'Для развития нашего сельского хозяйства нужно принять более 300 законов'
Заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Александр Фомин считает, что проблемы нашего АПК во многом объясняются отсутствием перспективного видения развития этого сектора экономики.
(Беседу ведет Сергей Плетнев.)
— Чем, на ваш взгляд, государство и депутаты могут помочь развитию российского АПК?
— Сегодня одной из главных проблем российского агропромышленного комплекса является отсутствие концепции развития этого сектора. Нет ни среднесрочного, ни долгосрочного планирования. АПК работает, основываясь на бюджете, который принимается раз в год. Но это слишком краткий период, и невозможно предугадать, что будет принято в следующем году, какие суммы окажутся заложены в статьи бюджета для поддержки и развития сельского хозяйства.
В принципе в небезызвестной программе Грефа есть раздел, посвященный сельскому хозяйству, и его можно, хотя и с большой натяжкой, назвать долгосрочным планом развития российского АПК. Однако и он требует корректировки с учетом изменившейся ситуации. Я считаю, что нам нужно последовать примеру многих стран и разработать среднесрочную программу развития сельского хозяйства на пять — семь лет, где бы четко прописывалось, какие отрасли получат государственную поддержку, какие программы будут реализовываться.
Почему проблема развития АПК волнует исключительно Минсельхозпрод? Посмотрите, в США, ряде стран Европы сельским хозяйством занимается не только соответствующее министерство, но и МИД, и правительство в целом. Думаю, что и в России должно быть так же.
По самым скромным подсчетам, для развития и поддержки российского сельского хозяйства следует заняться примерно 300 законами: в одни из них необходимо внести поправки, другие нужно полностью изменить, а часть законов придется еще разрабатывать и принимать. Многие из существующих сегодня законов принимались в момент перехода от плановой экономики к рыночной, они устарели и требуют изменений. Безусловно, шагом вперед стало принятие Госдумой и Советом Федерации закона о финансовом оздоровлении.
— В чем важность недавно принятого Думой и Советом Федерации Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»?
— Важно, что этот закон наконец-то принят. Он поставил точку в вопросе о необходимости национализации земли, появления в России частной собственности на землю. На мой взгляд, закон позволит значительно увеличить эффективность использования сельхозземель, появится стабильность в аграрном бизнесе: когда люди будут уверены, что земля находится в их собственности или долгосрочной аренде, они начнут вкладывать все силы в нее.
Один из главных минусов документа состоит в том, что в нем достаточно большие права предоставлены субъектам Федерации. Кроме того, очень много вопросов по обороту сельхозземель связано с техническим обеспечением рынка: регистрацией, выделением земельных наделов. Эти темы также отданы на откуп губернаторам. В результате может случиться так, что в нескольких соседних областях возникнут абсолютно разные условия рынка, правила игры. Понятно, что в конечном счете пострадает тот бизнес, который находится на территории субъекта с невыгодными условиями. Постепенно капитал будет перетекать туда, где более либеральное региональное законодательство. Мы рассчитываем, что со временем практика применения закона позволит вносить поправки. Так, к весенней сессии Государственной думы в 2003 году общероссийское общественное движение «Аграрная Россия», лидером которого я являюсь, и фракция СПС в Госдуме — они, кстати, разработали один из шести законопроектов об обороте земель — внесут поправки в уже действующий закон.
— Как можно решить проблему импорта дешевого продовольствия, которое подрывает процесс развития нашего АПК, и при этом не нарушать нормы ВТО, куда Россия так спешит вступить?
— К решению данного вопроса следует подходить системно. Нужно четко выделить группы товаров, производимых в России в большом количестве. Например, у нас огромное производство фуражного зерна, зачем тогда везти его из-за границы? За счет регулирования пошлин мы можем перекрыть поставки фуража в Россию. Есть группа товаров, которых у нас не хватает, и соответствующие отрасли нужно поддерживать. Например, производство мяса птицы. Пока самостоятельно мы не можем закрыть данную нишу полностью, но, тем не менее, это одна из развивающихся и растущих отраслей. Однако есть товары, которые мы вообще не производим либо производим в небольшом количестве, по отношению к ним таможенные правила должны быть максимально либеральными.
— Каким образом можно увеличить экспорт российского продовольствия? Какие виды российской продукции будут пользоваться спросом на мировом рынке?
— Во-первых, мы в состоянии стать одним из крупнейших поставщиков зерна на мировой рынок. Вторая ниша, которая пока слабо заполняется, — производство экологически чистых продуктов питания. В России за последние годы резко снизилось потребление пестицидов, подкормок, удобрений: в результате российские продукты оказались чуть ли не самыми экологически чистыми. Сегодня на Западе это очень популярная тема, и данный рынок может быть объемным и интересным для нас.
В то же время важно участие нашей страны в международных организациях. Речь идет не только о ВТО, есть, например, ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация), где мы пока являемся лишь наблюдателями. В начале июля 2002 года в Риме состоялась международная конференция «Механизмы финансирования международной торговли зерном», на которой присутствовал один из руководителей ФАО — Дэвид Харчарик. Он высказал заинтересованность в том, чтобы Россия вошла в эту структуру. Мы договорились, что руководство ФАО посетит Россию и Государственная дума организует круглый стол, посвященный этому вопросу.
— Как вы относитесь к идее введения государственной монополии на производство алкогольной продукции?
— Монополия всегда плоха, а тем более государственная. Я не вижу необходимости государству в таком виде присутствовать на этом рынке. Но сказанное не означает, что рынок производства алкоголя должен остаться без внимания государственных структур. Сегодня огромную долю общего производства алкоголя в России составляет фальсификат. Суррогат ежегодно приводит к гибели тысяч людей. Роль государства заключается в создании равных условий для всех производителей и жесткого контроля качества выпускаемой продукции. Но я категорически против монополии.