Библиотека управления

Семья Нобелей: след в истории российской промышленности

Владимир Воеводин

Оглавление журнала

    «Ничего не скрывать, ничего не монополизировать, не пользоваться никакими льготами».
    Людвиг Нобель

Традиции семьи предпринимателей

Семья, оставившая значительный след в русской и мировой истории, происходила из далекого села Нобелев на юге Швеции. В 1682 году оттуда направился на учебу сын крестьянина Олафа — Петрус Олаи Нобелиус. Молодой человек поступил в Упсальский университет. Петрус удачно женился на дочке ректора университета Венделе Рюдберг. Олаф Рюдберг (1630—1702), ее отец, был разносторонне образованным, талантливым человеком. Астроном, математик, биолог, архитектор, механик, он был также музыкантом, специалистом по артиллерии и знатоком пиротехники. Именно его природные способности создали, возможно, фундамент одаренности членов семьи в самых разных областях науки и техники.

Шведское звучание фамилия Нобель обрела в 1775 году, когда внук Петруса и Венделе, военный хирург Эмануил Нобелиус-старший (1757—1839) отбросил ее латинское окончание, а его сын Эмануил Нобель-младший (1801—1872) стал отцом одаренных и деятельных: Роберта Нобеля (1829—1896), Людвига Нобеля (1831—1888), Альфреда Нобеля (1833—1896) и Эмиля Нобеля (1843—1864).

Эмануил Эмануилович Нобель — один из пионеров промышленного капитализма в России — обучался в Стокгольме, где одновременно получил два образования: в академии искусств и в академической механической школе. Впоследствии он станет одним из учредителей Стокгольмского технологического института.

Испытывая особенную наклонность к разного рода изобретениям, Э. Нобель предложил резиновые ранцы для солдат, которые одновременно можно было использовать в качестве понтонов при наведении мостов, а несколько позже сконструировал скорострельное ружье.

Его изобретениям и выдумкам не было предела, но и неприятности, связанные с этим, постоянно преследовали этого увлеченного человека. Строительная фирма Э. Нобеля обанкротилась, кредиторы угрожали тюрьмой. Внезапной удачей стал приезд посланника из России барона Ларса Габриэля фон Гардмана, который заинтересовался его идеей конструирования морских мин.

В 1837 году Э. Нобель прибыл в Петербург с образцами изобретенных им мин, и одним прекрасным летним днем того же года на реке Охта они были успешно испытаны. Великий князь Михаил Павлович, шеф русской артиллерии, поздравил иностранца с успехом. Русское правительство заплатило Э. Нобелю 25 тысяч рублей золотом, а швед обязался остаться в стране и устроить специальную мастерскую по изготовлению мин. Поселившись в Петербурге, предприниматель вместе с генералом Огаревым открывает небольшой завод.

В 1842 году в Петербург переезжает семья Э. Нобеля.

Крупный правительственный заказ на производство подводных мин побудил Э. Нобеля построить в Петербурге современный механический завод. На завод приглашаются высококвалифицированные специалисты из Европы: Россия в то время не обладает в необходимом количестве нужными Нобелю кадрами.

Грамотный подбор рабочих и забота об их благополучии позволяет промышленнику в кратчайшие сроки выполнить поставленную перед его производством задачу. Впервые изобретенные Э. Нобелем приборы для центрального водяного отопления зданий также были изготовлены на его заводе. Дом Нобеля изобиловал различными диковинными техническими сооружениями: механизмами для открытия и закрытия ставень, раздвижными дверьми и т.д.

Жизнь и судьба сыновей Э. Нобеля были связаны с делами отца, с его заводом.

В 1851 году швед выкупает долю генерала Огарева и дает новое название заводу: «Нобель и сыновья». Промышленник продолжает совершенствовать производство, приобретает новое оборудование и технологии, обучает рабочих. Высокое качество продукции послужило привлечению на завод новых заказов. С началом Крымской кампании (1853—1856) Нобель получает крупный заказ на установку минных заграждений вокруг Кронштадтской и Свеаборгской крепостей. Английские корабли, крейсировавшие весной 1855 года близ этих укреплений, предпочитали держаться от них на почтительном расстоянии. В минировании и установке ограждений участвовал старший сын — Роберт Нобель. На втором году Крымской войны Э. Нобель получил важный заказ на постройку судовых механизмов. Заводу нужны были деньги на обучение нового технического персонала. Благодаря энергии и работоспособности, правильной организации производства был успешно выполнен и этот заказ.

Э. Нобель превратил свой завод в одно из крупнейших предприятий в России с передовой технологией и совершенным управлением, однако не избежал неприятностей. Взяв значительные кредиты на расширение производства и подготовку кадров, он рассчитывал на новые заказы. Но после подписания Парижского мирного договора заказы на военные суда были переданы иностранным фирмам в Англии и Германии. Спасая промышленный потенциал, опыт, сохраняя квалифицированные кадры, Э. Нобель старается возместить отсутствие казенных заказов частными. Он строит 50 судов для Волжского пароходства, для обществ «Кавказ и Меркурий», «Самолет» и др.

На заводе были созданы первые машины для винтовых пароходов, благодаря чему было положено начало пароходному сообщению Петербурга с Кронштадтом и Шлиссельбургом. Несмотря на трудности, Э. Нобель продолжал совершенствовать производство, следил за успехами науки и техники на Западе, принимал участие в решении крупных практических задач. Например, на самом заводе Э. Нобеля был сконструирован, построен и пущен в ход паровой молот весом в пять тонн. Все работы и продукция предприятия отличались высоким качеством.

Попытка сохранить производство за счет частных заказов не увенчалась успехом. Дела завода пошатнулись, и Э. Нобель вынужден был остановить производство.

В 1859 году Э. Нобель с женой и тремя сыновьями навсегда покидает Россию, оставив по просьбе кредиторов своего сына Людвига для налаживания нового производства.

Вернувшись в Швецию, Э. Нобель снова занялся изучением и изготовлением взрывчатых веществ. Скончался он в 1872 году, не оставив семье почти никаких средств. Но со смертью Э. Нобеля деятельность семьи в России не закончилась, перейдя на новый виток. Дело отца было продолжено и развито его сыновьями в совершенно иных масштабах.

Испытание мины на реке Охта в присутствии Великого князя Михаила Павловича, шефа русской артиллерии. Санкт-Петербург, 1937 год. (Акварель Э. Нобеля)