Библиотека управления

Что говорят петербуржцы о питании вне дома

Людмила Волчкова профессор, заведующая кафедрой социального управления и планирования Санкт-Петербургского государственного университета
Елена Ганскау соискатель кафедры социального управления и планирования Санкт-Петербургского государственного университета

Оглавление журнала

В мае—сентябре 1999 года группой ученых факультета социологии СПбГУ было проведено эмпирическое исследование, цель которого — выявить стратегии поведения потребителей исходя из анализа отношений в семье как потребительской единице, ее предпочтений, социально-культурных стереотипов и действий на продовольственном рынке.1 В качестве основного метода сбора первичной информации использовалось полустандартизированное интервью.

В интервью приняли участие представители 51 семьи (домохозяйства) (38 женщин, 13 мужчин).

Средний возраст респондентов — 43,8 года; большинство имеют высшее образование. Структура занятости выглядит следующим образом: специалисты с высшим образованием, вспомогательный персонал, рабочие, руководители, домохозяйки, частные предприниматели, пенсионеры.

Среди опрошенных преобладают низкодоходные группы, которые оценили материальное положение своей семьи как крайне бедное и бедное.

В числе прочих респондентам были заданы вопросы:

  • питаетесь ли вы вне дома?
  • как часто?
  • чем обусловлено?

Полученные результаты дают представление о том, какие формы организации питания вне дома наиболее распространены и почему.

На основе анализа данных интервью можно сделать вывод, что большинство респондентов в рабочие дни обедают вне дома. Те, кто предпочитает обедать дома даже в рабочие дни, объясняют свое поведение рядом причин:

  • на работе дорого питаться;
  • не позволяют финансы;
  • работа находится рядом с домом;
  • в принципе не любят питаться вне дома.

У тех, кто питается на работе, можно выделить две модели организации обеда: легкий ланч и горячий полноценный обед.

Легкий ланч используется для того, чтобы перекусить и утолить голод. Чаще всего респонденты перекусывают прямо на рабочем месте: пьют чай, кофе, сок с бутербродами, булочками. Реже едят то, что принесли из дома. Еще реже перекусывают в кафе. Именно так питаются большинство наших респондентов.

Те, кто предпочитает легкий ланч, аргументируют свои действия тем, что в кафе обедать дорого, в столовой обедать также дорого и плохо готовят.

На основе данных интервью можно заключить, что на различных предприятиях используются разные способы организации обеда.

Наиболее распространены:

  • обед в традиционной столовой, где есть выбор блюд, где в меню присутствуют два основных блюда (первое и второе);
  • обед в кухне-столовой, где готовит специальный работник и чаще всего одно основное блюдо;
  • обед в кухне-столовой, где готовят сообща.

В качестве основных причин, обусловливающих предпочтение организованному, полноценному обеду, респонденты назвали следующие:

  • питание централизованное и бесплатное;
  • специальный работник готовит, а фирма берет на себя расходы;
  • на работе есть недорогая столовая, где хорошо готовят;
  • работаю в кафе, поэтому есть возможность обедать «на халяву».

Опираясь на вышеприведенные данные, можно заключить, что для наших респондентов бесплатное или недорогое питание на работе выглядит привлекательным, особенно для низкодоходных групп населения, и может успешно использоваться в системе материального стимулирования работников на предприятии (в организации).


Сноски

1 Волчкова Л.Т., Минина В.Н., Ганскау Е.Ю., Волчков А.Н. Стратегии потребительского поведения населения на рынке продовольственных товаров Санкт-Петербурга. СПб.: Изд-во «Петрополис», 2000.