Коммерческая тайна и предпринимательство
Любой успешный бизнес имеет свой секрет, залог процветания. В одном случае это дорогостоящее оборудование, позволяющее выпускать высококачественную продукцию с меньшими затратами времени и средств, в другом — осуществленные предпринимателем самостоятельно или вместе со своей командой разработки по организации структуры бизнеса, стратегии поведения на рынке и т.п. В обоих случаях предполагается наличие определенной материальной основы, без которой сама возможность ведения бизнеса представляется сомнительной.
Однако если в первом случае секрет успеха полностью сосредоточен в материальной сфере, то во втором он носит скорее нематериальный характер.
Представим себе достаточно типичную ситуацию. Группа сотрудников в течение длительного времени занимается разработкой стратегии проведения маркетинговой компании. В результате их совместной работы появляется некая методика (схема), позволяющая их фирме успешно работать в сфере маркетинга. Именно данная методика как таковая безотносительно к ее материальному носителю (бумажному, магнитному и т.д.) в силу ее неизвестности конкурентам, обусловленной принятием мер к охране ее конфиденциальности, является секретом успеха фирмы или, выражаясь языком законодателя, коммерческой тайной.
С тех пор как понятие «коммерческая тайна» нашло закрепление в Гражданском кодексе РФ1, прошло уже несколько лет. Это время не дало, однако, ответа на все вопросы специалистов-практиков в отношении особенностей охраны коммерческой тайны.
Определение статьи 139 ГК РФ содержит три основных признака, одновременное наличие которых позволяет считать ту или иную информацию коммерческой тайной:
- ее неизвестность третьим лицам;
- отсутствие свободного доступа к ней на законном основании;
- принятие обладателем информации мер к охране ее конфиденциальности.
Этот подход к определению коммерческой тайны во многом соответствует западноевропейскому.
Так, в праве ФРГ признание информации коммерческой тайной требует соблюдения условия о ее «неочевидности» для третьих лиц2, одной из обязательных предпосылок которой является ознакомление с информацией лишь ограниченного круга лиц, связанных обязательством о неразглашении (сотрудникам предприятия, лицам, заключившим с владельцем информации лицензионный договор, и т.п.). При этом данные лица не обязательно должны быть связаны общим интересом: достаточно факта взаимного сохранения информации конфиденциальной.
Согласно европейской практике воля обладателя информации к сохранению ее секретности может быть выражена как устно, так и письменно, а также следовать из его конклюдентных действий. В России сформировался более строгий подход к данному вопросу. Воля обладателя коммерческой тайны должна, как правило, найти выражение в локальных нормативных актах предприятия (положение о коммерческой тайне, перечень сведений, относящихся к коммерческой тайне) и/или в трудовом (гражданско-правовом) договоре (контракте), содержащем обязательство работника о неразглашении информации.
Таким образом, для того чтобы требовать от лица выполнения обязательства о неразглашении коммерческой тайны, необходимо соблюсти ряд условий.
Во-первых, лицо — обладатель коммерческой тайны — должно распространить на нее режим конфиденциальности. Это может быть сделано путем определения перечня сведений, относящихся к коммерческой тайне, утверждаемого администрацией компании.
Во-вторых, работник, имеющий доступ к таким сведениям, должен быть ознакомлен с таким перечнем. Факт ознакомления, во избежание возможных недоразумений, должен быть подтвержден подписью работника.
В-третьих, работнику должны быть разъяснены особенности режима коммерческой тайны и ответственности за ее разглашение. Данная информация, как правило, содержится в положении о коммерческой тайне, утверждаемом администрацией компании. Факт ознакомления работника с этим положением, как и с указанным выше перечнем сведений, должен быть подтвержден документально.
В-четвертых, трудовой или гражданско-правовой договор (например договор подряда) с лицом, имеющим доступ к коммерческой тайне, должен содержать положение, содержащее обязательство о неразглашении коммерческой тайны.
Соблюдение вышеуказанных требований является необходимой предпосылкой для возможности привлечения нарушителя к ответственности.
Важно отметить, что на сегодняшний день сохраняет действие постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»3. В соответствии с ним на учредительные документы, документы о платежеспособности, сведения о заработной плате и условиях труда на предприятии, сведения об уплате налогов, сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства и иную прямо указанную в постановлении информацию не может быть распространен режим коммерческой тайны. Данное постановление породило дискуссию об эффективности института коммерческой тайны при наличии таких существенных ограничений для его применения и заставило многих усомниться в самой его необходимости. Одним из главных аргументов критиков постановления стала фактически установившаяся в большинстве компаний традиция относить сведения о заработной плате работников к коммерческой тайне. Следует заметить, что данная дискуссия была инициирована отчасти невнимательным отношением правоприменителя к тексту постановления, а отчасти еще встречающимся у нас несовершенством законодательной техники. Фактически уже в преамбуле постановления установлена цель, на достижение которой оно направлено, а именно: «обеспечение деятельности государственной налоговой службы, правоохранительных и контролирующих органов, а также предупреждение злоупотреблений в процессе приватизации».
И следовательно, речь в постановлении идет не о невозможности придания определенным сведениям (например сведениям о заработной плате) конфиденциального характера, а об обязанности администрации предоставить такую информацию правоохранительным и контролирующим органам по их требованию.
Допуск правоохранительных и контролирующих органов к информации, составляющей коммерческую тайну, считается явлением, признаваемым и западноевропейской практикой. Хотя и здесь имеют место разные точки зрения. Западноевропейские юристы уже много лет ведут дискуссию о потенциальной возможности отнесения информации о нарушениях законодательства к имеющей конфиденциальный характер.
Часть авторов допускают возможность защиты такой информации от разглашения, особенно если речь идет о сотрудниках компании. По их мнению, работник не может выступать в качестве контролирующего органа, поскольку его деятельность в этом случае будет разрушительной для самой компании.4
Другая группа авторов отрицает возможность защиты информации о нарушениях законодательства от разглашения. По их мнению, было бы противоречием предоставить правовую защиту действиям, которые изначально являются недобросовестными и направлены против правопорядка. Подобная «секретная» информация не может быть защищена посредством закона.5 Эта точка зрения является доминирующей и признается судебной практикой.
В европейской судебной практике существует концепция, в соответствии с которой к коммерческой тайне может быть отнесена информация, для которой законодатель прямо не предусмотрел иного специального способа правовой охраны (выдачу патента, регистрацию права и т.п.). Так, в ФРГ к коммерческой тайне традиционно принято относить списки клиентов, договоры (как заключенные, так и только планируемые к заключению), маркетинговые концепции, методы рекламы, данные об организации производства и сбыта продукции, калькуляции, записи опытов и процессов, результаты опроса клиентов и т.д.6
Российское право не исключает такого подхода. Лучшая рекомендация, которую следует дать обладателю патентоспособной технической разработки, — это принятие мер к получению патента (сертификата) на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Творческие же идеи, предоставляющие их владельцам существенные преимущества перед конкурентами, но не имеющие формы, отвечающей критериям патентоспособности, могут быть отнесены к коммерческой тайне и таким образом защищены от недобросовестного копирования. Конечно, при условии соблюдения всех вышеперечисленных формальностей.
Глоссарий
Конклюдентные действия (от лат. concludere — заключать) — действия по отношению к другим участникам сделки, договора, то есть юридически значимые действия.
Сноски
1 ГК РФ. Части первая и вторая. М., 1997. Ст. 139.
2 Bundesgerichtshof. Gewerblicher Rechtsschutz und Urheberrecht. 1955, 424 (425) — «Mцbelwaschpaste»; Gewerblicher Rechtsschutz und Urheberrecht. 1961, 40 (43) — «Wurftaubenpresse».
3 Собрание постановлений Правительства РСФСР, 1992. № 1—2.
4 Oehler D. Der strafrechtliche Schutz des Geschafts und Betriebsgeheimnisses in den Landern der Europaischen Gemeinschaft sowie in Osterreich und in der Schweiz. Band 2. Koln/Berlin/Bonn/Munchen. 1978. S. 337.
5 Schafheutle K. Wirtschaftsspionage und Wirtschaftsverrat im deutschen und schweizerischen Strafrecht. Freiburg. 1972. S. 44.
6 Meier A. Der Schutz von Betriebs-Geschaftsgeheimnis im schwedischen, englischen und deutschen Recht. Koln, 1998. S. 282.