Оппозиция переменам в процессе роста фирмы
Начиная от создания и в процессе своего жизненного цикла любая фирма проходит несколько фаз своего роста. Например, как в модели Грейнера [1]. Каждая последующая фаза отделена от предыдущей своим характерным для данного периода кризисом (автономии, жесткого контроля и др.). В процессе преодоления кризиса и выхода на новый виток развития руководство фирмы сталкивается внутри своей организации с определенным непониманием и даже сопротивлением. Это требует анализа. Попробуем его осуществить с помощью следующей матрицы (рис. 1).
Рис. 1. Центры сопротивления
Штирлиц. Сотрудники этого типа вполне претендуют на поддержку перемен, хотя скрыто оказывают им сопротивление. Такой тактикой они минимизируют дискомфорт от перемен. Считают, что надо поддержать перемены на фирме словесно и они уйдут со временем вообще прочь. Может быть, даже у них более коварные планы. Они могут даже иметь индивидуальные планы саботажа в фирме или индивидуальные планы получения определенных выгод. В целом это выражено в игнорировании ответственности.
Иванушка. Эти люди не осознают, что ведут подкоп под перемены. Они видят цели, не понимают смысла своего поведения. Их деятельность не поддается объяснению, т.к. высокий смысл проектов скрыт и замаскирован от них. Это простые солдаты. Когда открывается уровень их приспособленности к переменам – они удивлены. Они часто верят, что они хорошо делают хорошую работу.
Обломов. Эти сотрудники более экстремальны. Они привыкли действовать в уверенности, что они не приспособлены для перемен.
Они готовы делать то, о чем их попросят. Но сами ничего не способны сделать для перемен. Будучи открытыми, они постоянно стараются принять образец добродетели. Они стараются “объехать” перемены.
Консерватор. Эти любители протестов верят, что их отказ от перемен принесет много положительного фирме. Им никогда не кажется невозможным указать на слабость перемен. В положительном плане они сохраняют традиции фирмы. Они имеют интерес к управлению. Они не только открыты, но и склонны к дискуссии о рациональности положения фирмы.
Четыре рассмотренных квадрата сопротивления могут быть использованы для организации информации об оппозиции переменам на фирме. Примером трансформации поведения центров сопротивления переменам может быть анализ позицией как внутри самой матрицы, так и внутри отдельного квадрата. Заодно возможно представить саму природу осуществляемых перемен.
Литература
1. Greiner L.E. Evolution and revolution as organization grow. Harward Business Review, Juli/August, 1972.
2. Захарченко В.И. Переходная экономика и оценка инвестиционных проектов. – Одесса: ИРЭНТиТ, 1998.
[an error occurred while processing this directive]