Что говорят петербуржцы о питании вне дома
Елена Ганскау соискатель кафедры социального управления и планирования Санкт-Петербургского государственного университета
Оглавление журнала
В мае—сентябре 1999 года группой ученых факультета социологии СПбГУ было проведено эмпирическое исследование, цель которого — выявить стратегии поведения потребителей исходя из анализа отношений в семье как потребительской единице, ее предпочтений, социально-культурных стереотипов и действий на продовольственном рынке.1 В качестве основного метода сбора первичной информации использовалось полустандартизированное интервью.
В интервью приняли участие представители 51 семьи (домохозяйства) (38 женщин, 13 мужчин).
Средний возраст респондентов — 43,8 года; большинство имеют высшее образование. Структура занятости выглядит следующим образом: специалисты с высшим образованием, вспомогательный персонал, рабочие, руководители, домохозяйки, частные предприниматели, пенсионеры.
Среди опрошенных преобладают низкодоходные группы, которые оценили материальное положение своей семьи как крайне бедное и бедное.
В числе прочих респондентам были заданы вопросы:
- питаетесь ли вы вне дома?
- как часто?
- чем обусловлено?
Полученные результаты дают представление о том, какие формы организации питания вне дома наиболее распространены и почему.
На основе анализа данных интервью можно сделать вывод, что большинство респондентов в рабочие дни обедают вне дома. Те, кто предпочитает обедать дома даже в рабочие дни, объясняют свое поведение рядом причин:
- на работе дорого питаться;
- не позволяют финансы;
- работа находится рядом с домом;
- в принципе не любят питаться вне дома.
У тех, кто питается на работе, можно выделить две модели организации обеда: легкий ланч и горячий полноценный обед.
Легкий ланч используется для того, чтобы перекусить и утолить голод. Чаще всего респонденты перекусывают прямо на рабочем месте: пьют чай, кофе, сок с бутербродами, булочками. Реже едят то, что принесли из дома. Еще реже перекусывают в кафе. Именно так питаются большинство наших респондентов.
Те, кто предпочитает легкий ланч, аргументируют свои действия тем, что в кафе обедать дорого, в столовой обедать также дорого и плохо готовят.
На основе данных интервью можно заключить, что на различных предприятиях используются разные способы организации обеда.
Наиболее распространены:
- обед в традиционной столовой, где есть выбор блюд, где в меню присутствуют два основных блюда (первое и второе);
- обед в кухне-столовой, где готовит специальный работник и чаще всего одно основное блюдо;
- обед в кухне-столовой, где готовят сообща.
В качестве основных причин, обусловливающих предпочтение организованному, полноценному обеду, респонденты назвали следующие:
- питание централизованное и бесплатное;
- специальный работник готовит, а фирма берет на себя расходы;
- на работе есть недорогая столовая, где хорошо готовят;
- работаю в кафе, поэтому есть возможность обедать «на халяву».
Опираясь на вышеприведенные данные, можно заключить, что для наших респондентов бесплатное или недорогое питание на работе выглядит привлекательным, особенно для низкодоходных групп населения, и может успешно использоваться в системе материального стимулирования работников на предприятии (в организации).
Сноски
1 Волчкова Л.Т., Минина В.Н., Ганскау Е.Ю., Волчков А.Н. Стратегии потребительского поведения населения на рынке продовольственных товаров Санкт-Петербурга. СПб.: Изд-во «Петрополис», 2000.