Библиотека управления

Использование методики ФСА для определения себестоимости банковских продуктов

Максутов Ю.Г., Алехин Р.В.

Журнал "Аудит и финансовый анализ"

3. ПРИМЕР РАСЧЕТА
себестоимости банковского продукта “Безналичный перевод в рублях” на этапе обработки в отделении банка

Рассмотрим упрощенную структуру отделения банка, приведенную на рис. 8.

Рис. 8. Структура отделения банка

Пусть отделение характеризуется денежными затратами в месяц, приведенными в табл. 1

Таблица 1

РАСХОДЫ ОТДЕЛЕНИЯ В МЕСЯЦ

Статья

Расход, руб.

Расходы на содержание аппарата

10,000

Амортизация

2,000

Аренда

20,000

Содержание имущества

8,000

Охрана

5,000

Структура отделения и суммы затрат не являются фактическими данными по конкретному банку, а приводятся для примера.

Статья расходов на содержание аппарата должна быть детализирована до уровня отдельного сотрудника. Остальные статьи могут быть разнесены равномерно на всех сотрудников. Детализированные затраты на содержание аппарата по данным бухгалтерии выглядят так (см. табл. 2).

Таблица 2

ДЕТАЛИЗИРОВАННЫЕ РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ АППАРАТА ОТДЕЛЕНИЯ

Сотрудник

Расходы, руб.

Управляющий отделением

3,000

Главный экономист

1,500

Старший кассир

1,000

Бухгалтер-контролер

1,000

Экономист-1

500

Экономист-2

500

Экономист-3

500

Экономист-4

500

Кассир-1

500

Кассир-2

500

Кассир пункта обмена валюты

500

Рис. 9. Исполняемые в отделении функции в иерархии к продуктам (фрагмент).

Здесь А11, А12, А13, А14 – банковские продукты;

А1 – группа банковских продуктов;

остальные элементы являются функциями разного уровня иерархии

Спектр оказываемых услуг известен из Тарифов банка. Опрос руководителей отделения (управляющий, главный экономист, старший кассир) позволил выяснить исполняемые функции в иерархии к банковским продуктам (фрагмент см. на рис. 9).

Ввиду небольшого объема операций затраты рабочего времени возможно определить непосредственным измерением. Хронометраж операций выявил картину распределения затрат сотрудников отделения по их выполнению (фрагмент см. в табл. 3) в минутах рабочего времени. Возможен иной подход – вычисление затрат рабочего времени по известным данным количества операций за день или месяц (более применимо для отделения с большим объемом операций).

Теперь мы имеем все данные, необходимые для расчета себестоимости банковского продукта “безналичный перевод”.

1. Распределение общих расходов (по имуществу, обеспечению и охране) равномерно на всех сотрудников приведено в табл. 4

Таблица 3

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩИХ РАСХОДОВ ОТДЕЛЕНИЯ

Сотрудник

Расходы на содержание аппарата

Амортизация

Аренда

Содержание имущества

Охрана

В сумме

Управляющий отделением

3,000

181.82

1,818.18

727.27

454.55

6,181.82

Главный экономист

1,500

181.82

1,818.18

727.27

454.55

4,681.82

Старший кассир

1000

181.82

1,818.18

727.27

454.55

4,181.82

Бухгалтер-контролер

1000

181.82

1,818.18

727.27

454.55

4,181.82

Экономист-1

500

181.82

1,818.18

727.27

454.55

3,681.82

Экономист-2

500

181.82

1,818.18

727.27

454.55

3,681.82

Экономист-3

500

181.82

1,818.18

727.27

454.55

3,681.82

Экономист-4

500

181.82

1,818.18

727.27

454.55

3,681.82

Кассир-1

500

181.82

1,818.18

727.27

454.55

3,681.82

Кассир-2

500

181.82

1,818.18

727.27

454.55

3,681.82

Кассир пункта обмена валюты

500

181.82

1,818.18

727.27

454.55

3,681.82

Таблица 4

ЗАТРАТЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ СОТРУДНИКОВ отделения на каждую функцию в минутах (фрагмент для услуги “Безналичный перевод”)

Сотрудник

Функция

 

Прием документов

Ввод неполного формата и проводка

Сортировка

Доввод полного формата

Контроль

Управляющий отделением

         

Главный экономист

     

4

1

Старший кассир

         

Бухгалтер-контролер

         

Экономист-1

1

2

1

   

Экономист-2

         

Экономист-3

         

Экономист-4

         

Кассир-1

         

Кассир-2

         

Кассир пункта обмена валюты

         

2. Определение себестоимости функций. Имея стоимость ресурсов (колонка “В сумме” табл. 4), можем рассчитать себестоимость каждой функции для банковского продукта “безналичный перевод”. В качестве фактора ресурса примем затраты рабочего времени в минутах (см. табл. 3). Для этого вычислим себестоимость рабочей минуты исходя из условий 22 рабочих дней в месяце продолжительностью 8 часов.

Таблица 5

СЕБЕСТОИМОСТЬ ФУНКЦИЙ ПРОДУКТА

   

Функция

Сотрудник

Себестоимость минуты, руб.

Прием документов

Ввод неполного формата и проводка

Сортировка

Доввод полного формата

Контроль

Управляющий отделением

0,585

         

Главный экономист

0,443

     

4

1

Старший кассир

0,396

         

Бухгалтер-контролер

0,396

         

Экономист-1

0,349

1

2

1

   

Экономист-2

0,349

         

Экономист-3

0,349

         

Экономист-4

0,349

         

Кассир-1

0,349

         

Кассир-2

0,349

         

Кассир пункта обмена валюты

0,349

         

Себестоимость функции, руб.

0,349

0,697

0,349

1,773

0,443

Таблица 6

СТОИМОСТНЫЕ ФАКТОРЫ
для банковского продукта “Безналичный перевод в рублях” на этапе обработки в отделении банка

Функция

Себестои-

Атрибут

 

мость функции, руб.

Для документа сокращенного формата

Для документа полного формата

Прием документов

0,349

1

1

Ввод неполного формата и проводка

0,697

1

1

Сортировка

0,349

1

1

Доввод полного формата

1,773

 

1

Контроль

0,443

1

1

Итоговая себестоимость продукта, руб.

1,838

3,611

Рассчитанная себестоимость функций приведена в табл. 5.

3. Расчет себестоимости банковского продукта. В качестве стоимостного фактора для услуги “безналичный перевод” используем количество раз выполнения функций, передающих ей свою себестоимость. Технологический процесс построен таким образом, что все функции используются однократно (см. табл. 6).

Тогда для платежного документа сокращенного формата себестоимость затрат только отделения составит сумму себестоимости функций “Прием документов”, “Ввод неполного формата и проводка”, “Сортировка” и “Контроль”, т.е. 1,838 руб. Для документов полного формата добавляется себестоимость функции “Доввод полного формата”, и себестоимость составит 3,611 руб.

К полученным суммам должна быть добавлена себестоимость функций других подразделений банка, осуществляющих последующую обработку платежных документов в бумажном и электронном виде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Метод функционально-стоимостного анализа является одной из современных прикладных разработок, активно применяемых в процессе управления крупнейшими компаниями в различных секторах экономики. Несмотря на большое количество примеров использования, внедрение методики является нетривиальной задачей, и основная сложность – наличие рекомендаций и подходов только в самом общем виде. Каждая конкретная ФСА-модель неповторима.

Метод ФСА предоставляет актуальную достоверную информацию о том, какие процедуры осуществляются в процессе ежедневной деятельности банка, что является причиной выполнения той или иной функции и ее итогом, какова взаимосвязь функций разных подразделений, как переносится стоимость потребляемых банком ресурсов на себестоимость реализуемых продуктов.

Положительный итог построения ФСА-модели не ограничивается подробным видением технологических процессов и знанием себестоимости функций и продуктов. Высшая цель методики – успешное управление, мероприятия которого адекватно воспринимаются на всех уровнях административной иерархии вплоть до низшего. И методика предоставляет такую возможность, так как и пользователями, и поставщиками ФСА-информации могут являться менеджеры практически всех уровней.

Глоссарий

Атрибут – аналитический признак, прикрепляемый к отдельным компонентам ФСА-модели: функциям, ресурсам и стоимостным объектам. Служит для дополнительной структуризации модели, позволяет строить произвольные требуемые сечения модели.

Банковский продукт – совокупность услуг и работ, объединенных общим предназначением и производимых банком в процессе его деятельности, а также сопровождающих этот процесс документов, включая внутренние приказы, положения, инструкции, справочники и другие документы, программно-технические средства, специалисты.

Ресурс – денежные затраты, необходимые для осуществления технологического процесса и используемые в расчетах методом ФСА. Данные о ресурсах получаются на основе бухгалтерских отчетов о расходах.

Стоимостной объект – банковский продукт, предлагаемый непосредственно потребителю – клиенту. Кроме потребительской стоимости, обладает себестоимостью в денежном выражении, равной сумме перенесенных на продукт расходов — ресурсов.

Таблица функций – стандартный перечень функций (компонент ФСА-модели) с их подробным описанием. Для всех подразделений, использующих ФСА, является единым стандартом.

Технологический процесс – совокупность действий и операций, совершаемых сотрудниками банка в рамках должностных обязанностей. В схематическом виде может быть представлен как разветвленная цепочка функций или бизнес-транзакций и бизнес-операций.

Фактор ресурса – метод перенесения стоимости ресурсов на себестоимость функций, востребовавших эти ресурсы. Может быть самого различного типа, определяется структурой и особенностями конкретного технологического процесса в конкретном банке.

ФСА-модель – схема, представляющая технологический процесс в терминах функционально-стоимостного анализа.

Функциональная декомпозиция – метод построения схемы технологического процесса, основанный на подробном углубляющемся анализе исполняемых функций на схеме административной структуры банка.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – методика определения себестоимости товаров и услуг на основе анализа производственного процесса как цепочки функций, последовательно переносящих стоимость ресурсов.

Функциональный фактор - метод перенесения себестоимости функций на себестоимость стоимостных объектов, для которых необходимо исполнение этих функций. Может быть самого различного типа, определяется структурой и особенностями конкретного технологического процесса в конкретном банке.

Функция – отдельный элементарный процесс или операция, являющийся частью общего технологического процесса. Является звеном, переносящим стоимость ресурсов на себестоимость стоимостных объектов. Обладает себестоимостью в денежном выражении, равной стоимости востребованных для своего осуществления ресурсов.

Литература

1. Краснова, А. Матвеева, А. Привалов, Н. Хорошавина Семь нот менеджмента. - М.: "Дедал Арт", 1996.

2. Brimson, James A., Activity Accounting: An Activity-Based Costing Approach, John Wiley & Sons, 1991.

3. Using Activity Based Management for Continuous Improvement: A Step-by-Step Approach by Tom Pryor and Julie Sahm (Arlington, TX: ICMS, Inc.).

4. CIM Process Improvement Methodology For DoD Functional Managers Department of Defense, 1993 D. Appleton Company.

Контактный телефон: (095) 745-8000, доб. 12-53

Маскутов Юрий Геннадиевич