Библиотека управления

Динамика рынка труда в 2000 году

Мария Рассохина, консультант-аналитик по рынку труда компании «АНКОР» (Москва)

Оглавление журнала

Еще в начале осени аналитики отмечали значительное оживление московского рынка труда. Сегодня, когда 2000 год остался позади, можно в полной мере оценить те изменения, которые происходили в уровнях спроса и цены рабочей силы в течение года. Для оценки основных тенденций на рынке специалистов и менеджеров высшего и среднего звена мы использовали данные о количестве заявок на подбор персонала, поступивших в «АНКОР» за год, а также данные мониторинга объявлений о вакансиях1, опубликованных в СМИ.

Динамика спроса на специалистов на рынке труда в целом положительна. Как показывают данные, ежемесячно московским компаниям требуются около 150—180 специалистов и управленцев в разных областях деятельности. Именно столько сигналов о потребности в персонале поступало в «АНКОР» или публиковалось в газетах на протяжении года. Если отвлечься от сезонных колебаний спроса и посмотреть, как увеличивалось или уменьшалось количество заявок каждый месяц по отношению к предыдущему, то есть на среднемесячный прирост, то эта цифра для «АНКОРа» составит 5,6%, в то время как совокупный спрос на специалистов, отраженный в средствах массовой информации, демонстрирует отсутствие всякой динамики (0%). Это объясняется, с одной стороны, взаимным погашением колебаний спроса, а с другой — различиями в стратегиях поиска персонала в разных секторах и для разных категорий работников.2

Рассмотрим особенности динамики рынка труда подробнее.

Динамика спроса на персонал в секторах рынка

Как и в начале года, наибольшую потребность в квалифицированном персонале испытывают компании в секторах товаров народного потребления (ТНП), информационных технологий/телекоммуникаций (ИТ/Телеком) и индустриальном. Они обеспечивают 77% совокупного спроса на специалистов. Число заявок на подбор персонала в данных секторах существенно больше, чем в прочих, и в среднем достигает 30—40 обращений ежемесячно.

В то же время если сравнить показатели среднемесячного прироста обращений в данных секторах, то оказывается, что только в секторе ИТ/Телеком число заявок на подбор персонала и объявлений об открывающихся вакансиях стабильно увеличивалось на 10—12% ежемесячно. В индустриальном секторе показатели прироста заявок были ниже средних по рынку и составили около 2—4%, а в секторе ТНП наблюдалось небольшое ежемесячное падение (–2%) спроса на персонал. Отчасти такая разница объясняется значительными различиями в размере секторов: в секторе ИТ/Телеком функционирует меньшее количество компаний, чем в индустриальном секторе и секторе ТНП, а спрос находится на уровне данных секторов рынка, что обеспечивает высокие темпы прироста. Кроме того, большинство экспертов отмечают, что в прошлом году именно этот сектор был одним из наиболее привлекательных для иностранных инвесторов, что способствовало усилению позитивных тенденций внутри самой отрасли.

Интенсивным можно назвать развитие фармацевтического сектора и сектора профессиональных услуг (финансовые, юридические услуги, управленческий консалтинг, маркетинговые исследования и пр.). В первом показатель среднемесячного прироста заявок на подбор персонала составил 15%, во втором он достиг 24%. Такое развитие можно было бы назвать бурным, если бы не малая, по сравнению с предыдущей группой, ежемесячная потребность в специалистах. Кроме того, если в секторах ТНП, индустриальном и ИТ/Телеком динамика спроса, отраженная в заявках на подбор персонала и в объявлениях, схожа как в абсолютном, так и в относительном выражении, то в фармацевтическом секторе и в секторе профессиональных услуг наблюдается рассогласование (неконсистентность) тенденций. Из месяца в месяц рос объем запросов на подбор специалистов, поступавших в «АНКОР», в то время как в СМИ количество объявлений от компаний, функционирующих в данных секторах, сокращалось. Вероятно, можно говорить о том, что стратегия подбора персонала в компаниях фармацевтического сектора смещается от самостоятельного поиска в сторону использования услуг посредников. В секторе профессиональных услуг эта тенденция выражена еще резче, несмотря на то что в абсолютном выражении потребность в персонале, отраженная в СМИ, превышает количество запросов, поступивших в наше агентство в 2000 году.

График 1
Динамика базовых окладов административного персонала до вычета налогов (долл. США)

Динамика спроса на различные категории специалистов

Уже можно считать само собой разумеющимся тот факт, что наибольшим спросом на рынке пользуются позиции, связанные с продажами. Среднемесячное количество таких запросов, поступавших в «АНКОР» или опубликованных в СМИ, приблизилось к пятидесяти. Однако прирост запросов на данную категорию — один из самых незначительных и колеблется на уровне 1% в месяц. Это не удивительно, так как наибольшую долю спроса в специалистах по продажам обеспечивают компании в ТНП- и индустриальном секторах (67%), где существуют наиболее низкие темпы прироста спроса на персонал.

Далее в пятерку лидеров попадают группы административных, финансовых, маркетинговых и инженерно-технических позиций (включающих в себя как технических специалистов в области производства и сервисного обслуживания, так и специалистов в сфере информационных технологий). Но если по материалам СМИ последние занимают только пятое место, то по объему заявок, поступивших в «АНКОР», «технари» — это вторая по востребованности группа специалистов (особенно сервисные инженеры, программисты и операторы). Эта категория также является второй после административного персонала по уровню среднемесячного прироста обращений, который составил около 9% как в «АНКОРе», так и в СМИ. Это означает, что компании, нуждающиеся в специалистах данной категории, менее склонны заниматься самостоятельным поиском и предпочитают услуги агентств. Естественно, основная доля спроса на данных специалистов приходится на сектора ИТ/Телеком и индустриальный: 49 и 34% соответственно.

Что касается административного персонала (включающего в себя и специалистов в области управления персоналом), то спрос на него также неконсистентен. С одной стороны, среднее число заявок на специалистов данной категории, поступающих в «АНКОР», вдвое ниже, чем в СМИ. С другой стороны, количество заявок в «АНКОРе» ежемесячно возрастало на 13%, а в СМИ падало на 2%. Таким образом, здесь, так же как и в категории инженерно-технических специалистов, наметилась тенденция перехода компаний от самостоятельного поиска к посредничеству агентств. При этом наибольшую долю совокупного спроса составляют секретари различного уровня (секретари приемной, офиса, личные помощники), затем — специалисты в области управления персоналом (директора служб, специалисты в области обучения и развития персонала, специалисты в области разработки оплаты труда).

Аналогичная ситуация сложилась в области спроса на финансистов и специалистов по маркетингу лишь с той разницей, что число заявок на подбор персонала возрастает менее стремительно (6%), а число объявлений остается практически неизменным, возрастая из месяца в месяц на 1%.

График 2 Динамика заработной платы менеджеров среднего звена (долл. США)

Тенденции изменения заработной платы специалистов

Динамика заработной платы специалистов в первом и втором полугодии 2000 года различна. На основании данных трех обзоров заработной платы «АНКОРа» (зима 1999-го, лето 2000-го, зима 20003 года) мы провели сравнение уровней базовых окладов 29 категорий специалистов4, сгруппированных по функциональным подразделениям и месту в управленческой иерархии организаций.

Первое полугодие 2000 года было отмечено преимущественным ростом базовых окладов, что в общем соответствует «первой волне» сезонного всплеска спроса на персонал. Но надо отметить, что такое повышение коснулось в основном менеджмента среднего звена, в то время как у вспомогательных позиций (секретарей, ассистентов) наблюдалось снижение базовых окладов в среднем на 8% (график 1).

В первом полугодии наибольший рост заработной платы наблюдался у менеджеров по персоналу и составил около 40%; в группе линейных менеджеров — около 17%; базовые же оклады менеджеров по маркетингу и логистике упали в начале года в среднем на 28% (график 2).

Во втором полугодии динамика базовых окладов лишь отчасти повторяет первое. Так, продолжали расти оклады менеджеров по персоналу (на 18% к первому полугодию) и сотрудников отдела персонала в целом, менеджеров по группе продуктов/торговых марок (на 21%), руководителей отделов продаж (10%), менеджеров по информационным системам и технологиям (8%). Так же как и в первом полугодии, продолжалось падение окладов менеджеров вспомогательных позиций, и, хотя оно несколько замедлилось, средний уровень снижения заработной платы за 2000 год составил 15%.

Значительно упали оклады специалистов по бухгалтерскому учету: общее снижение за год составило 30%. При этом если в первом полугодии снижение составило в среднем 14%, то во втором — уже около 22% (график 3).

Наконец, во втором полугодии произошло общее снижение базового оклада менеджеров высшего и среднего звена в области продаж (график 4).

Итак, анализ динамики заработной платы показывает, что даже при колебаниях по отдельным позициям рынок заработной платы в целом стабилен. Это сходно с ситуацией на рынке профессий, где, несмотря на рост спроса на отдельные специальности, среднемесячный прирост потребности в персонале не превышает 6%. В то же время существует некоторое рассогласование между ростом спроса на специалистов и ростом их заработной платы. Мы прямо связываем такую ситуацию с утверждением 17 июля 2000 года в Государственной Думе положения о вводе в действие с 1 января 2001 года части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: ст. 224 «Налоговая ставка» главы 23 о снижении ставки подоходного налога с физических лиц до 13%. Сохранение существовавшего летом 2000 года уровня оплаты труда привело бы к ее значительному повышению в январе 2001 года. Такой скачок был погашен опережающим снижением заработной платы во втором полугодии 2000 года, что и привело к рассогласованию спроса и стоимости рабочей силы. Рассогласование, конечно, не может длиться долго, поэтому в 2001 году следует ожидать общего повышения уровня заработной платы относительно середины прошлого года. Более того, при отсутствии форс-мажора в 2001 году заработная плата будет расти быстрее, чем спрос на специалистов, и баланс на рынке труда восстановится.

График 3 Динамика базовых окладов специалистов по бухучету до вычета налогов (долл. США)

График 4 Динамика базовых окладов специалистов отдела продаж до вычета налогов (долл. США)


    Сирил Н. Паркинсон

    Полный свод законов Паркинсона и миссис Паркинсон

    Москва, издательство «ЭКСМО-Пресс», 2000

    «Требуется акробат, который может пройти по проволоке на высоте 200 м над бушующим пламенем. Ходить придется дважды в день, по субботам — трижды. Плата — 25 фунтов в неделю. Ни пенсии, ни компенсации за увечье не будет. Явиться лично в цирк “Дикий Кот” от 9 до 10». Быть может, слог и не очень хорош, но цель ясна: нужно так уравновесить риском денежную выгоду, чтобы не явилось больше одного соискателя. О мелочах тут спрашивать не придется. <...> Незачем указывать, что претендент должен быть здоровым, непьющим и не подверженным головокружению. Это поймут без слов. Незачем и говорить, что не годятся люди, страдающие высотобоязнью.

    Они и так не придут. Искусство тут в том, чтобы плата соответствовала опасности. 1000 фунтов в неделю может приманить человек десять, 15 фунтов не приманят никого. Где-то посередине — нужная сумма, которая и привлечет того, кто годится. Если придут двое, это значит, что мы завысили цифру.
    с. 24


Сноски

1 Мониторинг проводился по таким газетам, как The Moscow Times и «Ведомости» за 2000 год. В расчет принимались только первые упоминания о вакансии. Повторные объявления не учитывались.

2 В данной статье не рассматриваются сезонные колебания спроса на рынке труда.

3 «Обзор заработных плат и компенсационных выплат» вышел в феврале 2001 года. Он содержит данные о заработной плате 60 категорий специалистов в четырех секторах рынка на ноябрь 2000 года.

4 Сравнение проводилось по арифметической средней базовых окладов данных специалистов, чтобы избежать влияния численности работников в каждой категории на уровень оплаты труда.