Библиотека управления

BA и KLM решили не сливаться

Провалом завершились в прошедший четверг переговоры между британской авиакомпанией British Airways и нидерландской KLM Royal Dutch Airlines о слиянии. Они не смогли договориться о том, кто будет главным в объединенной компании, которая стала бы мировым лидером в своем секторе по объему доходов. Между тем, по мнению аналитиков, поиск партнеров обеим компаниям придется продолжить.

ВА и KLM объявили о переговорах в июне 2000 года. Вопрос первенства стал главной темой с самого начала. Британцы стремились получить полный экономический контроль над объединением, а представители KLM, акции которой за время переговоров значительно поднялись в цене, настаивали на необходимости сохранения нидерландской «прописки» новой компании. Авиакомпании осуществляют международные перевозки согласно двусторонним соглашениям между странами, и, если бы объединенная компания стала британской, голландцы потеряли бы часть маршрутов.

«KLM хотела защитить свои договоренности в области перевозок», – заявила пресс-секретарь нидерландской авиакомпании. Представители British Airways, в свою очередь, говорят о своих опасениях: «Руководство ВА посчитало, что недостаточный контроль над KLM не позволит эффективно управлять объединенной компанией, и в конце концов решило, что слияние не принесет пользы акционерам».

После провала переговоров обе стороны заявили, что отношения между компаниями остаются дружескими.

По мнению аналитиков, провал слияния ВА и KLM ставит обе авиакомпании в довольно трудное положение. KLM в апреле 2000 года неожиданно отказалась от альянса с итальянской Alitalia, и теперь у нидерландской авиакомпании осталось мало кандидатов для формирования партнерских отношений на европейском авиарынке. Однако ни один из этих кандида-тов – Lufthansa, SAirGroup (материнская компания Swissair и Sabena) и Air France – не является идеальным. Альянс или слияние необходимы KLM, которая из-за относительно небольшого объема внутренних перевозок страдает от высокой конкуренции в области транзитных перевозок.

Генеральный директор KLM Лео ван Вейк заявил на пресс-конференции, что поиск европейского партнера является для компании задачей первостепенной важности.

Непростая ситуация и у British Airways. Британская компания остается центральным игроком в альянсе Oneworld и одновременно пытается как-то развить свои партнерские отношения с американской American Airlines, чему препятствуют антимонопольные органы по обе стороны Атлантики. Высокие издержки, низкая прибыльность вследствие ожесточения конкуренции в Европе и рост цен на топливо, поставили ВА перед угрозой потери рентабельности.