Библиотека управления

Шансы и риски компании в процессе организационных изменений

Светлана Толмачева генеральный менеджер компании DBM (Drake Beam Morin) Russia (Москва)

Оглавление журнала

Изменение корпоративных приоритетов навстречу меняющимся требованиям рынка неизбежно влечет за собой крупные перемены. Новые стратегии бизнеса могут потребовать слияния или поглощения, сокращения или стремительного роста, а может, и полной перестройки корпоративного управления. Будучи позитивными по своей сути, они зачастую вызывают период спада, когда сотрудники не могут сосредоточиться на своей работе или достичь взаимопонимания с новыми коллегами. Графически это можно изобразить следующим образом:

Разрыв психологической связи воздействует на всех сотрудников.

Согласно американской статистике примерно половина всех слияний и поглощений оканчивается провалом, и на это есть, по крайней мере, семь причин, или, как их назвал американский исследователь Джефри А. Шмидт, «семь смертных грехов»:

  • беспорядок: отсутствие четкой стратегии и плана действий;
  • отчуждение: вынужденное объединение разных корпоративных культур;
  • наказание: недальновидные изменения в системе оплаты и премирования и деструктивные перемены благоприятной для работы среды;
  • распад: рыба ищет где глубже, а человек — где лучше, и ключевые специалисты покидают компанию;
  • разубеждение: игнорирование моральных аспектов в провозглашении долгосрочных целей;
  • разочарование: неспособность воплотить в жизнь поставленные цели и задачи;
  • хаос: спад в производстве, продаже, работе с клиентами и прибыльности в течение первых 100 дней.

Разница между успехом и поражением состоит в предпочтении «кризисного» менеджмента с его возможностями планирования и концептуального перевоплощения «калейдоскопическому», когда смещение хотя бы одной составляющей полностью меняет картину.

Факторы риска могут быть условно разделены на три категории:

  • конкурентные риски: снижение конкурентоспособности, переманивание ключевых заказчиков и дистрибьюторов конкурентами, разброд среди постоянных клиентов;
  • экономические риски: выплата завышенных ставок по контрактам, ограничение направлений деятельности только самыми необходимыми в данный момент, необоснованный оптимизм относительно будущего сотрудничества, снижение прибыльности и доверия инвесторов, а также делового имиджа компании в целом;
  • организационные риски: высокомерие и чрезмерный контроль со стороны менеджмента, неспособность управлять созданным новым объединением и, как следствие, потеря уникальных технологий, снижение мотивации и доверия сотрудников.

Потенциальный ущерб от неграмотного осуществления структурных изменений бывает непропорционально велик. Это и утрата преданных сотрудников, и утечка информации, и отсутствие четкости в работе. Чтобы минимизировать возможный ущерб, разрабатываются специальные программы по управлению структурными изменениями, демонстрирующие сотрудникам компании, что менеджмент принимает необходимые меры для обеспечения успеха в будущем.

Залогом успешного интегрирования разных корпоративных культур в единое целое является введение планового управления этим процессом в течение первых 100 дней после официального объявления о слиянии или поглощении компаний. Этот же срок используется для оценки сильных и слабых сторон каждой компании, для определения того потенциала, который должен быть перенесен и культивирован на новой почве. При этом необходимо держать под контролем три важнейших узла проблем:

  • поставщики и заказчики должны быть уверены, что все обязательства будут выполнены и в случае изменений в корпоративной политике они будут проинформированы;
  • персонал является необходимой составляющей успеха любого бизнеса, поэтому корпоративные ценности должны быть сформулированы в первую очередь;
  • менеджмент обязан информировать сотрудников в максимально полной и доступной форме о дальнейших планах и этапах их осуществления для поддержания производительности и морального духа сотрудников.

Проесс адаптации персонала к новой интегрированной структуре можно условно разделить на несколько этапов:

  • подведение итогов прошлого профессионального опыта и формирование позитивного представления о своей роли в нем. Развитие навыков преодоления стресса и более эффективного взаимодействия с коллегами;
  • изучение потребностей компании в новых условиях, составление индивидуального «плана действий» для каждого сотрудника. Формирование представления о переменах как норме личного и профессионального развития, их двойственной природе;
  • определение роли сотрудника в новой концепции компании и открывающиеся в связи с этим перспективы профессионального развития обеих сторон.

В целом успешное проведение организационных изменений требует от компании продуманной и гибкой политики в отношении персонала, опирающейся на знания об этапах и особенностях адаптации работников к переменам.


    Как известно, любые перемены двойственны по своей природе, так как таят в себе опасности наряду с возможностями. Интересно, что эта двойственность нашла отражение в китайской письменности.

    Китайский иероглиф для понятия «кризис» имеет две составляющие: риск и шанс.