Библиотека управления

Организация питания в компании и корпоративная культура: взгляд со стороны

Елена Борисова консультант (Санкт-Петербург)

Оглавление журнала

Когда мне задали вопрос о взаимосвязи между организацией питания сотрудников и корпоративной культурой компании, в голове возникло такое количество соображений на этот счет, что пришлось их срочно структурировать. Так как накануне я проводила семинар по технике интервью, в  частности по технике вопросов, то структурировать спутанные мысли решила с помощью вопросов.

  1. Кормят ли, а если нет, то почему?
  2. Если не кормят, какова зарплата сотрудников?
  3. Если не кормят, есть ли поблизости приличные кафе с разумными ценами?
  4. Качество питания?
  5. Кто оплачивает?
  6. Ест ли руководство то же, что и рядовые сотрудники?
  7. Где поглощает свой обед руководство — в кабинете или за общим столом?

Вспомнив свои визиты в разные компании, я попыталась задать эти вопросы и сделать вывод о корпоративной культуре.

Компания 1.

Руководство сотрудников не кормит, считает, что каждый должен разбираться со своими проблемами сам и за свой счет. Зарплата сотрудников не позволяет ежедневно посещать кафе, впрочем, на расстоянии 10 минут пешком ничего приличного нет. Микроволновки нет. При виде рекламы на телевидении лапши «Доширак» (заливаешь кипятком — и ешь каждый день) на лицах сотрудников наблюдается гримаса отвращения. (Впрочем, они, вероятно, крупнейшие специалисты также по всем быстрорастворимым пюре и супам.)

Вывод. Корпоративная культура в компании имеет мало общего с такой ценностью, как здоровье работника.

Компания 2.

Для питания сотрудников привозят обеды из близлежащей столовой. Качество питания среднее. Каждый имеет возможность отказаться, что некоторые и делают, так как оплачивают половину стоимости обеда самостоятельно (цены символическими назвать нельзя). В обеденное время секретарь торжественно несет поднос с обедом в кабинет директора.

Вывод. О том, что персонал — не только производственный ресурс, руководство знает. Будучи непривередливым по отношению к качеству пищи, не догадывается поинтересоваться мнением людей с более утонченным вкусом (или проблемами со здоровьем). Наличие микроволновки предоставляет возможность выбора — греть домашнее или есть казенное. Компания делит с персоналом расходы на поддержание жизнеспособности последнего (лучше что-то, чем ничего). Налицо отсутствие демократии — за общий стол руководитель не сядет (или он просто не умеет общаться с людьми?).

Компания 3.

Изначально, когда в компании было не более десяти сотрудников, регулярно закупались соки и мясо, сыры и зелень для бутербродов. Микроволновка позволяла делать горячие бутерброды. Ввиду изысканного вкуса руководителей (они составляли половину от числа сотрудников на тот момент) продукты закупались самые дорогие и высшего качества. Питание, естественно, оплачивала фирма. С ростом компании руководство сочло, что кормить народ невыгодно. Был введен дополнительный час работы и регламентированный перерыв на обед. При запахе домашней еды директора выразительно морщили носы. В радиусе 20 минут от офиса было достаточно кафе и ресторанов, но цены всюду рассчитаны на людей с доходами выше среднего (чего нельзя сказать о доходах рядовых сотрудников данной компании). Директора, вернувшись после обеда, долго и принародно смаковали подробности съеденного в очередном ресторане.

Вывод. В компании в момент роста произошла смена организационной культуры. Вместо демократии и командной работы воцарилась жесткая иерархическая система со значительными элементами социального расслоения. Старые работники стали покидать компанию.

Компания 4.

В офисном здании находится несколько фирм. Совместными усилиями они организовали ресторан (язык не поворачивается назвать это место столовой, хотя цены не дотягивают до ресторанных на порядок). Большой выбор блюд, отличное качество пищи, радующий глаз интерьер... Естественно, и руководство питается тут же. Стоимость обедов вычитается из зарплат сотрудников (благо, зарплаты намного выше средних). Все сыты, довольны, работоспособны.

Вывод. Деловой подход к организации питания. Сотрудники в рабочее время должны работать, а не думать о хлебе насущном. Корпоративную культуру можно описать так: «Мы заботимся о вас и об эффективности вашей работы на нас».

Компания 5.

Организовано «домашнее» питание — специально нанятая повариха готовит вкусные полноценные обеды. Все оплачивает компания, хотя высокая зарплата сотрудников и так иногда вызывает зависть у друзей. Директор сидит за общим столом. По понятным причинам боятся СЭС и налоговой инспекции, поэтому имени своего не разглашают.

Вывод. Демократическая структура, где для сотрудников создаются максимально комфортные условия. Директор не боится взять на себя ответственность.

Компания 6.

Большая численность персонала, разные графики работ. Столовая работает от первого до последнего сотрудника. В обед — выбор блюд, начиная с салатов и заканчивая десертами. Не обойдены вниманием и вегетарианцы. Цены символические, хотя зарплата намного выше символической. Были нарекания на качество пищи, в результате сменили шеф-повара. Внимание: ДИРЕКТОРА ВСЕХ УРОВНЕЙ СТОЯТ В ОБЩЕЙ ОЧЕРЕДИ.

Выводов делать не хочу. Хочу работать в такой компании!

Приятного аппетита!


    Иоанна Хмелевская
    Подозреваются все
    (перевод с польского В.С. Селиванова) Москва, издательство «Фантом Пресс Интер В.М.», 1994

    Затем сотрудники милиции подошли к столу Лешека, который, сидя за столом Витольда, все еще ел свою рыбу.

    — Чей это стол?

    — Мой. — Лешек обо что-то торопливо вытер руки и губы и поспешил к следователю. — Вы желаете посмотреть? Извольте.

    Он выдвинул ящик своего стола, и тут в первый раз на непроницаемом до сих пор лице следователя проявились эмоции. Содержимое ящиков Лешека не только для него могло показаться неожиданным. Дно ящика покрывал слой уже давно прогорклого сливочного масла с налипшими на него огрызками окаменевшей колбасы, засохшими кусками булки, скомканной фольгой из-под плавленых сырков и еще какими-то предметами, которые из-за давности лет идентифицировать не представлялось возможным. По этому лунному пейзажу беззаботно перекатывалась пустая банка с остатками горчицы.

    Лешек спокойно и благожелательно демонстрировал представителям властей свой ящик, но, видя реакцию следователя,

    счел себя обязанным дать пояснение:

    — Запасы на черный-пречерный день. Перед получкой мы, как правило, несколько... гм... стеснены в средствах.

    с. 128—129