Библиотека управления

г а л е р е я «Микроклимат»

Михаил Кузьмин, Почетный член Французского общества покровительства юмору (Санкт-Петербург)

Оглавление журнала

Вы видите свет в начале тоннеля? Значит, вы идете не в ту сторону!

Лошади, и правда, кушают овес. И Волга на самом деле впадает в Каспийское море. Ничего не попишешь, и Эйфелева башня, подчинясь чьей-то воле, устремилась куда-то вверх, а Пизанская, как бы из чувства противоречия, клонится чуточку вбок. Все мы к этому привыкли, и не дай бог, если нарушится что-то в этой стройной системе мироздания.

Порядок, конечно, порядком, но, к сожалению, миром правит случай. И надо быть готовым ко всяким неожиданностям. Потому что, если грянет гром, креститься будет поздно. Как показывает опыт, к кризисным ситуациям надо готовиться заранее. Мысленно проигрывать их в своем воображении, ища спасительные лазейки. Если этого будет недостаточно, то стоит обратиться к помощи художников-карикатуристов. Что, между прочим, мы и сделали, устроив в галерее «Микроклимат» выставку лучших рисунков как раз на тему кризисных ситуаций.

Надо сказать, что карикатуристы, в отличие от прочих людей, не боятся падать в бездну, тонуть в океане, продираться сквозь джунгли и даже совать голову в пасть льву…

Чем опаснее, чем кризисней ситуация, в которую попадает художник-карикатурист (вместе со своими персонажами), тем больше юмора он может там обнаружить. Вот, например, француз Жан-Морис Боск придумал такое, что, как говорится, ни в сказке сказать, ни пером описать… Он изобразил большущий корабль, покачивающийся на волнах во время бури. Все пассажиры перепугались и заперлись в своих каютах. И только один смельчак захотел искупаться в бассейне, который находится на верхней палубе. Он забрался на мостик, оттолкнулся и прыгнул. А в этот момент корабль качнуло в сторону, и перед смельчаком разверзлась бездна…

Думаете, все закончится трагически? Ничего подобного! Смельчак (он, между прочим, еще и акробат) успеет сделать в воздухе кувырок назад и благополучно приводнится. Но это уже другая история и другая карикатура…

Юморист Жюль Штаубер исследует кризисную ситуацию тихо и спокойно. С абсолютно немецким педантизмом. Он помещает своих героев (благопристойных буржуа) в «бутылочное пространство», создавая тем самым что-то вроде театра абсурда. Его герои привыкают жить за стеклом. А когда «на горизонте» появляется молоток, о котором они мечтали долгими днями и ночами, то выясняется, что он им не нужен. В бутылке тепло, сухо. А молоток — это элемент из другой пьесы абсурда. Именно он-то и нарушает установленный порядок вещей…

Иранский карикатурист Камбиз (его полное имя Камбиз Дерамбахш) родился в том самом Ширазе, который Сергей Есенин воспел в своих «Персидских мотивах». Правда, в настоящее время Камбиз вместе с семьей проживает в Германии.

Чтобы стать карикатуристом европейского уровня, Камбизу пришлось пройти не только огонь, воду, но и медные трубы. Самое интересное, что этот иранский художник остался верен своему поэтическому взгляду на мир и не превратился в злого сатирика, который бездумно палит во все стороны. Смотрите, как красиво и с каким достоинством герои Камбиза выходят из стрессовой ситуации. Сам Есенин бы им позавидовал…

В очень трудную переделку попал шахматист, которого изобразил чешский художник Мирослав Бартак. Это в шахматах легко: белые начинают и выигрывают, черные начинают и выигрывают. А жизнь гораздо чаще устраивает нам элементарный мат в три хода…

Хотя, если верить классику современного рисованного юмора Солу Стейнбергу, кризисная ситуация легко решается, если действовать в правильном направлении. Лишь бы не поддаться сомнениям. Любое «But» может сыграть с нами злую шутку.

И вообще, как ненавязчиво учат карикатуристы, надо сначала набить побольше шишек на лбу, надо хорошенько обжечься, а уж потом дуть на воду где-нибудь на Лазурном берегу. Именно это и имел в виду болгарин Генчо Симеонов, когда нарисовал первобытного человека, играющего со спичками. И то верно, спички надо прятать не только от детей, но и от взрослых питекантропов!