Библиотека управления

«Развитие - двигатель всех процессов»

Сергей ЗМИТРОВИЧ

Оглавление


Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | ТЭК 2002Компания Osman Trading AB работает на рынке СНГ уже восемь лет. Основной сферой деятельности предприятия является закупка и продажа нефтепродуктов. Osman Trading AB известна партнерам и клиентам как фирма, которая не боится брать на себя ответственность, обязательства и выполняет их точно в срок. Это особенно важно при работе с иностранными предпринимателями, так как они все еще с опаской осваивают рынки бывших советских республик. С момента образования компании ее деятельностью руководит директор Сергей Змитрович.

(Беседу ведет Наталия Ермолаева, фото Марии Чижовой.)

— Сергей Мячеславович, компания Osman Trading AB занимается несколькими видами деятельности, среди которых закупка и торговля нефтепродуктами, услуги по их транспортировке и перевалке в портах Латвии, Литвы и Эстонии, переработка сырой нефти. Какое из направлений приоритетно для компании? Намерены ли вы в дальнейшем расширять сферу деятельности?

— Приоритетными для нас сегодня являются несколько направлений. Во-первых, расширение розничной торговли нефтепродуктами в странах Прибалтики, особенно в Латвии. Задача сводится к строительству бензоколонок в данном регионе. Мы хотим увеличить их количество до 40. Во-вторых, дальнейшее развитие переработки сырой нефти на заводах Белоруссии. В этом направлении мы уже тесно взаимодействуем с несколькими российскими нефтяными компаниями, работающими здесь, ищем новых партнеров, исходя из своих обычные критериев: цены, качества, стабильности. Из нефтяных гигантов мы сотрудничаем непосредственно с «Сургутнефтегазом», ЛУКОЙЛом, из средних компаний в число наших партнеров входит, например, предприятие «Белые ночи».

Кроме того, мы планируем начать переработку сырой нефти в Украине. Сейчас открываем в Киеве свое представительство, которое будет заниматься данным направлением. Параллельно ведутся переговоры с нефтяными компаниями России о возможных совместных действиях, инвестициях. Причем мы стремимся налаживать контакты с предприятиями среднего масштаба, поскольку они действуют более гибко и мобильно при оперативном принятии решений, нежели нефтяные гиганты. Тем более что и себя мы тоже рассматриваем как структуру такого класса. Обобщая все перспективные задачи, можно сказать коротко: нам нужна нефть. У нас налажены механизмы доставки, экспорта, переработки, но требуются надежные поставщики. С этой же точки зрения мы рассматриваем вопрос о вложении средств в нефтеперерабатывающую промышленность России.

— Osman Trading AB работает на рынках России, Белоруссии, Прибалтики. Какие компании входят в число ваших клиентов, на каких условиях развивается сотрудничество с ними?

— Мы работаем на равных. Сейчас никто никому не может диктовать условия, навязывать правила игры, действуют только законы рыночных отношений. Osman Trading AB сотрудничает с партнерами цивилизованно, покупая нефть по рыночной цене, в том числе и у российских нефтяных компаний. В настоящее время мы тесно сотрудничаем с «Сургутнефтегазом», ЛУКОЙЛом, «Славнефтью». У них мы закупаем нефть для переработки на белорусских НПЗ. Также мы планируем работать с предприятием «Северная нефть»: оно хочет иметь прямого западного партнера в нашем лице. На Клайпедском терминале мы намерены работать с ЮКОСом, который приобрел пакет акций Мажейкяйского завода и тем самым фактически взял под контроль нефтяной комплекс этой страны. Отрадно, что и наши партнеры проявляют заметный интерес к такому сотрудничеству.

— Работаете ли вы с западными компаниями? Насколько обширны эти связи?

— Конечно, мы сотрудничаем со многими западными партнерами, особенно с теми, которые имеют свои нефтеперерабатывающие заводы, занимаются бункеровкой судов по всему миру. Это фирмы с известными именами: British Petroleum, Koch Petroleum Group, AFT, OW Bunker and Trading Co и др. Мы сотрудничаем в области переработки сырой нефти, продажи топлива. Европейские предприниматели высоко оценивают нашу деятельность, ведь мы являемся для них своеобразным буфером между Востоком и Западом. Osman Trading AB уверенно закрепилась на западном рынке, нам доверяют, мы имеем более высокий рейтинг, чем многие российские предприятия. Наша компания, покупая нефть и нефтепродукты, делает предоплату, беря риск на себя. Это очень выгодно западным партнерам: фактически мы несем всю ответственность за проводимые сделки. Не секрет, что многие иностранные фирмы все еще с опаской смотрят на перспективы ведения бизнеса на просторах бывшего СССР. Мы гарантируем успешное сотрудничество с нефтяными компаниями России и других стран СНГ, так как прекрасно знаем местные условия и особенности работы.

— Со дня основания Osman Trading AB заняла достойное место на рынке. Чему, на ваш взгляд, компания обязана своим успехом? Как вы оцениваете результаты, которых удалось добиться за восемь лет?

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | ТЭК 2002— Я по складу характера постоянно недоволен собой, считаю, что во всем — в жизни, в работе — надо совершенствоваться. Развитие — двигатель всех процессов. Мы заработали авторитет на рынке и сегодня стремимся развиваться дальше. Как следствие проекты становятся более качественными, расширяется география бизнеса. Прибалтийский регион уже освоен, поэтому пробуем свои силы в Белоруссии, Украине. Сейчас поступили хорошие предложения по сотрудничеству в Европе. В России на данный момент очень жесткая конкуренция, но работать здесь тоже можно и нужно. Нам есть что предложить российским фирмам, учитывая наш уникальный опыт сотрудничества с западными компаниями. Но мы стараемся действовать осторожно, реально рассчитывая свои возможности.

— Osman Trading AB занимается закупкой и транспортировкой сырой нефти. Какие требования вы предъявляете к ее качеству?

— Они вытекают из требований наших покупателей. Это те критерии качества, которые приняты Европейским союзом. Западные потребители в основном используют бензин и дизельное топливо с низким содержанием серы. Зарубежные фирмы нуждаются в сырье, они купят все, что им предложат. Но по какой цене? Для России невыгодно отдавать нефтяную продукцию по бросовым ценам.

Вместе с тем надо понимать, что определяющим фактором здесь является качество, следовательно, необходимо повышать качество экспортируемого сырья. Например, дизельное топливо с содержанием 0,2% серы покупают на западном рынке в основном для отопления и для дальнейшей переработки: получения экологически чистого топлива с более низким содержанием серы. Считаю, что нужно продавать дизельное топливо сразу с низким содержанием серы, ведь оно стоит существенно дороже.

Однако европейские стандарты настолько высоки и так часто меняются, что многие компании просто технологически не в состоянии успеть за ними. Поэтому приходится продавать дешевле, чем можно было бы, а нашим поставщикам предъявлять высокие требования к качеству нефтепродуктов.

— Еще одно направление деятельности вашей компании — перевозка нефтепродуктов железнодорожным транспортом, в том числе и через территорию России. Как вы оцениваете существующую сегодня тарифную политику в сфере железнодорожных перевозок?

— К сожалению, данная тема очень политизирована. Дело в том, что тарифы напрямую зависят от отношений между государствами. Но необоснованно высокие тарифы вредят бизнесу, в таких условиях тяжело и невыгодно работать. Тарифы на перевозки должны диктоваться экономической необходимостью, но никак не политическими мотивами.

— Ваша компания является одним из совладельцев крупнейшего нефтяного терминала в Прибалтике — Klaipedos Nafta. Какие услуги с его помощью вы предоставляете клиентам? И как вы оцениваете перспективы строящегося терминала в Риге? Будете ли его акционером?

— Став совладельцем терминала в Клайпеде, мы сделали верный шаг. Это дало нам богатейшие возможности для работы с клиентами. Мы предлагаем широкий спектр услуг нефтяным компаниям России и Белоруссии. Кроме того, данный фактор позволяет при принятии решений поступать более рационально, давать консультации по отраслевым вопросам. Что касается строящегося рижского терминала, то мы, конечно, очень заинтересованы в нем. Но пока рано говорить о чем-либо конкретном, есть только намерения, планы.

— Какова структура компании?

— В состав Osman Trading AB входит несколько предприятий. Кроме того, у нас есть дочерняя фирма в Латвии, занимающаяся строительством и эксплуатацией бензоколонок. Существует небольшое представительство в Литве, которое отслеживает все изменения, касающиеся нашего бизнеса. Работают представительства в Минске, где трудятся 15 человек, а также в Таллине и Москве — для решения оперативных вопросов. Сейчас открываем представительство в Киеве: проводится изучение рынка, налаживание связей, поиск партнеров.

— А что можно сказать о коллективе компании? Какие требования вы предъявляете к персоналу?

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | ТЭК 2002— Большинство сотрудников работают в компании с самого начала, с момента ее образования. И я считаю, очень хорошо, что коллектив практически не менялся. Не могу сказать, что мы предъявляем какие-то особо жесткие требования к сотрудникам, но они обоснованно высоки. Люди это прекрасно понимают. Человек, который по тем или иным причинам не хочет или не может действовать с полной отдачей, просто не удержится у нас долго. Безусловно, в большой степени компания обязана своими успехами именно добросовестной работе всех сотрудников.

— Расскажите, пожалуйста, о своей карьере руководителя. Почему вы выбрали работу в этой сфере? Как давно вы возглавляете Osman Trading AB?

— Мне кажется, чтобы стать руководителем, нужно изначально иметь к этому какие-то задатки, быть лидером. Я всегда активно занимался общественной работой, всегда стремился делать все по максимуму. Окончил авиаучилище в Украине, учился в Институте гражданской авиации в Риге. Хотя об этом сейчас и не принято говорить, но считаю, что многому в области управленческой деятельности меня научила Высшая партийная школа. Заочно окончил политехнический институт, прошел путь от инженера до руководителя.

Карьерный рост получился достаточно быстрым. Osman Trading AB я возглавляю с первых дней ее существования, преодолел с предприятием все этапы становления. Сейчас уже сложились определенные принципы руководства, люди знают, что можно от меня ждать. Главным для руководителя я считаю непосредственное, личное участие в работе компании и контроль за всеми подразделениями. Только тогда можно говорить о настоящем руководстве.

— Какую роль в деятельности компании играет управленческая команда? Можно ли сказать, что вас окружают единомышленники?

— Да, у нас сложилась команда именно единомышленников. Это настоящие профессионалы — и как специалисты, и как управленцы. Мне кажется очень важным умение создать такую систему взаимоотношений, чтобы предприятие успешно работало без каждодневного вмешательства руководства. Я должен быть уверен в том, что дела идут нормально, даже если руководитель в этот момент находится далеко. Нам это удалось.

— Чем вы занимаетесь в свободное от работы время? Есть у вас хобби?

— К сожалению, мой стиль жизни таков, что отдыхать практически не удается. Все свободное время я стараюсь проводить с семьей, поскольку поддержка, понимание со стороны близких для меня самое главное. У меня двое детей, и, конечно, хочется уделять им больше внимания. По возможности стараюсь посещать бассейн, это помогает снять стресс, почувствовать себя бодрее, активнее. Иногда вырываюсь на рыбалку, на природу. Но, как правило, расслабляться нет времени. Есть серьезные задачи по развитию бизнеса, нужно двигаться вперед, максимально концентрироваться на работе. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.

СПРАВКА «БОССа»

Компания Osman Trading AB была создана в 1994 году, зарегистрирована в Швеции. Ее основной сферой деятельности является торговля нефтепродуктами, закупка их в странах СНГ. Также предоставляет услуги по перевозке нефтепродуктов железнодорожным транспортом и перевалке через порты Латвии, Литвы и Эстонии. Кроме того, компания занимается закупкой сырой нефти и ее переработкой на НПЗ России и Белоруссии. Объем перерабатываемой сырой нефти составляет 100 тыс. т в месяц.

Osman Trading AB имеет свои представительства в Москве, Минске, Таллине, Литве, располагает дочерними структурами, занимающимися продажей продукции в Прибалтике и Белоруссии. Компании принадлежат восемь бензоколонок и нефтебаза объемом 16 тыс. т.

Osman Trading AB — совладелец Klaipedos Nafta, крупнейшего прибалтийского терминала по переработке светлых и темных нефтепродуктов.