Библиотека управления

Мы стремимся к синергическому эффекту в бизнесе

Владимир ПРОСИХИН

Президент холдинга «ЛАНК» Владимир Просихин ответил на вопросы нашего журнала.

— В этом году ваша компания отметит свое десятилетие. С какими успехами вы подошли к этому дню? Как все начиналось?

— Десять лет для российской компании — возраст зрелости. Мы начинали бизнес со стартовым капиталом в $1 тыс. Одновременно стали заниматься двумя видами деятельности: экспортом оптики и импортом компьютерной техники. Оба вида деятельности изначально оказались успешными, удачно дополняли друг друга за счет встречных товарных и финансовых потоков и позволяли оптимизировать использование ограниченного капитала.

В дальнейшем диверсификация бизнеса, работа на двух радикально различающихся рынках очень много раз нас выручала. Например, ЛАНК с прибылью закончил кризисный 1998 год, потому что потери компьютерного бизнеса с лихвой компенсировались снижением себестоимости производства оптических приборов.

Наша фирма вовремя осознала необходимость построения правильной дистрибуции и создала свой оптический брэнд — Night Owl Optics. С этого момента продукция распространяется исключительно совместной российско-американской корпорацией JNL Trading Company, Inc., офис которой расположен в Нью-Йорке. В 1997 году мы организовали собственное дизайнерское бюро, потом купили оптико-механический завод «Юпитер» в городе Валдай — крупнейший производитель фотообъективов в Европе — и приступили к выпуску приборов ночного видения. В настоящее время компания — мировой лидер по продажам этих приборов невоенным и неспециальным потребителям с долей рынка более 50%.

Что касается информационных технологий, то здесь мы начинали с перепродажи импортной компьютерной техники. Первым крупным контрактом стала поставка компьютеров Ленинградской атомной электростанции. В 1994 году плотно занялись работой с международными брэндами, первым был Acer. Бизнес оформился как дистрибьюторский, впоследствии ЛАНК превратился в одного из крупнейших дистрибьюторов в Северо-Западном регионе России, а также, как и сильнейшие из его питерских конкурентов, сумел занять достойное место на московском рынке — московский офис ЛАНКа открыт в 1995 году.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о приборах ночного видения, которые вы производите.

— Мы продаем в основном приборы ночного видения первого поколения: такие, какими оснащали немецкие «тигры» в конце Второй мировой войны. Ясно, что оборонные технологии шагнули вперед настолько, что сегодня подобные устройства в армии не используются. Заслуга российского ВПК — создание потребительской продукции на базе военной технологии. Это один из немногих и самый успешный пример конверсии, который я знаю.

Наиболее стабильные потребители — охотники и рыболовы. Можно пришвартовать яхту в ночное время, увидеть ночью в лесу животное, разглядеть ход в пещере, просто использовать как любопытную игрушку. Оговорюсь, что ночных прицелов мы по принципиальным соображениям не делаем.

— Сочетание несколько необычное: производство оптических приборов и продажа компьютеров. Каково соотношение этих двух направлений?

— Если эти бизнесы сравнить по показателям, то компьютерный всегда давал большие обороты. Преимуществом оптического бизнеса является более высокая капитализация. Ведь продукция продается на Западе американской компанией. Если говорить о личных интересах, то мне нравится не каждодневное оперативное управление, а выстраивание бизнеса на структурном уровне, выбор инвестиционной стратегии, консолидация вокруг перспективной идеи, поиск синергии при взаимодействии раз личных проектов и направлений деятельности.

— Каковы планы компании?

— Среди наиболее крупных проектов этого года — поставки для Министерства образования РФ, Национального фонда подготовки кадров РФ, проект телекоммуникационного обеспечения для нефтеналивного порта в Приморске (Балтийская трубопроводная компания). Сейчас ЛАНК развивает новый бизнес, связанный со специализированным высокопрофессиональным обучением. Совместно с Санкт-Петербургским университетом телекоммуникаций, более известным, как «Бонч», создана Сетевая академия Cisco.