Библиотека управления

Рынки привлечения заемного капитала для проектного финансирования

Е.Р. Йескомб Глава из книги «Принципы проектного финансирования»
Издательство «Альпина Паблишер»

Эта глава дает обзор рынков частного заимствования для проектного финансирования. Особое внимание уделено коммерческим банкам (см. § 1) и инвестором в облигации (см. § 2), также рассматривается использование мезонинного1 заимствования или субординированного заимствования (см. § 3), лизинг (см. § 4) и торговое финансирование (см. § 5). Заимствования и гарантии, обеспеченные экспортными кредитными агентствами и многосторонними и двусторонними банками развития, наиболее распространенные для проектов в развивающихся странах, где частный сектор не желает брать на себя кредитный риск в соответствующей стране (см. § 6).

Частное заимствование для проектного финансирования обеспечивается двумя основными источниками: коммерческими банками и инвесторами в облигации. Коммерческие банки обеспечивают долгосрочное заимствование для проектных компаний; держатели облигаций (как правило, это долгосрочные инвесторы, такие как страховые компании и пенсионные фонды) покупают долгосрочные облигации (торгуемые инструменты заимствования), выпускаемые проектными компаниями. Хотя законодательные структуры, процедуры и рынки различны, критерии, согласно которым привлекается заимствование, практически одинаковые на каждом из этих рынков. (Понятие «заимодавцы», используемое в этой книге, означает или банковское кредитование, или инвестора в облигации.)

В 2001 году (согласно рыночной статистике, собранной журналом Project Finance International) итоговая сумма заимствования проектного финансирования, привлеченного от частных заимодавцев, составляла приблизительно сумму в 133 миллиарда долларов США, из которых 108 миллиардов долларов США — это банковское кредитование, а 25 миллиардов долларов США — облигации. Приблизительно треть от всей суммы, 47 миллиардов долларов США, было привлечено для проектов в Соединенных Штатах, и 38 миллиардов долларов США пошло на проекты в Западной Европе.

Всемирный банк оценивает, что итоговая сумма банковского кредитования, предназначенного для развивающихся стран, в 2000 году равнялась 125 миллиардам долларов США, а облигационный долг был на сумму в 77 миллиардов долларов США2. Основываясь на статистике журнала Project Finance International (которая не полностью сопоставима), развивающиеся страны (особенно в Латинской Америке) привлекли приблизительно 35 миллиардов долларов США заимствования для проектного финансирования в 2000 году, из которых 31 миллиард был привлечен в банках, а 4 миллиарда — на рынке облигаций. Всемирный банк также оценивает, что итоговая сумма частных инвестиций в инфраструктуру развивающихся стран в 1999 году (за исключением проектов, связанных с полезными ископаемыми) составляла сумму в 68 миллиардов долларов США3, которая сопоставима с 20 миллиардами долларов США заимствования для проектного финансирования для развивающихся стран в том же году. Следовательно, важность проектного финансирования для развивающихся стран очевидна.

Следует отметить, что статистика журнала Project Finance International не включает прямого предоставления займов для частного сектора экспортно-кредитными агентствами и многосторонними банками развития, хотя в действительности эти показатели включают ссуды, гарантируемые ими. Статистика также не включает займы национальных (двухсторонних) банков развития и некоторых национальных коммерческих банков в развивающихся странах. И, следовательно, цифры слегка преуменьшают уровень проектного финансирования для развивающихся стран. Показатели банковских кредитов также относятся скорее к суммам, переданным за год, чем к тем, которые действительно были заимствованы, и показатели включают рефинансирование других займов на основе проектного финансирования.

§ 1. Коммерческие банки

Коммерческие банки — это самые крупные поставщики проектных финансов, в 2001 году 82% заимствования для проектного финансирования у частного сектора приходилось на них. Распределение между различными секторами рынка, представленное в табл. 1, в отношении рыночного финансирования частным сектором в целом пропорционально отражает ситуацию на банковском рынке.

Таблица 1. Банковские соглашения о выдаче денежных ссуд для проектного финансирования, 1996-2001 (Адаптированные данные журнала Project Finance International)

§ 1.1. Области применения

Как можно заметить на основании данных, представленных в табл. 2, банковская деятельность по проектному финансированию в основном концентрируется в Северной и Южной Америках (особенно в США) и Западной Европе. В связи с последними изменениями на наиболее активных рынках проектного финансирования можно сделать следующие выводы.

Таблица 2. Ведущие лид-менеджеры банковского кредитования для проектного финансирования в 2001 году4 (Адаптированные данные журнала Project Finance International)

  • Соединенные Штаты. В 2000-2001 годах бизнес проектного финансирования определялся в первую очередь крупными инвестициями в электроэнергетику, а также в телекоммуникации.
  • Бразилия. Резкое увеличение кредитования в Бразилии в 2000 году в основном базировалось на нескольких крупных проектах, связанных с добычей нефти и газа. В 2001 году они продолжались параллельно с реализацией энергетических проектов, но на более низком уровне.

Адаптированные данные журнала Project Finance International

  • Мексика. Высокий уровень деятельности в электроэнергетике и телекоммуникациях.
  • Германия. Резкое увеличение в 2000 году в основном базировалось на проектах, связанных с развитием мобильной телефонии, и производстве кабельной продукции.
  • Италия. Рост в 2000-2001 годах отражает начало итальянской программы по реализации РРР-проектов, а также финансирование ряда крупных энергетических и телекоммуникационных проектов.
  • Португалия. Показатели отражают действующую программу РРР-проектов при строительстве дорог.
  • Великобритания. Основной пользователь проектного финансирования для своих PFI (PPP) — программ, а также при реализации телекоммуникационных и энергетических проектов.
  • Турция. Проектное финансирование применялось в основном в проектах, связанных с производством энергии.
  • Испания. Показатели 2001 года отражают основные проекты, связанные с финансированием телекоммуникационной промышленности и инфраструктуры, а также энергетических проектов.
  • Австралия. Подобно Великобритании, Австралия имеет значительные РРР-программы, и проектное финансирование также используется для проектов, связанных с добычей полезных ископаемых, и энергетических проектов.
  • Япония. Показатели 2001 года отражают развитие японской РРР-программы.

На Ближнем Востоке проектное финансирование использовалось в фармацевтической промышленности, LNG и (много позднее) проектах, связанных с производством энергии. Показатели финансирования колеблются от года к году в связи с тем, что они базируются на относительно маленьком количестве больших проектов. Проектное финансирование претерпело значительные трудности в Азии в 1996-1997 годах при реализации проектов, связанных с производством энергии. Многие из них имели проблемы из-за катастрофического обесценивания валюты в 1997 году, и к 2001 году общий уровень проектного финансирования бизнеса в Азии все еще был низким по сравнению с такими же рынками в Латинской Америке. В частности, после многообещающего начального роста в электроэнергетике развитие проектного финансирования в Китае и Индии пока ограничено. Точно такой же результат очевиден и для России, отказавшейся от обязательств по заимствованию в 1998 году.

§ 1.2. Банки на рынке

Как правило, для проекта в отдельной стране бывает предпочтительно привлечь финансирование в банках, работающих в этой стране. Прежде всего потому что они имеют обширные знания местных условий, а также потому что финансирование может быть обеспечено в национальной валюте, что позволит устранить риск обменного курса.Таким образом, в развитых странах проекты, как правило, финансируются местными банками или иностранными банками с отделениями или филиалами в рассматриваемой стране. Такое финансирование составляет самую большую часть финансового рынка.

В некоторых развивающихся странах, однако, такой подход может быть непригодным. Там может не быть рынка для долгосрочного заимствования на национальном банковском рынке, или национальные банки могут не иметь опыта в проведении проектного финансирования. В некоторых развивающихся странах (таких как Индия и Бразилия) существует государственный сектор местных банков развития, которые могут помочь заполнить брешь, если местные коммерческие банки не способны обеспечить необходимое финансирование, но их возможности также ограниченны. Таким образом, международный банковский рынок также играет важную роль в проектном финансировании в развивающихся странах.

Можно сказать, что существует узкий круг приблизительно из 20 крупных банков, которые объединяют сделки проектного финансирования в качестве управляющих по заимствованию (lend managers) в мировом масштабе, достаточно крупные операции проектного финансирования были сконцентрированы в ключевых местах по всему миру. Как минимум ведущий международный банк проектного финансирования будет иметь одно представительство по проектному финансированию в США (чтобы осуществлять операции в обеих Америках), одно в Европе (чтобы осуществлять операции в Европе, на Ближнем Востоке и Африке) и одно представительство в Азии/Австралазии и, возможно (как минимум), 50 сотрудников в каждом из этих офисов. В таблице 2 приведены 20 ведущих банков в 2001 году.

В 2001 году всего 123 банка были лид-менеджерами при кредитовании проектного финансирования, большинство из них работают совместно в банковских группах. Сравнивая показатели для 20 топ-банков в табл. 2 с показателями, которые приведены в табл. 1, можно сделать вывод, что эти банки с объемом сделок на сумму 80 миллиардов долларов США составляют более чем 70% рынка банковского кредитования для проектного финансирования.

Существует значительная разница в объемах проектного финансирования для бизнеса, организуемого банками в верхней и нижней частях таблиц. Топ-банки, занимающиеся полным спектром услуг проектного финансирования, ранжируются следующим образом.

  • Национальное проектное финансирование в своих собственных странах (например, кредитование американских проектов, реализуемых в США, организуется нью-йоркским отделением банка из США).
  • Национальное проектное финансирование в других странах, в которых они имеют действующие отделения (например, кредиты для австралийского проекта в австралийских долларах организуются сиднейским отделением банка из США).
  • Трансграничное кредитование (например, кредиты для австралийского проекта в американских долларах США организуются нью-йоркским отделением банка из США).

Ряд банков, которые приведены в нижней части табл. 2, в большей степени специализируются на отдельной стране, регионе или типе финансирования и, следовательно, играют важную роль в таких специализированных областях.

Существует большое число других банков, которые также осуществляют деятельность на рынке проектного финансирования на следующем, более низком уровне в качестве субандеррайтера или участника синдицированного кредита. Некоторые из них участвуют в национальном кредитовании в своих собственных странах, другие — в синдикатах с широким диапазоном услуг по кредитованию по всему миру, которое первоначально было согласовано и осуществлено более крупными игроками рынка. Следовательно, прямое заимствование для проектного финансирования, в противоположность соглашениям о заимствовании, распространено среди достаточно широкого круга банков.

§ 2. Выпуск облигаций

С точки зрения заемщика, облигации, выпускаемые проектной компанией, в целом похожи на заем, но они в основном предназначены для небанковского рынка и принимают форму торгуемого инструмента заимствования. Выпускающий в обращение (например, проектная компания) соглашается выплачивать держателю облигации сумму стоимости облигации плюс проценты на момент фиксированных очередных дат в будущие периоды времени. Покупатели облигаций проектного финансирования — это инвесторы, которые требуют хорошую долгосрочную неизменную доходность без принятия риска на собственный капитал, отдельные страховые компании и пенсионные фонды. (Заметим, что облигация в этом контексте не имеет ничего общего с долговым обязательством или облигациями, выпускаемыми как ценные бумаги, например в УЗП-контракте) Облигации могут быть также отнесены к ценным бумагам, простым векселям или облигациям акционерного общества. Рынок облигаций проектного финансирования в плане возможностей намного уже рынка банковского заимствования, но в некоторых странах он значителен по своим размерам.

Показатели рынка облигаций, представленные в табл. 3, иллюстрируют, что чуть меньше чем 16 миллиардов долларов США из объема всего рынка облигаций для проектного финансирования, в 25 миллиардов в 2001 году были размещены в США. В добавление к этому в США облигационное финансирование также привлекается и для финансирования проектов вне пределов страны, особенно для проектов в Латинской Америке. Показатели роста американского рынка облигаций для проектного финансирования в последнее время в первую очередь отображают продолжающееся снижение спроса на облигации в энергетике.

Таблица 3. Проектное финансирование на основании выпуска облигаций, 1996-2001 (Адаптировано по данным журнала Project Finance International)

В некоторых других странах существуют развитые национальные рынки облигаций, где инвесторы готовы инвестировать в облигации проектного финансирования; это, например, Канада, Великобритания, Австралия и (в 2001 году) Малайзия и Южная Корея. Как видно из табл. 3, процесс развития рынка облигаций для проектного финансирования в Азии тяжело перенес кризис 1997 года. Принимая во внимание американское превосходство на рынке облигаций, не вызывает удивления тот факт, что наиболее активные инвестиционные банки, занятые размещением облигаций проектного финансирования, в основном располагаются в США, с активными операциями — в Нью-Йорке (табл. 4). Как видно из сравнения с табл. 3, эта «горячая десятка» в табл. 4 составляет 90% всего рынка размещений облигаций в 2001 году.

Таблица 4. Ведущие лид-менеджеры выпуска облигаций для проектного финансирования, 2001 (Адаптировано по данным журнала Project Finance International)

§ 3. Мезонинное и субординированное заимствование

Субординированное заимствование — это заимствование, при котором погашение осуществляется после выплат старшим банкам-кредиторам или инвесторам в облигации (старший долг), но перед распределением прибыли между инвесторами. Как правило, оно осуществляется по фиксированной процентной ставке, которая выше, чем стоимость старшего долга.

Субординированное заимствование может осуществляться инвесторами как часть их инвестиций в собственный капитал; между кредиторами и инвесторами такое заимствование рассматривают так же, как и собственный капитал.

Другой вид субординированного заимствования (в этом контексте часто рассматриваемое как мезонинное (промежуточное) заимствование) может быть обеспечен третьими лицами. Обычно это небанковские инвесторы, такие как страховые компании или специализированные фонды, в случаях когда есть брешь между суммой, которую старшие заимодавцы хотят обеспечить, и общей суммой требуемого заимствования для проекта или вместо части собственного капитала, чтобы сделать более конкурентоспособную цену для продукции или услуги проектной компании. Мезонинное (промежуточное) заимствование также могут осуществлять институциональные инвесторы как часть долгового пакета, в который включено облигационное финансирование. Включение субординированного заимствования в финансовую комплексную сделку, очевидно, создает проблемы приоритета выплаты и контроля над проектом между различными уровнями кредиторов.

§ 4. Лизинговое финансирование

В структуре лизингового финансирования финансируемое оборудование принадлежит скорее арендодателю (заимодавцу), чем арендатору (заемщику), арендодатель платит арендную плату вместо основного платежа и процентов по займу (уплата капитального долга и процентов по долгу), а в остальном все как в займе (например, предполагается, что ожидаемый ссудный процент финансирования, включенный в рентные платежи арендного договора, — это то же самое, что и процентная ставка заимствования), выплаты по лизингу или заимствованию, по идее, должны быть одинаковыми.

Следует отметить, что в этом контексте лизинг означает аренду оборудования для проектной компании как способ привлечения финансирования. И его следует отличать от имущественного (недвижимость) лизинга в BLT/BLOT-структуре, которая уже упоминалась как один из способов передачи проектной компании управления, вместо наделения ее полными правами собственности, но в этом случае не предполагается какое-либо финансирование (см. § 3).

Лизинг чаще всего используется при финансировании оборудования для транспортного и производственного машиностроения и, как правило, предлагает клиентам, которые не могут привлечь финансирование другим способом, финансирование, базирующееся на гарантиях, обеспечиваемых стоимостью оборудования, или позволяет арендатору с арендодателем, принимающим на себя риск остаточной стоимости, пользоваться оборудованием короткий период времени, а затем вернуть его. Оба этих типа финансирования дороги по сравнению с прямым заимствованием, и ни один из них не является уместным для нормальной ситуации проектного финансирования.

Преимущество, которое связывает лизинговое финансирование с проектным финансированием, определяется использованием налоговых льгот. В некоторых странах (например, Соединенных Штатах, Великобритании и Японии) арендодатели могут получить преимущество ускоренной амортизации в налоговом учете на основании их прав собственности на оборудование, которое является предметом проектного финансирования.

Ускоренная амортизация в налоговом учете полезна только в случае, если владелец оборудования имеет налогооблагаемую прибыль, которую это обесценение может уменьшить, но на начальном этапе эксплуатации проекта этого может и не быть. Если это так, то, вполне возможно, будет лучше, если оборудование принадлежит арендодателю, который имеет преимущество ускоренной амортизации через возврат его от других налогооблагаемых прибылей и передачи части этой льготы назад в проектную компанию (как арендатору) в форме уменьшения стоимости финансирования (например, арендная плата ниже, чем платежи по долговому обслуживанию, которые должны были бы быть при заимствовании). При принятии решения, использовать или нет лизинговое финансирование, проектная компания должна оценить, перевешивают ли выгоды от такого уменьшения стоимости финансирования потерю налоговых льгот.

Однако если проектные активы используются для обеспечения услуги государственному сектору, то существует проблема, есть ли необходимость поощрять лизинговое финансирование, так как явное снижение затрат несомненно сказывается на величине налоговых поступлений.

Две структуры могут быть использованы при осуществлении лизингового финансирования в рамках проекта.

Кредитный лизинг. Оборудование приобретается с использованием капитала, предоставленного лизинговым инвестором. Это может быть лизинговая финансовая компания или другая компания (или даже частные лица в некоторых странах), которая может использовать амортизацию по этим инвестициям для списания своих налоговых обязательств вместе с заимствованием, предоставляемым банками (без учета ресурсов для лизингового инвестора капитала). Кредитный лизинг используется в таких странах, как Соединенные Штаты Америки и Япония.

Гарантированный лизинг. В некоторых странах, таких как Великобритания, структура кредитного лизинга невозможна по причине налогообложения, и арендодатель обеспечивает всю сумму финансирования. Как правило, лизинговая финансовая компания не владеет ресурсами для оценки рисков проектного финансирования, и банки достаточно часто выступают гарантами для арендодателя; таким образом, они принимают на себя тот же самый вид риска, как если бы они были кредиторами, но без прямого фактического обеспечения финансирования. (Однако уровень риска, который они принимают, может быть выше, чем если бы они кредитовали напрямую; в случае досрочного завершения лизинговых операций необходимо будет покрыть дополнительные налоговые обязательства.)

Иногда утверждают, что дополнительное преимущество лизинга заключается в том, что он обеспечивает 100%-ное финансирование: это справедливо в отношении 100% стоимости финансируемого оборудования, но не означает финансирование 100% стоимости проекта.

  • Маловероятно, чтобы лизинговое финансирование можно было бы использовать, чтобы заплатить за приобретение земли.
  • Налоговые условия при лизинге зданий, как правило, менее привлекательны, чем при лизинге оборудования.
  • «Нематериальные» издержки, такие как издержки на разработки и проценты по кредиту в период строительства, зачастую не покрываются — и, следовательно, если не другие заимствования, то собственный капитал инвестора все же будет необходим. Более того, потеря остаточной стоимости оборудования, что может случиться в ряде лизинговых структур, — это дополнительные скрытые издержки.

«Синтетический» кредитный лизинг использовался в некоторых сделках проектного финансирования в Соединенных Штатах. Это арендные договоры, которые в налоговых целях передают право собственности и, следовательно, налоговые выгоды арендатору (таким образом, в вопросах, связанных с налогообложением, арендатор остается в таком же положении, как и заемщик), но в вопросах, связанных с бухгалтерским учетом, такие арендные договоры рассматриваются как внебалансовая операционная аренда, то есть это арендные договора, в которых теоретически право собственности остается у арендодателя, потому что арендатор имеет право вернуть оборудование после окончания периода пользования, однако в действительности это право не осуществляется. (Чтобы сделать вариант возврата непривлекательным, в конце лизингового периода арендатор может или возобновить договор лизинга, или исполнить опцион на покупку оборудования за стоимость непогашенной части долга и лизингового капитала; если этого не произойдет, то арендатор обязан осуществить большой единовременный арендный платеж и оборудование распродается.) Этот тип лизингового финансирования может быть использован как средство манипуляции с отчетной прибылью, если лизинговые арендные платежи на начальном этапе проекта будут структурированы так, чтобы быть ниже, чем общая сумма амортизации и платежей процентов по кредиту для минимизации налоговых платежей. Следовательно, это больше подходит для относительно краткосрочного финансирования (как правило, не более 5-7 лет) на период сооружения и на начальном этапе эксплуатации проекта, которое впоследствии может быть рефинансировано. Это часто применяется для оплаты за хранение на складе газовых турбин, которые заказывают заранее для дальнейшего использования в проектах по производству энергии.

Резюмируем, однако, лизинговое финансирование — это дополнение к основной системе финансирования, чье главное достоинство заключается в уменьшении финансовых издержек или улучшении показателей отчетной прибыли, но это не меняет фундаментального подхода к финансированию, которое осуществляют спонсоры или финансисты.

§ 5. Торговое финансирование

В некоторых случаях финансирование может быть предложено продавцом оборудования, ЕРС-подрядчиком или поставщиком услуг для проекта (в таком контексте это продавец). Поставщик оборудования, к примеру, может иметь лучшее понимание технических рисков проекта или рассматриваемой отрасли, чем коммерческий заимодавец, и, следовательно, согласен принять риски, неприемлемые для финансовых рынков. Торговое финансирование в этом случае может позволить поставщику увеличить продажи, открыть новые рынки.

Торговое финансирование может принимать форму займа (например, продажа оборудования в кредит), лизинга оборудования или даже гарантии для банковского финансирования. Однако продавец, который только привлекает банки в процессе обеспечения финансирования для проекта (без каких-либо гарантий), не обеспечивает торгового финансирования, которое в этом контексте означает финансирование, обеспечиваемое с принятием риска продавцом, а не банком.

Однако следует заметить, что иногда финансирование предлагается продавцом как часть коммерческого предложения для того, чтобы получить контракт, без глубокого понимания реальных связанных с ним рисков и трудностей, и спонсоры могут впустую потратить время, пытаясь построить план финансирования, который становится нежизнеспособным, как только поставщик понимает структуру и риски проекта.

Следовательно, анализ структуры безопасности и риска при торговом финансировании должен в значительной степени повторять то, что делается банком и на рынках облигационных займов, чтобы гарантировать, что:

  • построена отчетливая структура финансирования;
  • продавец не принимает на себя чрезмерные или неожиданные риски, которые могут воздействовать на его способность или готовность выполнять условия контракта;
  • торговое финансирование может быть рефинансировано надлежащим образом на общих финансовых рынках так, чтобы уменьшить влияние на бухгалтерский баланс поставщика.

Возможность использования торгового финансирования часто рассматривается спонсорами, когда изыскиваются варианты альтернативного финансирования. Но роль такого финансирования на рынке проектного финансирования ограничена, в основном оно сосредоточено на финансировании проектов, связанных с сооружением сетей мобильной телефонии.

§ 6. Государственное финансирование

Государственное кредитование иногда организуется для проектов в виде субсидий, чаще всего второстепенных по отношению к коммерческому финансированию, предоставленному рынками. Выплаты в этих случаях, так же как и при субординированном заимствовании, будут осуществляться только после выплат старшим заимодавцам. Как вариант, проектной компании могут быть выделены государственные гранты — в этом случае может не быть обязательств по погашению (выдаются на срок фактического использования денег для проекта) или же могут быть выплаты по достижении проектом ранее оговоренного уровня развития (например, это может быть отражено в денежном потоке проекта). В случае отсутствия обязательств по возмещению или в случае, если выплаты по своей природе носят случайный характер, такие гранты могут рассматриваться коммерческими заимодавцами скорее как собственный капитал, чем как заимствованный.

Это может показаться парадоксальным, но существует много примеров по финансированию проектов общественной инфраструктуры частным капиталом, но с заимствованием у государства. Как было выяснено в § 1.5.2, одна из причин, по которой используют проектное финансирование для государственной инфраструктуры, заключается в том, что частный сектор обеспечивает более эффективное управление сооружением и эксплуатацией проектов на протяжении всего срока жизни проекта. Это, в свою очередь, определяет более низкие издержки при финансировании проектов частным сектором, несмотря на тот факт, что заимствование у частного сектора, привлеченное для таких проектов, стоит дороже, чем государственное финансирование.

Следовательно, можно утверждать, что, чтобы получить выгоду и от частного, и от государственного секторов, государственному сектору следует предоставлять проекту кредитование в партнерстве с собственным капиталом частного сектора.

Заимодавцы частного сектора могли бы сказать, что такому подходу недостает дисциплины «проверки должной добросовестности» и контроля со стороны стороннего кредитора, которые являются важным достижением проектного финансирования, а также творческого потенциала частного сектора; однако государственный сектор все же может привлечь рынок частного финансирования для разделения риска по проекту в тех областях, где подобный контроль может оказаться полезным (например, обеспечение гарантии завершения работ), и, если творческий подход увеличивает ценность проекта, финансирование частным сектором также может быть использовано.

Помимо финансирования развивающихся стран, которое осуществляют многосторонние и двухсторонние банки развития и которое не совсем соответствует рассматриваемой ситуации, единственным значительным примером структуры такого типа в развитых странах до настоящего времени был пример использования финансирования Европейского инвестиционного банка. Такой же результат достигается при использовании кредитных облигаций (double wrapped bond).


1 Промежуточного. Прим. пер.

2 World Bank: Global Development Finance 2000 (World Bank, Washington D. C., 2001).

3 A. K. Izaguirre & G. Rao. Public Policy for the Private Sector. Note № 215 — Private Infrastructure (World bank, Washington D. C., 2000).

4 Этот список включает банки, которые организовывают и распределяют займы, и не включает банки, занимающиеся размещением части ценных бумаг на вторичном рынке, и банки-соучастники; ссуды с больше чем одним ведущим менеджером разделены пропорционально.