Библиотека управления

Организационная структура контроллинга

Александр СафаровК.э.н, руководитель Группы IntelCont
Еженедельник «Экономика и жизнь» № 26 от 01.07.2005 г.

Корпоративная информационная среда системы контроллинга

ООО «ПСК «Ремпуть» — головная компания межрегиональной производственно-строительной группы. Она занимается строительством и ремонтом магистральных и подъездных железнодорожных путей. В целях повышения управляемости бизнеса и эффективности вложенного капитала весной 2003г., после прихода в головную компанию Группы IntelCont, была утверждена двухлетняя Комплексная программа создания системы контроллинга. На первоначальном этапе ее реализации наряду с другими вопросами необходимо было выбрать программный продукт для автоматизации контроллинга и определить техническую архитектуру создаваемой информационной системы управления.

Выбор продукта

Начальник отдела информационных технологий, ранее работавший в одной из франчайзинговых компаний фирмы «1С», предложил остановить выбор на платформе «1С:Предприятие». Он убеждал, что сможет реализовать на ней любые требования технического задания. К тому же программные продукты фирмы «1С» были хорошо знакомы специалистам финансово-экономического блока компании.

С точки зрения привычности пользователей и профессиональной подготовленности ИТ-специалистов выбор был удачным, но этого было мало. Необходимо было комплексно оценить возможные альтернативы. Тем более что к тому времени IntelCont имела трехлетний опыт работы в SAP R/3 и было сильно предубеждение: разработки фирмы «1С» рассматривали всего лишь как бухгалтерские программы для небольших предприятий. Поэтому начальнику ИТ-отдела предстояло провести сравнительный анализ «1С:Предприятия» с конкурирующими программными продуктами и представить убедительные доводы в пользу своего предложения.

По результатам анализа на совместном заседании с высшим руководством ООО «ПСК «Ремпуть» было принято решение в пользу «1С». Сегодня, по прошествии двух лет, накоплен опыт, который свидетельствует, что при отсутствии имиджевой составляющей выбора информационной системы, а также каких-либо ограничений по ее масштабируемости, отечественная платформа «1С:Предприятие» и разработанные на ней прикладные решения достойно конкурируют с раскрученными западными брендами по соотношению цена/результат.

За все время ИТ-специалисты ни разу не произнесли слово «невозможно». Более того, при автоматизации контроллинга не применялся и принцип «прокрустово ложе»: методологов не принуждали подстраиваться под систему. Напротив, были гарантированы реализация любого уникального алгоритма расчета, настройка любой операции, программирование любого нестандартного документа или отчета. Все это подтверждает универсальность и гибкость платформы «1С:Предприятие». Другое ее безусловное преимущество — это затраты на приобретение, поддержку и эксплуатацию, которые существенно ниже возможных альтернативных решений.

Техническая архитектура

С учетом установленных сроков выполнения проекта рассматривались две альтернативы: единая централизованная база данных или отдельные локальные базы данных, при использовании которых необходимо применять процедуры загрузки и выгрузки данных.

Сравнительный анализ показал, что единая база данных обладает существенными технико-эксплуатационными преимуществами. После оценки затрат и рисков внедрения и эксплуатации было принято окончательное решение в пользу первого варианта.

Порядок интеграции модулей контроллинга

На создание каждого модуля контроллинга открывался подпроект. Работа выполнялась в соответствии с план-графиком по типовому сценарию: разработка технического задания и технического проекта; программирование, тестирование и опытная эксплуатация; доработка конфигураций и исправление ошибок; написание руководства пользователя и его обучение; запуск в продуктивную эксплуатацию и постпроектное сопровождение системы.

Достигнутые результаты

За два года в компании разработаны, внедрены и успешно функционируют в информационной среде «1С:Предприятие» следующие модули контроллинга:

  • мониторинг договоров и объектов;
  • утверждение, планирование и процентование субподрядных договоров;
  • бюджетное управление;
  • углубленный учет и контроль;
  • расчеты по оплате труда;
  • архивное хранение документации;
  • регламенты и процедуры пользователя.

Все модули контроллинга уникальны и поэтому полностью адаптированы к условиям бизнеса компании. Обеспечен высокий уровень автоматизации. Разработано и настроено более полусотни аналитических отчетов для менеджеров различных уровней. В большинстве бизнес-процессов, в частности в формировании и исполнении бюджета движения денежных средств (БДДС), практически полностью исключен бумажный документооборот (см. табл.).

Пример

Рассмотрим реализованную в среде «1С:Предприятие» процедуру сдачи-приемки выполненных субподрядных работ. Схематически это выглядит так. Субподрядчик в одном из городов РФ, допустим в Самаре, в формализованном виде вводит в систему свое видение процентовки выполненных работ (то есть проект акта процентовки). Этот документ отображается на мониторе генподрядчика в Москве. Он либо согласовывает акт процентовки, то есть переводит его в статус «утверждено», либо вносит изменения. В последнем случае на мониторе субподрядчика в Самаре отобразится первоначальный проект акта, а также вариант генподрядчика. У субподрядчика есть альтернатива: согласиться с корректировками, либо отстаивать свою позицию. Как только документ согласован обеими сторонами, он автоматически переходит из статуса «проект» в статус «утвержден».

Дальнейшее развитие

Планы ООО «ПСК «Ремпуть» по дальнейшему развитию системы контроллинга в информационной среде «1С:Предприятие» предполагают совершенствование эксплуатируемых и запуск новых модулей (CRM; мониторинг и анализ показателей деятельности), а также перенос в единую среду расчетов строительных смет и EVA, а также др. операций.

Некоторые характеристики модуля бюджетного управления в среде «1С:Предприятие»

Бизнес-процесс формирования БДДС

  • полная автоматизация процесса разработки, возвращения на доработку и электронного согласования бюджетов всех уровней иерархии;
  • прозрачность бюджетного процесса: каждый нижестоящий менеджер может видеть в системе текущий статус согласования своей бюджетной заявки вышестоящими менеджерами;
  • полностью автоматизированный маршрут планирования: от формирования заявки на потребность в натуральном выражении до определения суммы необходимого денежного платежа;
  • автоматическая консолидация вспомогательных бюджетов в БДДС.

Бизнес-процесс исполнения БДДС

  • полная автоматизация процесса формирования, электронного согласования и утверждения платежных заявок на исполнение бюджетных платежей;
  • обеспечение необходимого для инициатора платежа уровня прозрачности прохождения платежных заявок;
  • автоматическое формирование платежного календаря;
  • план-фактный анализ в реальном времени.