Библиотека управления

Французы снова под Москвой

Французская корпорация Danone объявила о намерении стать крупнейшим в России иностранным производителем молочных продуктов. Danone в России принадлежат два завода – в Тольятти, построенный в 1995 году, и в подмосковном Чехове, работающий с августа этого года. Официальное открытие чеховского завода, строительство которого обошлось Danone в $45 млн, состоялось на прошлой неделе. «Мы высоко оцениваем потенциал российского рынка сбыта, – заявил на пресс-конференции вице-президент Danone по Восточной Европе Жак Венсан. – Возможно, уже через три-четыре года мы будем строить здесь новые производственные площади».

В 2001 году на чеховском заводе планируют выпустить 45 тыс. тонн йогуртов и творожков, или, как принято измерять в Danone, около 200 млн упаковок-стаканчиков (на тольяттинский завод придется около 100 млн стаканчиков). «Объемы производства и мощности завода мы будем увеличивать по мере роста рынка, – говорит Жак Венсан. – Полагаю, что через пять лет завод будет выпускать от 500 миллионов до миллиарда стаканчиков в год». Для сравнения: мощности раменского завода германской компании Ehrmann рассчитаны на выпуск около 350 млн стаканчиков в год.

Примечательно, что представители Danone отрицают наличие у заводов компании каких-либо проблем с поставками сырого молока. Данные же по молочной отрасли за январь–октябрь этого года позволяют говорить о надвигающемся сырьевом кризисе: производство молока в России в 2000 году снизилось на 0,9% по сравнению с 1999 годом и составило 5,421 млн тонн, тогда как заводы увеличили выпуск продукции более чем на 7% до 5,159 млн тонн.

По словам Филипа Кегельса, генерального директора «Данон Россия», и тольяттинский, и чеховский заводы сейчас работают примерно с десятью хозяйствами-поставщиками, которых Danone считает своими стратегическими партнерами и финансирует программы их модернизации и расширения производства. Число поставщиков подмосковного завода в 2001 году будет увеличено в два раза. Danone уже инвестировала в молочные фермы более $4 млн и в дальнейшем планирует тратить на них около $1 млн в год с целью увеличивать производительность хозяйств одновременно с ростом потребностей своих заводов в сырье. Судя по всему, Danone удерживает их не только инвестиционными программами, но и предположительно самыми высокими закупочными ценами: несмотря на развитие местного производства, Danone не собирается занимать нижний ценовой сегмент рынка, на котором работают его основные конкуренты. Интересно, что в Danone, судя по словам Жака Венсана, рассчитывают увеличивать объемы продаж за счет агрессивного маркетинга и вытеснения конкурентов, а не за счет предполагаемого роста платежеспособности российских потребителей.

Подготовлено КИА центром по материалам журнала «Компания»