Библиотека управления

25% За права потребителей

Александр ПОЛЯНСКИЙ, главный редактор

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы № 2002-08

Установление "плоской" 25-процентной пошлины на иностранные автомобили - беспрецедентный случай: решение о пошлине было принято премьером единолично. Глава кабинета министров впервые сам определил конкретное содержание правительственного документа, а не высказал пожелания министерствам или озвучил свою позицию. При этом документ, который он составил, не соответствует предложениям "готовивших вопрос" Минпромнауки, Минэкономразвития и ГТК.

Этот, безусловно, резкий шаг, причем вряд ли связанный с интересами лоббистских группировок (у потребителей лобби, по существу, нет, у дилеров западных машин оно слишком слабое), интересен, конечно, и как первое зримое подтверждение начала премьером собственной публичной игры. Но прежде всего он важен своим влиянием на экономическую ситуацию.

Во-первых, постановление правительства протекционистское (25% - цифра не маленькая), но совсем не в той степени, в какой хотели отечественные автопроизводители. Во-вторых, оно не вводит дискриминацию по году изготовления машины и тем самым не ограничит ввоз подержанных иномарок до уровня, на котором сокращается предложение машин на рынке и соответственно возрастает их цена.

Следовательно, для российских автозаводов создана несколько более тепличная, чем сейчас, ситуация, но они не окажутся избавлены от необходимости бороться за потребителя с иностранными автопроизводителями. Потребители же по-прежнему будут иметь возможность выбирать себе автомобиль.