Примеры использования социальных сетей и платформ в обучении
Журнал "Корпоративные Университеты" №46 за 2013 год
Анализируя возможности использования социальных сетей в обучении, я пришёл к очень интересным решениям. С удовольствием ими поделюсь.
Многие используют в образовательных целях платформу Moodle. Но возможны и другие решения. Я долго размышлял, можно ли использовать, например, программное обеспечение Elgg для образовательной цели, или продолжать дальше использовать Moodle. Выбор достаточно сложен, потому что, в зависимости от того, какую платформу вы используете, вы будете использовать её для двух разных целей: учебная деятельность и предоставление пространства для обучения под руководством тьютора.
ELGG — Elgg — это свободное (Open Source) программное обеспечение, доступное под лицензией GPL 2.0, платформа для построения социальных сетей любого уровня и назначения — от небольших интранет-порталов компаний, образовательных учреждений до открытых интернет-сообществ (система управления содержимым, CMS). Написан на PHP, используется JavaScript и Ajax-технологии. Для хранения информации использует в качестве хранилища базу данных MySQL.
Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - свободная система управления обучением (LMS), распространяющаяся по лицензии GNU GPL. Система реализует философию «педагогики социального конструкционизма» и ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения.
Таблица 1.
В Moodle обучение строится вокруг курсов: открывается учебный курс, записываются учащиеся, проходят обучение. В Elgg можно создавать образовательные сообщества, размещать учебные материалы, учащиеся сами выбирают, что им нужно.
Что бы я выбрал? Если бы начал сначала, я думаю, я бы начал с Moodle, так как намного легче вникнуть и двигаться, а затем перешёл бы на Elgg или, возможно, продукт Mahara, который интегрируется с Moodle.
Рассмотрим ряд примеров того, как социальные сети могут быть использованы в различных формах обучения:
- IOL - Intra Organisational Learning (ВОЛ -Внутриорганизационное обучение) - использование социальных сетей в целях информирования работников о событиях, оперативного решения стратегических и других внутренних инициатив.
- FSL - Formal Structured Learning (ФСЛ -Формализация структурированного обучения) -возможность педагогам (учителям, тренерам), а также студентам использовать социальные сети в рамках получения образования и профессиональной подготовки.
- GDL - Group Directed Learning (ГО - Групповое обучение) - возможность использования социальных сетей для работы и учебы вместе как группы людей (группы проектов, учебных групп и т.д.).
- PDL - Personal Directed Learning (ПО - Персональное обучение) - использование социальных сетей людьми для собственного (самостоятельного) личного или профессионального обучения.
- ASL - Accidental & Serendipitous Learning (СО -Случайное обучение) - возможность отдельных лиц с помощью социальных сетей получать что-то новое, не подозревая об этом сознательно (так называемое случайное обучение).
В Таблице 2. приведены конкретные примеры того, как различные виды социальных сетей могут быть использованы в каждой из 5 категорий.
Таблица 2.
Кликните по изображению мышкой, чтобы увеличить его