Библиотека управления

Миллиард за полгода

Н. Басина.

Эпоха интуитивных моделей закончилась. О ней можно забыть. В определенной степени это стало очевидным для большинства компаний сразу же после кризиса.

Все помнят – именно тогда впервые стали раздаваться разговоры о «взрослении». Как ни странно, но именно эта тема стала одной из главных на состоявшемся дилерском симпозиуме дистрибьюторской компании «Дилайн». Вывод, который по логике руководства «Дилайна» должны сделать для себя дилеры компьютерной техники, по-ленински прост и категоричен: «Учиться, учиться и еще раз учиться». Бизнесу, разумеется.

Однако по порядку. Прежде всего «Дилайн» обнародовал некоторые данные по итогам текущего финансового года, начавшегося 1 апреля 2000 г. Оборот компании составил 1 257 922 772 рубля 27 копеек. Сумма завораживающая, к тому же «Дилайн» активно стремится к статусу «дистрибьютора номер один» на российском компьютерном рынке. Так что прокрученный миллиард – это действительно веские основания для того, чтобы начать делиться секретами успешного бизнеса.

Задумывались ли основатели и руководители дилерских компаний о собственной стратегии? По оценке специалистов дистрибьюторского центра, каждодневные заботы о заказах и доставке грузов по сей день являются для дилеров приоритетными. Дальше мало кто заглядывает. Мотивация к ведению бизнеса? Как выяснилось в ходе симпозиума, у многих дилеров с поиском формулировки проблем не возникает. Это «желание спокойно встретить старость».

Так или иначе перспектива успешного ведения бизнеса чаще всего упирается в материальные ресурсы. Ведь ясно: чем больше денег компания способна привлечь, тем быстрее и активнее будет осуществляться ее развитие. Что касается собственно «Дилайна», активно предлагающего дилерам задуматься о стратегии и ресурсах, то он находится в весьма выгодных условиях с самого начала, поскольку входит в состав крупнейшей на российском рынке ИТ группы компаний IBS. Итак, дилерам только предстоит строить правильный бизнес, a IBS тем временем делает следующий шаг, все ближе подбираясь к завершению процедуры размещения акций.

По словам президента группы IBS Анатолия Карачинского, «будущее российского бизнесмена напрямую связано с фондовым рынком – здесь открываются совершенно другие возможности».

Собственно, «Дилайн» продолжает двигаться к полномасштабной реализации концепции one-stop shop, своеобразного компьютерного универмага (который злые языки уже окрестили «Макдональдсом»). Георгий Полихрониди уверен, что количество дилерских заказов именно сейчас достигло той проектной мощности, о которой говорилось в момент создания компании (более 450 «выдач» ежедневно). Одновременно руководители дистрибьюторского центра уверяют, что теперь «Дилайн» имеет «полное товарное наполнение для своей дилерской сети».

По мнению генерального директора «Дилайна» Георгия Полихрониди, успешный бизнес – это бизнес хорошо прогнозируемый.

И все же рынок устроен так, что развиваться успешно и совершенно отдельно от других игроков не может ни одна компания. То есть в «Дилайне» окончательно сформировалось понимание того, что дальнейшие перспективы роста напрямую связаны с качеством бизнеса основных клиентов – дилерских фирм. Вопрос только в том, как добиться того, чтобы и дилеры были под стать дистрибьютору. Да, шутки и обиды по поводу того, что «Дилайн» стремится учить дилеров, вроде бы остались в прошлом. То есть среднестатистический дилер готов наконец-то учиться бизнесу и забросить подальше свою интуицию как основной инструмент прогнозирования. Но что дальше? Несколько часов «бизнес-школы» в рамках дилерского симпозиума ничего не решат. Так что уже по окончании симпозиума в Москве, было принято решение сделать дилайновскую бизнес-школу чем-то более или менее постоянным.

В любом случае симпозиум «Дилайна» оказывается поводом внимательнее присмотреться к тому, что происходит с дистрибьюторским бизнесом в целом. До недавнего времени слишком много сил тратилось на то, чтобы доказать: классическая дистрибуция не умрет, Интернет не вытеснит ее на задворки бизнеса. Доказали (при скромном участии «ИнфоБизнеса»).

Теперь же, после того, как крупнейшие российские дистрибьюторские компании уже поставили оказавшийся вовсе не страшным Интернет себе на службу и запустили в промышленную эксплуатацию системы электронной коммерции категории «бизнес–бизнес», а дилеры сами (!) выступают с просьбами организовывать для них семинары, в том числе по ЭК, речь вполне может идти о гораздо более серьезном влиянии на дилеров. Современному дистрибьютору нужны такие дилеры, о которых мечтают аналитики изданий типа «VAR Business».

Это компании с бизнес-планами и стратегией в кармане, постоянно проходящие процедуру независимого аудита, легко ориентирующиеся в современных тенденциях бизнеса, использующие средства электронной коммерции... А еще лучше – просто публичные компании. Жаль только, всего этого не добиться в рамках «бизнес-школы». Хотя начинать с чего-то надо.