Библиотека управления

Реализация МСФО в информационной системе

Татьяна Долгополова Ведущий консультант по бюджетированию и процессам ГК «ИНТАЛЕВ»

Внедрению международных стандартов финансовой отчетности в России в последнее время уделяется все больше внимания. В конце 2005 г. был создан Фонд «Национальная организация по стандартам финансовой отчетности». Целями Фонда является улучшение качества ведения и регулирования бухгалтерского учета и отчетности в стране. В частности, Фонд имеет право на законодательные инициативы. Также в рамках проекта «Реформа бухгалтерского учета и отчетности» идет сближение российских стандартов учета с МСФО.

По результатам исследования, проведенного компанией Romir для целей реформы, только 16% российских компаний используют МСФО. При этом 67% опрошенных считают МСФО полезными. Среди преимуществ применения МСФО называют повышение качества управленческой информации (32%), увеличение количества инвесторов (27%), повышение возможностей для привлечения заемных средств (25%) и повышение степени удовлетворения потребностей акционеров (19%). Как видно из вышеперечисленного, основным плюсом от применения международных стандартов становится повышение качества корпоративного управления.

Однако, несмотря на столь очевидные достоинства учета по МСФО, 5/6 российских компаний не спешат с его внедрением. На пути к международной отчетности организации подстерегают препятствия. Здесь и отсутствие официального перевода текста стандартов — а значит, необходимость привлекать англоговорящих специалистов к разработке методологии учета, поскольку официальным текстом МСФО является английский. Можно отметить также отсутствие единых законодательных основ для применения стандартов, недостаточное развитие системы образования в области международного учета, неготовность компаний вовлекать значительные ресурсы в процесс формирования отчетности.

Как правило, ключевыми факторами успеха внедрения МСФО являются следующие:

  • Методология — правила ведения учета и формирования отчетности. Методологические основы закрепляются внутренней нормативной базой компании — разрабатывается учетная политика, план счетов, формы отчетности. При разработке учетной политики необходимо уделять внимание двум моментам. Во-первых, иметь четкое понимание о механизме формирования финансового результата, т.к. при выборе разных вариантов учета, предлагаемых стандартами, финансовый результат может существенно отличаться. Во-вторых, обеспечить сближение учетных политик по РСБУ и МСФО, что позволит упростить не только процесс автоматизации, минимизируя ручной ввод информации, но и аудит отчетности, полученной в результате.
  • Процессы. Качество построения бизнес-процессов в компании, как правило, определяет качество управления этой компанией. Процесс ведения учета и формирования отчетности по МСФО достаточно трудоемок, поскольку включает в себя выражение профессиональных суждений компетентных лиц. Соответственно, задействованы не только сотрудники профильного подразделения, отвечающего за отчетность по МСФО, но и многие другие сотрудники — производственных отделов, казначейства и т.д. От четкой организации процесса зависит своевременность и качество получения отчетности по международным стандартам. Соответственно, регламентированный и автоматизированный процесс позволяет снизить транзакционные издержки по поводу сбора информации внутри компании.
  • Автоматизация. Для ведения учета по МСФО должна быть выбрана информационная система, позволяющая реализовать требования всех стандартов, имеющая при этом несколько планов счетов и позволяющая определять между ними взаимное соответствие. При этом автоматизированный учет должен быть прозрачен и понятен для аудиторов, подтверждающих достоверность отчетности по МСФО. Помимо этого необходимо, чтобы система имела встроенные средства для автоматизации бизнес-процессов учета и формирования отчетности.

До внедрения МСФО необходимо определить, для каких целей будет использоваться отчетность в компании, и, следовательно, каким способом ее удобнее готовить. В случае, если отчетность будет предоставляться только внешним пользователям — таким, как кредитные организации или массовые инвесторы, целесообразнее использовать механизм трансформации. При этом возможна передача работ по формированию отчетности на аутсорсинг. В том случае, если предполагается использовать отчетность для целей управления компанией, повышения качества информации для топ-менеджмента и акционеров, предпочтительным будет ведение параллельного учета.

С точки зрения автоматизации параллельный учет можно вести двумя способами:

  • В отдельном информационном контуре независимо от РСБУ. Вся информация вводится параллельно в 2 контура.
  • В объединенном информационном контуре, при этом информация вводится одновременно в контур РСБУ и МСФО в нужных разрезах (где это возможно) и отдельно в контур МСФО (где требуется ввод информации, отсутствующей в контуре РСБУ).

Поскольку первый из этих вариантов требует большого количества ресурсов и неэффективен с точки зрения организации информационных систем, мы рассмотрим второй вариант: ведение параллельного учета по МСФО в едином информационном контуре.

Итак, нам необходимо внедрить систему автоматизированного учета согласно МСФО.

Первый шаг — это определение методологической базы учета. При разработке нормативных документов необходимо учитывать потребности автоматизации. Так, например, план счетов возможно разработать и настроить «с нуля», но более целесообразно использовать в качестве базового план счетов РСБУ и доработать его до требований МСФО. Это, с одной стороны — позволить российским бухгалтерам легче адаптироваться к организации международного учета, с другой стороны, позволить упростить взаимное сопоставление двух планов счетов, называемое мэппингом. Мэппинг, или карта переноса данных, является основой для ведения параллельного учета в едином контуре. При построении карты переноса необходимо учесть следующие моменты:

  • Взаимное соответствие счетов РСБУ и МСФО
  • Взаимное соответствие аналитических признаков двух планов счетов — т.е. каким образом аналитика, предусмотренная для целей МСФО, будет определяться при вводе данных в единый контур
  • Взаимное соответствие типовых операций, проводящихся в контурах РСБУ и МСФО.

После того, как методическая база подготовлена и утверждена, определяем, способна ли наша информационная система выполнить все предъявляемые требования, либо потребуются доработки программного продукта. В случае, если без доработок не обойтись, нужно подготовить техническое задание и поручить его реализацию собственным программистам. Возможна также передача подготовки доработок на аутсорсинг, если компания не содержит значительного штата «автоматизаторов».

При подготовке информационной системы к работе наибольшие сложности встречаются при внедрении именно тех стандартов или их отдельных положений, которые наиболее серьезно отличаются от положений РСБУ. Вызвано это, в первую очередь, тем, что большинство программных продуктов, представленных на отечественном рынке, приспособлено только для учета по РСБУ либо только для управленческого или международного учета.

К наиболее затруднительным для реализации моментам можно отнести следующие:

1) Разделение дебиторской задолженности на долгосрочную и краткосрочную, дисконтирование долгосрочной части задолженности.

2) Учет финансовой аренды. Здесь трудности связаны с необходимостью определения минимальных арендных платежей (IAS 17) и разнесения их между финансовым выплатами (процентными платежами) и платежами в счет уменьшения обязательства по финансовой аренде, а также с необходимостью разнесения задолженности по минимальным арендным платежам на группы (до 1 года, от 1 до 5 лет, свыше 5 лет) и раздельного дисконтирования этих групп платежей.

Для реализации первых двух задач информационная система должна обладать серьезным встроенным аппаратом финансовой математики.

3) Сегментная отчетность. Для формирования отчетности по сегментам необходима сквозная аналитика «Сегмент», которая позволить формировать баланс и отчет о прибылях и убытках по каждому сегменту деятельности компании (чтобы показать выручку, финансовый результат, активы и обязательства сегмента, как того требует IFRS 8). Желательно также встроить автоматическое определение критериев необходимости представления отчетности по конкретному сегменту (параграфы 13–15 IFRS 8).

Холдинговые компании, которым необходима консолидация отчетности, могут столкнуться со следующими проблемами при внедрении МСФО в информационной системе:

4) Исключение нереализованной прибыли. Здесь необходимы инструменты, позволяющие учитывать внутрихолдинговую реализацию и отслеживать реализованные внутри группы ТМЦ до тех пор, пока они не будут реализованы вовне.

5) Многоуровневая консолидация и различные способы консолидации отчетности для дочерних и ассоциированных компаний.

После того, как информационная система подготовлена к вводу информации, работают все необходимые механизмы учета и формирования отчетности, необходимо организовать процесс учета в соответствии с МСФО и автоматизировать процесс. При этом следует установить:

  • Сотрудника (подразделение), ответственного за подготовку отчетности
  • Перечень сотрудников, обязанных высказывать профессиональное суждение для формирования отчетности
  • Блок задач, связанных с формированием отчетности.

Регламентированный процесс следует автоматизировать посредством той же информационной системы. В этом случае сотрудники, отвечающие за подготовку отчетности, в каждый момент времени могут точно определить, в каком состоянии находится необходимая им информация, кто из сотрудников, выражающих профессиональное суждение, уже выполнил свою задачу, а руководство компании знает, на каком этапе находится формирование отчетности, успеют ли ее подготовить в срок.

В целом необходимо отметить, что небольшое количество программных продуктов, представленных на отечественном рынке программного обеспечения, отвечают всем требованиям, предъявляемым к ПО, на котором возможно построить информационную систему для ведения учета и формирования отчетности как по российским, так и по международным стандартам.