Библиотека управления

Преимущества торговли осознали и в Санкт-Петербурге

Интерес этот легко объясним. «Количество больших торговых центров в Санкт-Петербурге примерно в 200 раз меньше, чем в соседнем Хельсинки», – говорит президент петербургского строительного дома «Бекар» Александр Широков. По данным компании Jones Lang LaSalle, в Москве наименьшее количество магазинов по сравнению с другими крупными городами Европы – на 1000 человек приходится только 20 кв.м торговой площади. В Париже этот показатель достигает 400 кв.м.

В результате за последние годы ни один объект в Петербурге, пригодный для организации розничной торговли, не «ушел» на аукционе меньше чем за две стартовые цены.

«Часто конечная цена превышала стартовую в четыре раза», – говорит Виталий Вотолевский, президент российского отделения FIABCI (Международной федерации участников рынка недвижимости) и глава группы компаний «Петербургстрой».

Девелоперы, еще недавно застраивавшие обе столицы офисными зданиями, теперь рассуждают о преимуществах тестовых площадей. «Хотя при реконструкции зданий под офисы нужно вложить $200–300 на кв.м, а под торговый комплекс – $300–400, эффективность от сдачи в аренду торговых площадей намного больше», – говорит Широков. По мнению генерального директора агентства недвижимости «Миэль» Григория Куликова, инвестиции в торговые комплексы окупаются примерно в два раза быстрее, чем в офисные. Риэлторы говорят, что срок возврата вложенных средств составляет примерно 2,5 года при инвестициях в моллы против пяти лет, если создавать офисные помещения.

Правда, указал Широков, такая рентабельность возможна только при реконструкции существующих зданий, например производственных, но не при новом строительстве. Реконструкция обходится примерно в $50–100 за кв.м., тогда как себестоимость возведения новых комплексов составит не менее $120–150 за кв.м. «Прибавьте к этому более долгие сроки нового строительства», – сказал он. Удачными примерами реконструкции производственных помещений с перепрофилированием их для торговых целей называют Самсоньевский и Светлановский комплексы в Санкт-Петербурге.

По мнению Куликова, кроме торговых площадей интересным объектом инвестиций являются двух- и трехзвездочные гостиницы, недостаток которых чувствуется как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. «Отдача от таких проектов появляется довольно скоро, тогда как мировые стандарты окупаемости пятизвездочных отелей 14–15 лет», – говорит Вотолевский из «Петербургстроя».

Подготовлено КИА центром по материалам газеты «Ведомости»