеседника;
  • развитие навыков эффективного поведения в сложных ситуациях (конфликты, угрозы, более слабая позиция, тупиковые ситуации, манипулятивные тактики).

Материал книги изложен таким образом, чтобы читатель мог самостоятельно анализировать, оценивать и развивать навыки общения в различных сферах своей жизни.

Книга адресована читателю, профессия которого предполагает работу с людьми, — руководителям, юристам, журналистам, преподавателям, менеджерам и всем, кто интересуется проблемами межличностного общения.