Библиотека управления

"В Москве уже много лет действует система жилищных субсидий, равной которой в России нет"

Раиса РОМАКИНА

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы № 2002-08Московский городской центр жилищных субсидий создан в 1994 году постановлением правительства города. Сегодня по технической оснащенности, уровню автоматизации, а также по уникальным методологическим разработкам в области адресного субсидирования равных ему нет. Мы встретились с руководителем центра Раисой Алексеевной Ромакиной.

(Беседу ведет Анастасия Саломеева,фото Ивана Куринного.)

— Раиса Алексеевна, центр, который вы возглавляете, существует уже восемь лет. Как бы вы оценили результаты его работы?

— Сегодня наш центр уже состоявшаяся структура. Он был создан в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства с целью социальной защиты населения, выраженной в переходе от обезличенного дотирования квадратных метров жилищного фонда, характерного для прежней системы оплаты жилья, к целенаправленному адресному субсидированию малообеспеченных семей. За годы работы нами накоплен уникальный опыт как в организационном, так в технологическом и информационном плане. Аналогичной системы нет нигде в России. Создание данной системы и ее финансирование поддерживается правительством Москвы.

Мы добились того, что сегодня москвичи тратят минимум времени на получение субсидии. У нас автоматизированы все процессы, связанные со сбором и оформлением необходимых документов. Кроме того, фактически сформирован и постоянный контингент людей — участников программы жилищных субсидий.

— То есть новых участников не прибавляется?

— Очень мало. Мы работаем примерно с 350 тыс. семей, то есть порядка 1 млн москвичей получают субсидии (это около 11% населения столицы).

— Что собой представляет центр сегодня? Каковы основные направления вашей работы?

— У нас три направления.

Первое — адресное жилищное субсидирование, о котором я уже говорила.

Второе — льготы на оплату жилищных и коммунальных услуг. В Москве сейчас 2,6 млн льготников. И главная база данных по этой категории сформирована в нашем центре. Более того, поставщики жилищно-коммунальных услуг (а таких организаций около 3,5 тыс.) тоже взаимодействуют с нами. Мы имеем с этими предприятиями договорные отношения и возмещаем им убытки в рамках предоставления льгот. На наш взгляд, необходимо усовершенствовать систему льгот, придав ей заявительный характер.

И третье — единые информационные расчетные центры. Сегодня это очень важное и актуальное направление работы, связанное с решением правительства России открыть персонифицированные счета граждан. На счетах окажутся сосредоточены все виды дотаций по жилищно-коммунальной реформе. Это будет называться единой жилищной компенсацией, в нее войдут и субсидии, и льготы, и дотации. Каждый житель сможет увидеть, какая дотация идет от государства и от города на его счет.

Придавая этой работе большое значение, московское правительство приняло постановление о создании единых информационно-расчетных центров.

Сейчас, как вы знаете, жители имеют несколько расчетных книжек по разным видам услуг, а перед нами поставлена задача сделать так, чтобы москвичи оплачивали все услуги по единому платежному документу.

С 1996 года система формирования единого платежного документа действует в одном из округов Москвы — Зеленограде. И мы опять же были здесь инициаторами. Наш центр подготовлен к введению системы как в техническом оснащении, так и в плане информационной подготовки специалистов. В ряде округов города мы уже принимаем участие в создании единых информационно-расчетных центров.

Мы убеждены в том, что надо строить общее информационное пространство для электронного обмена со всеми участниками системы.

— То есть в недалеком будущем я смогу получить всю интересующую меня информацию по коммунальным расчетам, не отходя от персонального компьютера?

— Да, и более того, в будущем вы сможете вносить коммунальные платежи с помощью персонального компьютера, как делает вся Европа. Система единых платежей современна, технически грамотна и в то же время малозатратна. Понимаете, реформирование коммунального хозяйства — вечная тема, если можно так выразиться. Дело в том, что эта система очень сложная, здесь много аспектов. Быстро ее не освоить и не изменить. Нужно знать все изнутри, чтобы перевести ее на современные, новые технологии.

— Говорят, что московская система жилищного субсидирования уникальна. Правда ли это, есть ли подобные ей системы в регионах?

— Нет, в регионах только сейчас подошли к созданию аналогичной системы. К нам постоянно приезжают представители крупных городов России, которые просят оказать им методическую помощь в организации подобных центров.

Уникальность же нашей системы заключается, во-первых, в том, что она создана по принципу территориально-административного деления города. То есть сколько районов в Москве, столько существует и отделов. Каждый отдел центра находится в пределах пешеходной доступности для населения. Это очень удобно, особенно учитывая тот факт, что основная часть участников программы — пенсионеры.

Во-вторых, наша система прозрачна, она имеет адресный характер — каждый гражданин персонально заявляет о необходимости субсидии, и после определенных проверок на его лицевой счет направляется субсидия в безналичной форме. Данная сумма учитывается при коммунальных расчетах. На руки же выдается соглашение о том, что человек является участником жилищной программы, и извещение о назначении субсидии. Сегодня субсидии назначаются отдельно по каждому виду коммунальных услуг.

— Как я поняла, с правительством Москвы у вас складываются хорошие отношения...

— Да. И во многом благодаря мэру — Юрию Михайловичу Лужкову. Ведь для него главное — забота о москвичах. Наша система также направлена на то, чтобы сделать наиболее удобной жизнь москвичей.

— Раиса Алексеевна, правда ли, что вы стали инициатором этой программы?

— Да. С первых шагов реформы жилищно-коммунального хозяйства я возглавляю центр.

Я была сторонницей создания в столице именно центра, который отвечал бы за жилищные субсидии, а не отдела или управления. Поскольку Москва — мегаполис, если выделить только отдел, он окажется не в состоянии обеспечить ни адресность, ни прозрачность платежей по субсидиям и льготам.

Cчитаю, что люди не должны терять много времени на оформление всевозможных документов, не должны чувствовать себя униженными. Льготы, если граждане их заслужили, — это их право. К сожалению, сейчас в России фактически каждый может оказаться в положении, когда ему потребуются субсидии и он станет участником нашей программы.

— Насколько я знаю, при создании вашей системы учитывался зарубежный опыт...

— Да, прежде чем дать согласие возглавить этот центр, я прошла обучение в США. Две недели я занималась там именно адресными субсидиями. Ведь в Америке такая система существует с 1936 года и у них уникальный опыт. Потом я была во Франции, Германии, в других странах и везде изучала работу аналогичных структур.

Конечно, в России иная система жилищно-коммунального хозяйства, и полностью адаптировать западные схемы к нашим условиям невозможно. Но кое-что мы учли, например многоуровневое управление (у нас оно осуществляется по принципу район — округ — город). Я предложила пойти таким же путем. Была методологом информационного, организационного, технического, экономического построения системы адресных субсидий. Многое пришлось разрабатывать с нуля, но я считаю, что мы пошли по оптимальному пути.

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы № 2002-08— В центре очень серьезно подходят к вопросу автоматизации...

— Конечно. Мы автоматизировали все процессы, как в центральном офисе, так и в отделах. Теперь можем решать широкий круг задач, не привлекая дополнительный персонал. Если перед центром ставят новые задачи, то я не прошу от правительства увеличить нам штат. Я иду другим путем: пусть сотрудник выполняет больший объем работ, но за это он должен и получать больше.

Мы постоянно занимаемся обновлением техники, следим за тем, чтобы система была современной. Создали замкнутую корпоративную систему. В этом году провели в каждый отдел оптоволоконную связь. Мы работаем в сети, взаимодействующей с Интернетом, сеть охватывает все районы, а серверный центр находится здесь, в главном административном корпусе.

— Но, наверное, автоматизация требует и постоянного обучения персонала?

— Обучение сотрудников проводится систематически, и это связано не только с автоматизацией. Постоянно меняются программы и технологии, законодательство, в конце концов, меняется и сама методика получения субсидий. Естественно, каждый сотрудник должен это знать. Мы моментально реагируем на все изменения: проводим семинары, обучаем сотрудников здесь, в центре. У нас действует отдел информатики и обучения.

— Ваш центр также проводит консультационную поддержку граждан?

— Да, обязательно. Консультации мы осуществляем в режиме горячей линии. Есть справочная служба, телефон которой можно найти во многих газетах, в ДЭЗах, районных управах и отделах центра. Мы стараемся разрешать конфликтные ситуации. У нас есть дни приема населения, служба, занимающаяся письменными заявлениями.

Это очень трудная работа, ведь к нам приходит много обиженных людей, часто с жалобами на жилищную организацию, хотя, казалось бы, этот вопрос не в компетенции центра. Но одно из наших правил — сотрудники должны обладать выдержкой и терпением и обязательно выслушивать каждого человека, который пришел к нему за советом. А работу всех отделов проверяет служба контроля, существующая при центре.

— Каков ваш стиль управления?

— Я жесткий и требовательный руководитель. Поскольку сама я как специалист в данной области очень обязательна и стараюсь вникнуть в глубину проблемы, то этого же требую и от своих коллег. На первый взгляд я, может быть, проявляю излишнюю жесткость. Но, думаю, что она полезна.

Я живу перспективой, не останавливаюсь на достигнутом. Считаю, то, что сделано, — уже в прошлом. Правда, никогда не считаю достижения только своими, ведь наша работа — коллективный продукт. Я же — генератор, идеолог.

— Кажется, в вашем коллективе сложился хороший психологический климат.

— Да, за восемь лет увольнений почти не было. Наша служба не коммерческая, а социальная. Все работают с удовольствием, всем интересно. Еще раз хочу подчеркнуть, мне очень помогает правительство Москвы, там с пониманием относятся к проблемам центра. На мой взгляд, мэр столицы прогрессивный человек, и он прекрасно понимает задачи и значимость такой работы.

Сейчас у нас 125 отделов, в них работает порядка 800 человек, по 6—8 человек в каждом. Организацией финансовых потоков, технической поддержкой, подготовкой отчетности, контролем и обучением занимается центральный аппарат центра.

— Известно, что вы занимаетесь еще и научной деятельностью...

— Да, я всю жизнь работаю с автоматизированными системами управления. Была главным инженером проектов многих крупных систем еще во времена Советского Союза. Автоматизация для меня главное, она позволяет с меньшими усилиями, с учетом современных информационных технологий и компьютеризации использовать и воплотить нашу систему в жизнь.

Несколько лет назад я защитила кандидатскую диссертацию по жилищному субсидированию — первую диссертацию на эту тему в России. Вообще-то, на нашей программе можно сделать несколько докторских и кандидатских работ, и сейчас мы трудимся в данном направлении. Мне предоставили кафедру «Управление городским хозяйством» в Государственном университете управления. Там мы воспитываем своих будущих специалистов, готовим кадры.

— Как же вам удается совмещать работу руководителя с научной и преподавательской деятельностью?

— Наверное, это системная закалка. Я считаю, что все нужно делать именно в комплексе. Только так можно оптимально использовать свое время и получать неплохие результаты в работе.

— Известно, что вы очень спортивный человек. Помогает ли вам спорт в работе? Как вы отдыхаете?

— Да, конечно. Я очень люблю теннис и плавание. Еще люблю путешествовать.

К сожалению, сейчас у меня мало времени на это, но я стараюсь регулярно посещать исторические места, театры, концертные залы, чтобы немножко отвлечься и расширить кругозор...

Справка «БОССа»

Раиса Алексеевна Ромакина — профессор, автор ряда ноу-хау в области автоматизации жилищно-коммунального хозяйства и управления системой жилищных субсидий и льгот, а также большого количества разработок и научно-методических статей. Прошла путь от инженера до руководителя Московского центра жилищных субсидий.

Раиса Алексеевна — заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства России, победитель IV Всероссийского и I Московского конкурсов «Женщина — директор года». Награждена орденом Дружбы, медалью в память 850-летия Москвы, почетными грамотами Госстроя России, правительства Москвы, Московской городской думы, дипломами Ассоциации женщин-предпринимателей России «За конкретный личный вклад в решение социальных проблем москвичей» и «За достойный вклад в развитие технологий городских информационных систем».