Библиотека управления

Паутина монополизма

Мария МОЛИНА

Оглавление


Газовая отрасль — это прежде всего «Газпром», естественный монополист, владелец львиной доли газовых запасов, транспортных, сбытовых, строительных и сервисных организаций. Долгое время в этой суперкомпании не допускали и мысли о возможности изменения ее монопольного статуса. Но лед тронулся — сегодня РАО «Газпром» предлагает программы создания в России цивилизованного рынка газа.

Активы «Газпрома» были достаточным обеспечением для многочисленных долгосрочных кредитов. Однако со временем стало ясно, что объемы добычи не позволяют создать приемлемые запасы голубого топлива, необходимые как для покрытия обязательств по западным контрактам, так и для обеспечения России топливом на осенне-зимний период в ближайшей перспективе.

Недостающие объемы газа придется импортировать, причем к настоящему моменту уже назван один из наиболее вероятных контрагентов по закупке топлива — Узбекистан. Но на это нужны деньги. А существующие на внутреннем рынке цены на газ не позволяют газовому гиганту вырваться из паутины долгов. И потому последнее время концерн занимается активным поиском средств.

В конце августа «Газпром» провел эмиссию векселей на сумму 5 млрд руб. Выпущены векселя трех видов со сроком погашения от 19 до 21 месяца. Аналитики уже назвали эту сделку крупнейшей вексельной программой российских компаний в 2002 году. В начале сентября прошла встреча председателя правления газовой монополии Алексея Миллера с сенатором Сергеем Пугачевым, имя которого связывают с Межпромбанком. Стороны обсуждали вопрос о подготовке соглашения между «Газпромом» и банком на 2002—2005 годы. Миллер разговаривал тогда и с председателем правления Внешторгбанка Андреем Костиным о возможностях кредитования производственных программ «Газпрома».

Чуть позже председатель правления «Газпрома» провел переговоры с Альфа-банком, где речь шла о краткосрочном кредитовании газовой монополии. Согласно предварительной договоренности, Альфа-банк становится партнером «Газпрома» в рамках проектного финансирования программ концерна.

Кроме того, «Газпром» собирается занимать деньги на американском рынке. В конце августа, не дожидаясь решения совета директоров по выпуску десятилетних евробондов, Алексей Миллер сообщил прессе, что роад-шоу по размещению займа на 750 млн пройдет в октябре. А 11 сентября от компании поступило уточнение: работа по подготовке выпуска еврооблигаций, ориентированных на американский рынок, продолжается, и в настоящее время готовится документация к выпуску, а также согласовываются сроки проведения роад-шоу.

«ГАЗПРОМ» ПЕСТУЕТ КОНКУРЕНТОВ

Концерн предлагает потенциальным партнерам, желающим торговать голубым топливом в России, участвовать в развитии газотранспортной системы и разработке новых месторождений. Только на этих условиях газовая монополия готова допустить конкурентов на рынок.

Сейчас уже невозможно откладывать осуществление проектов по реконструкции системы транспорта и разработке газоконденсатов. С одной стороны, надо выполнять долгосрочные контракты с Западом на поставку газа, с другой — под газ старых месторождений никто не даст новых кредитов. В то же время, если пойдут проекты, обеспечивающие дальнейшее поступление газа на Запад, «Газпром» поддержит свое реноме и получит деньги. Так что в интересах монополии привлечь независимых производителей к организации газовой инфраструктуры.

После встречи с представителями альтернативных газодобытчиков — ЛУКОЙЛа и «Роснефти» Алексей Миллер заявил: «Если в ”трубу” входят независимые производители, возникает проблема: как они будут компенсировать затраты на эксплуатацию и модернизацию газотранспортной сети. Вариантов несколько. Первый: включить затраты в тарифную составляющую. Второй: чисто договорные отношения с газодобытчиками в сфере инвестиций. И третий: участие этих компаний в погашении кредиторской задолженности «Газпрома»... Просто вложить деньги в месторождения и получить доступ в ”трубу” — это неправильная постановка вопроса». По его словам, газовая монополия собирается «сотрудничать с независимыми производителями в рамках консорциумного подхода к развитию транспортной инфраструктуры. Это не исключает совместной работы над разведкой и добычей газа».

Другое дело, что заниматься поставками голубого топлива за рубеж «Газпром» намерен самостоятельно. Однако независимых производителей вряд ли устроит такой подход. Участие в программах по реструктуризации и развитию газовых предприятий они готовы принимать только при гарантированном доступе к экспортным деньгам. К настоящему моменту этот вопрос остается открытым. Пока есть договоренность с «Сургутнефтегазом» о совместной эксплуатации Уренгойского газоконденсатного месторождения. Кроме того, с ЛУКОЙЛом подписано соглашение о намерениях по участию на паритетных началах в разработке каспийского шельфа.

ПОДЗЕМНЫЕ КЛАДОВЫЕ

Потребление газа в нашей стране колеблется в зависимости от сезона. Однако поскольку значительная часть действующих ныне месторождений голубого топлива уже переходит в периоды постоянной и падающей добычи, снижается возможность обеспечить пиковые потребности в газе лишь за счет их разработки. Надежды сейчас возлагаются на распаковку месторождений Русского Севера, где еще в советское время было разведано немалое их количество.

Но специфика добычи северных запасов такова, что существенно увеличивается объем капитальных вложений, необходимых для работы в тундре. Поэтому возрастает роль подземных хранилищ газа (ПХГ) как наиболее гибкого и относительно дешевого инструмента для регулирования неравномерности газопотребления. Долгосрочные резервы, создаваемые в период устойчивой деятельности газодобывающего комплекса, оказываются средством компенсации возможных задержек с вводом северных месторождений в эксплуатацию.

Развиваемая система резервов газа позволяет значительно снизить вероятность кризисных ситуаций в энергоснабжении страны. Как утверждают в «Газпроме», ПХГ обеспечивают высокую надежность поставок голубого топлива посредством того, что все подземные хранилища или максимально приближены к основным потребителям, или расположены в узловых точках транспортной системы. В случае возникновения нештатной ситуации топливо может быть оперативно перенаправлено в нужный район. Кроме того, система ПХГ делает возможным перевод отдельных регионов на локальное газоснабжение — только за счет запасов подземных хранилищ газа.

ЦЕНА ВОПРОСА

Ситуация в монополии не оздоровится без повышения тарифов на газ. Обычно требование естественных монополий увеличить плату за свою продукцию вызывает негативную реакцию как у представителей промышленных предприятий, так и у населения. Россиянам трудно понять европейцев, покупающих у нас газ за большие деньги, — дает себя знать привычка платить за него копейки. Поэтому, когда «Газпром» поднимает вопрос об увеличении внутренних цен на газ до мирового уровня, со всех сторон раздаются возгласы протеста: мол, результатом может стать коллапс экономики, резкое снижение уровня жизни в стране и т. д.

Впрочем, иного выхода нет. Газовики разводят руками, понимая масштаб последствий такого шага, ведь он затронет практически все отрасли экономики и скажется на стоимости товаров для конечного потребителя. Однако нельзя бесконечно работать себе в убыток.

Для подведения оптовых цен на газ к экономически обоснованному уровню, по мнению специалистов, следует продавать его втрое дороже, чем сейчас. Но данная цена будет непосильной для покупателей. В итоге опять возникает типичная для регионов России ситуация: энергетики должны за газ, газовики должны за энергию, администрация требует налоги, но не в состоянии отдать долги по газу и т. д. А газовая монополия оказывается в бесконечной паутине долговых обязательств, в поиске денег на разработку новых месторождений и реконструкцию газовой инфраструктуры.

РАО «Газпром» предложил правительству программу «поэтапного совершенствования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке до 2010 года». Принципы перспективной политики ценообразования, с точки зрения концерна, должны исходить из потребности экономики страны в продукции и услугах газовых предприятий. В частности, им следует возмещать затраты, направленные на обеспечение устойчивого газоснабжения потребителей внутри страны и исполнение международных обязательств по газовым контрактам.

Лейтмотивом в официальной информации «Газпрома» звучит тема перехода к цивилизованному рынку газа. В программе ценообразования особо подчеркивается необходимость ликвидации перекрестного субсидирования одних потребителей газа за счет других, а также постепенного перехода «к формированию рыночных механизмов ценообразования на газ взамен директивных». Рыночные механизмы формирования цен подразумевают их ежегодное увеличение до 25% (без учета инфляции) в период 2003—2006 годов.

Специалисты «Газпрома» считают, что такой масштаб роста стоимости газа окажет «несущественное влияние на экономические показатели потребителей газа». Зато подобная политика позволит сделать ценообразование предсказуемым. Потребители смогут учитывать изменение стоимости топлива и энергии при разработке своих бизнес-планов и производственных программ.

Программа «совершенствования цен» рассчитана на период до 2010 года и состоит из трех этапов. Первый из них определяет действия концерна на 2002—2003 годы. Предложения, касающиеся политики «Газпрома» на данном этапе, являются теми рекомендациями, которые предоставлены правительству в рамках общего плана по обеспечению потребителей топливом и энергией на следующий год. Намечается осуществить «возмещение... затрат на добычу, транспортировку, хранение и реализацию газа, а также ранее взятых кредитов на реализацию инвестиционных проектов». Кроме того, программа предусматривает расширение «нерегулируемого сегмента рынка, в том числе за счет биржевой торговли частью объемов газа по свободным ценам».

На втором этапе (2004—2006 годы) будет введена «дифференциация цен на газ для конечных потребителей в зависимости от режима и сезона потребления». К варьированию потребительских цен РАО «Газпром» приступит уже в 2004 году, а к 2005-му предполагается вообще ликвидировать «перекрестное субсидирование как по категориям потребителей, так и по регионам страны». Насколько можно судить, это положение определит переход на договорные цены для юридических лиц.

Вместо государственного регулирования цен на газ «Газпром» планирует перейти на государственное регулирование тарифов на услуги потранспортировке по магистральным газопроводам. Эксперты концерна ситают, что так будут внедряться рыночные механизмы ценообразования на голубое топливо. К 2006 году может быть достигнут уровень цен на газ, обеспечивающий условия самофинансирования газовой отрасли.

Третий этап, который начнется в 2007 году, предполагает ввод специального налога на газ, взимаемого с потребителей, использующих газ в качестве топлива. А с 2008 года изменится ценообразование на транспортировку газа: при формировании тарифов перейдут от принципа «затраты плюс прибыль» к принципу «нормы возврата на вложенный капитал».

В 2010 году программа завершится обеспечением «рациональных соотношений цен на топливно-энергетические ресурсы, с учетом основных качественных характеристик, технологических особенностей и степени воздействия на окружающую среду». Во всяком случае, так видит будущее «Газпром».