Библиотека управления

Компания FM Logistic – провайдер логистических услуг

Компания FM Logistic работает на российском рынке логистических услуг более семи лет и специализируется в области транспорта, складских услуг, переупаковки и расфасовки. Накануне нового года мы встретились с Генеральным Директором по операциям в Восточной Европе господином Ж. Фором на московском терминале компании в Химках и попросили рассказать о логистических услугах, предоставляемых FM Logistic, планах и перспективах развития компании на российском рынке логистических услуг.

Вопрос. Господин Фор, на страницах нашего журнала мы регулярно размещаем информацию о вашей компании. Но читатели нередко обращаются к нам с просьбами поближе познакомиться с FM Logistic, с принципами работы компании, с планами освоения российского логистического рынка, руководством компании. В связи с этим мы благодарны Вам за согласие ответить на вопросы редакции. Ваша компания уже более семи лет работает на российском рынке логистических услуг. За этот период произошло много событий в экономике России, но FM Logistic успешно преодолевает все трудности и постоянно расширяет сеть своих услуг. И тем не менее, кризис 1998 года, наверняка, внес существенные коррективы в ваши планы. Как вам удалось достаточно быстро подстроиться к новой экономической ситуации в стране.

Ответ. Вы совершенно правы, кризис заставил нас во многом пересмотреть наши планы. Если в начальный период деятельности наш бизнес был ориентирован на оказание логистических услуг крупным иностранным компаниям, импортирующим товары на российский рынок, доля которых составляла 80%, то сегодня 70% товарооборота составляет продукция, произведенная в России. Но здесь необходимо отметить, что это продукция наших постоянных партнеров. Дело в том, что многие крупные иностранные компании стали открывать собственное производство на территории России. В их число входят такие компании как Nestle, Unilever и некоторые другие. Таким образом, стратегия FM Logistic на сегодняшний день в большей степени ориентирована на работу с компаниями, производящими товары на российской территории.

В. Скажите, пожалуйста, не ставился ли вами вопрос об уходе с российского рынка в период кризиса?

О. Нет. Вопрос так не ставился. FM Logistic с самого начала своей деятельности в России рассматривала долгосрочную перспективу развития своего бизнеса несмотря ни на какие трудности, и эта стратегия остается неизменной.

В. FM Logistic известна как компания-провайдер широкого спектра логистических услуг. В чем заключается комплексность оказываемых вашей компанией услуг?

О. Наша компания специализируется в области транспортных и складских услуг, переупаковки и расфасовки. FM Logistic имеет 23 логистические платформы в Европе, на которых можно складировать одновременно до 700000 паллет. Транспортные услуги поддерживают 900 крупнотоннажных автомобилей. Терминал FM Logistic в Шереметьево, построенный в 1998 году, рассчитан на хранение 70000 паллет и также осуществляет комплексное логистическое обслуживание. Прежде всего, терминал предоставляет комплекс таможенных услуг, в который входят все виды таможенного оформления. Усилиями специалистов FM Logistic в день возможно растаможить до пятидесяти крупнотоннажных автомобилей. Вся работа ведется в тесном контакте с таможенной инспекцией, что позволяет делать этот процесс растаможивания абсолютно прозрачным. На этапе складирования осуществляется сложная схема размещения товаров, связанная с необходимостью доставки отдельных продуктов наших клиентов в различные регионы России в зависимости от их сроков годности. Сложность процессов обработки товаропотока заключается еще и в том, что необходимо производить компоновку заказов различных объемов: начиная от единичной упаковки до формирования отправки объема недельного запаса регионального склада. Все процессы связанные с комплектованием заказа ведутся совместно с упаковочными работами. FM Logistic производит все виды упаковки и расфасовки, включая формирование штучных посылок и промышленных упаковок. Транспорные услуги компания осуществляет совместно с российскими транспортными предприятиями. Это, прежде всего автотранспортные компании и железнодорожные перевозчики, которые доставляют продукцию клиентов FM Logistic в региональные подразделения компании. Таким образом складывается сеть региональных складов, на основе которой компания разработала комплекс дополнительных услуг, связанных с распределением продукции наших клиентов в ряде регионов России и СНГ.

В. Мы уже писали о новом региональном проекте FM Logistic. Тем не менее не могли бы Вы поподробнее остановиться на вопросе организации региональной системы складов, о состоянии проекта на сегодняшний день и планах его развития.

О. Суть проекта сводится к организации комплекса логистических услуг нашим клиентам в регионах России и некоторых государств СНГ на основе технологий FM Logistic. Терминал компании в Шереметьево рассматривается как центральное звено в цепи поставок продукции наших клиентов, откуда автомобильным и железнодорожным транспортом она отправляется в регионые отделения FM Logistic. Доставка осуществяется в пределах 48 часов в любой регион России или СНГ. В соответствии с проектом мы рассчитываем открыть двенадцать региональных складов на территории России и ряд складских комплексов в странах СНГ. Такие комплексы подбираются с учетом множества критериев в районах, включенных в планы компаниии. FM Logistic берет на себя функции регулирования запасов продукции клиентов в регионах. Мы сами определяем сколько и какого товара небходимо доставить на тот или иной региональный склад, с тем чтобы иметь двухнедельный запас продукции. Таким образом склад в Шереметьево является единственным посредником между поставщиком и конечным потребителем. Коммерческий менеджер компании-поставщика производит на месте продажи, осуществляя совместно с FM Logistic систему постоянного контроля запасов. Разработанная схема дает значительные конкурентные преимущества нашим клиентам.

В. Получается что FM Logistic фактически становится дистрибьютером продукции своих клиентов, отчитываясь перед ними лишь о состоянии дел по распределению товаропотока?

О. Да, наша схема в значительной мере позволяет решить проблемы клиентов со сбытом их продукции.

В. Сколько компаний работает с вами по такой схеме на сегодняшний день?

О. На сегодняшний день с нами по такой схеме работают компании Nestle и Kimberly Clark.

В. То есть по крайней мере в двенадцати городах России продажа продукции Nestle ведется по вашей системе?

О. Нет, пока только в двух городах: Новосибирске и Владивостоке. Мы уже отработали систему во Владивостоке и сейчас открываемся в Новосибирске. Проектом предусматривается каждый месяц открывать новое региональное представительство.

В. Для обеспечения жизнеспособности такой сложной схемы функционирования системы распределения необходимо надежное информационное обеспечение. Нам известно, что европейские терминалы FM Logistic управляются при помощи информационной системы OPALE. Имеются ли отличия европейской системы информационного обеспечения от российской?

О. Система OPALE имеет возможность управлять только одним складом. На ее основе была разработана уникальная система управления сетью региональных складов. Так что можно сказать, что появился российский вариант программы.

В. Господин Фор, предоставление полного комплекса логистических услуг является дорогим «удовольствием». FM Logistic предлагает целиком пакет услуг или предлагается набор услуг, с тем чтобы удовлетворить индивидуальные запросы клиентов?

О. Небходимо отметить, что FM Logistic осуществляет индивидуальный подход к требованиям своих клиентов. На мой взгляд неправильно говорить, что логистические услуги – это дорогое удовольствие. Уже сегодня роль логистики в деятельности каждой компании трудно переоценить. Вы можете производить самые лучшие товары, иметь лучших коммерческих менеджеров, но если Ваш товар не будет доставляться в нужном количестве, в нужное время, то он не будет должным образом продаваться. В ближайшем же будущем роль логистических услуг еще более возрастет. Производители все чаще стараются передавать не относящиеся к их основным функциям операции логистическим подрядчикам. Это в значительной степени повышает эффективность.

В. В этой связи, как Вы оцениваете перспективы развития электронного бизнеса?

О. На мой взгляд, средства электронного бизнеса являются лишь новым способом больше продавать. Вопрос состоит в том, как правильно выстроить систему движения товаров, которые должны быть проданы. То есть проблема заключается в организации физического движения продуктов, и это работа логистических фирм. К примеру, во Франции уже многие супермаркеты принимают заказы через Интернет. Основные трудности при создании подобных систем заключаются в том, как связать информационную систему с логистической. Организация правильной работы информационной системы и логистической является сложной двуединой задачей. Поэтому на практике необходимо соединить эти системы в единый комплекс. Нужно сказать, что следующим шагом в развитии системы OPALE должно стать создание единой системы управления физическим распределением и движением информации.

В. Следующий вопрос, если позволите, на другую тему. Как Вы оцениваете перспективы развития складской индустрии в России?

О. Прежде всего, хочу надеяться, что FM Logistic останется лидером на российском рынке логистических услуг. На мой взгляд, становление рынка логистических услуг будет идти медленно. Проблема в том, что на сегодняшний день большая часть складов не отвечают современным требованиям. В стране очень мало складских помещений отвечающих требованиям хранения так называемых опасных товаров и также продовольственных товаров. 80% российских складов не приспособлены для ведения погрузочно-разгрузочных работ с длинномерным автотранспортом. Они имеют зону разгрузки около рамп 12–14 метров, что позволяет осуществлять разгрузку только одного длинномерного автомобиля. Это характерно даже для недавно построенных складских комплексов. Далее, к сожалению, в России устаревшая транспортная база. Если средний возраст наших грузовиков составляет 2,5–3 года и машины шестилетнего возраста подлежат списанию, то средний возраст большей части российского грузового автотранспорта превышает десять лет.

В. Как на Ваш взгляд, что может быть решением такого рода проблем?

О. Необходимо строить новые современные складские комплексы. То есть необходимы новые инвестиции. К сожалению даже те складские терминалы, которые были построены относительно недавно, возводились без учета новых требований. В любом случае ситуацию необходимо исправлять. России необходимы новые инструменты реализации логистических услуг. Для этого в вашей стране имеются все необходимые условия.

Господин Фор, благодарим Вас за полные ответы и со своей стороны хотим поздравить Вас с наступающим Новым годом и пожелать Вам и компании FM Logistic дальнейших успехов в реализации пер-спективных планов.

Редакция журнала «Логинфо»