Рейтинг оценочных фирм - Методология
Методология рейтингового процесса, разработанная Информационно-рейтинговым агентством (ИРА) экспертно-аналитической компании «ЮНИПРАВЭКС», имеет единый стандарт для различных сегментов рынка бизнес-услуг. Это позволяет производить каскадный анализ отрасли в целом, каждого сегмента и компании в отдельности. И на его основе составлять комплексный прогноз развития. В том числе оценки, аудита, консалтинга, рекрутмента, маркетинга, PR, коучинга и др. Основой методологии является трехмерная рейтинговая матрица, содержащая интегрированные базовые показатели: количественную и качественную характеристики, оценку внутренних и внешних корпоративных ресурсов, сравнительный анализ конкурентных преимуществ.
Методика федерального интегрированного рейтинга оценочных фирм аудирована ведущими специалистами и экспертами в области оценочной деятельности, являющимися, в том числе консультантами официального ежегодного бизнес-каталога «Оценка в Российской Федерации, СНГ и Зарубежье». Полный вариант методологии, подробное описание структуры рейтинга и таблицы будут опубликованы во второй части каталога «Оценка в Российской Федерации, СНГ и Зарубежье».
Интегрированный рейтинг оценочных фирм основывается, прежде всего, на двух группах критериев. Первая группа – комплекс внутрикорпоративных показателей оценочной деятельности. Вторая - внешние проявления деловой активности компании, фирмы.
К первой группе относятся: основные показатели финансовой деятельности и внутренние ресурсные факторы.
Во вторую группу входят: доля бюджета, направленная на развитие/продвижение организации и внешние ресурсные факторы.
Сочетание этих двух групп критериев, объединенных в интегрированную рейтинговую матрицу, дает достаточно полное представление о производственном потенциале каждой фирмы, а в совокупности со сводными рейтинговыми таблицами отражает их ранжированный порядок. Такой подход, по мнению разработчиков данной методики, позволит заказчикам оценочных услуг четко определиться в выборе наиболее приемлемого по нужным показателям бизнес-партнера.
К базовым показателям финансовой деятельности относятся: показатели финансовой устойчивости, коэффициенты финансового состояния и др. Анализ проводится на основании сведений, представленных оценочными компаниями по итогам работы за первое полугодие 2005 года:
- Выручка по работам (услугам) в области оценочной деятельности, в том числе:
- Выручка по оценке стоимости недвижимого имущества;
- Выручка по оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств;
- Выручка по оценке стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности;
- Выручка по оценке стоимости предприятия (бизнеса).
- Относительный рост выручки от оценочных услуг по сравнению с предыдущим годом.
- Совокупная выручка от всех видов деятельности за год, в том числе доля выручки от работ (услуг):
- оценочная деятельность (см. п. 1),
- консалтинговые услуги,
- аудиторские услуги и др.
- Относительный рост совокупной выручки по сравнению с предыдущим годом.
- Средняя выручка на одного оценщика за год.
- Средняя стоимость одного часа работы одного специалиста (оценщика).
- Прибыль.
- Уставный капитал.
- Сведения о страховании.
- Время работы компании на рынке оценочных услуг.
- Наличие лицензии на осуществление оценочной деятельности, выданной Министерством имущественных отношений РФ.
- Имеющиеся патенты, зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания) и др.
- Количество штатных сотрудников.
- Количество штатных оценщиков, имеющих соответствующий документ об образовании.
- Количество привлекаемых специалистов.
- Основные виды деятельности.
- Специализация по видам оценочных услуг.
- Наличие рекламного бюджета и его объем.
- Наличие технологий / инструментария, применяемых в деятельности по связям с общественностью (Интернет – сайт и др.).
- Количество аффилированных компаний / Степень аффилированности с компаниями, входящими в группу / Наличие филиалов, представительств, дочерних фирм.
- Территория оказываемых услуг.
- Обслуживаемые отрасли народного хозяйства.
- Количество клиентов в различных секторах экономики.
Индекс |
Значение индекса |
Корпоративные показатели |
|
N |
Количество лет на рынке бизнес-услуг. |
(N) |
Общее количество лет на рынке с учетом последующей перерегистрации, слияний, разделений и т.д. |
n/n/n |
Количество штатных сотрудников. |
Количество штатных специалистов, имеющих официальный документ (диплом, сертификат). |
|
Количество привлекаемых специалистов, экспертов, аналитиков. |
|
Корпоративная категория |
|
А |
Компания / группа компаний имеет филиалы, представительства, отделения, дочерние фирмы, аффилированные компании, осуществляет свою деятельность как на территории России, так в странах СНГ и зарубежья. |
Б |
Компания осуществляет деятельность в своем федеральном округе и на всей территории России |
В |
Компания осуществляет свою деятельность только в своем федеральном округе. |
Индекс внутреннего корпоративного ресурса |
|
1 |
Компания имеет значительный корпоративный ресурс. |
2 |
Компания имеет достаточный корпоративный ресурс. |
3 |
Компания имеет удовлетворительный корпоративный ресурс. |
Индекс внешнего корпоративного ресурса |
|
1 |
Компания имеет значительный корпоративный ресурс, привлекательный имидж, высокий коэффициент деловой активности, использует информационные технологии. |
2 |
Компания имеет достаточный корпоративный ресурс, хороший имидж, средний коэффициент деловой активности, недостаточно использует информационные технологии. |
3 |
Компания имеет удовлетворительный корпоративный ресурс, недостаточно высокий коэффициент деловой активности, не использует информационные технологии для своего продвижения в рынке. |
Дополнительные значения и конкурентные преимущества |
|
+ + |
Компания имеет эксклюзивный корпоративный ресурс, высокое конкурентное преимущество. |
+ |
Компания располагает дополнительными возможностями в данном классе, обладает значительным конкурентным преимуществом. |
- |
Компания имеет замечания со стороны контролирующих государственных органов, клиентов. |
Дисконтный индекс |
|
% |
Компания осуществляет дисконтную программу для заказчиков или планирует участие в ней. |
Индексы UNi |
|
+ + + |
Показатели компании позволяют рассматривать ее как претендента для включения в состав индексов UNi(Оц), Uni(Кон), UNi(Ауд) и др. |
Сравнительный анализ ответов, полученных от потенциальных заказчиков аудиторских, консультационных и др. видов бизнес-услуг показал, что преимущество выбора всегда остается за рейтинговыми индексами. Именно они служат главным критерием заключения сделки. Выручка же оценщиков, по мнению респондентов, «никогда и ни кого не волновала». Методология рейтингового процесса, разработанная компанией «ЮНИПРАВЭКС», имеющая единый стандарт для различных сегментов рынка бизнес-услуг, позволяет производить каскадный анализ отраслей в целом, каждого сегмента и компании в отдельности. И на его основе составлять комплексный прогноз развития. Основой методологии является трехмерная рейтинговая матрица, содержащая интегрированные базовые показатели: количественную и качественную характеристики, независимую объективную оценку внутренних и внешних корпоративных ресурсов, сравнительный анализ конкурентных преимуществ. Лидеры рынка, деятельность которых особенно заметно влияет на состояние отрасли бизнес-услуг, группируются в отдельные корпоративные категории (А, Б, В). По специальным показателям определяются индексы: UNi(Оц) (для оценки стоимости), UNi(Ауд) (для аудита), UNi(Кон) (для консалтинга) и др., комплексно отражающие положительную (+) или отрицательную (-) динамику рынка бизнес-услуг и прогноз развития отраслей. Совокупность рейтинговых индексов, рассчитанных по каждой организации и/или группе компаний, в сочетании с другими показателями по каждой отрасли является самым надежным опережающим индикатором (leading indicators) рынка бизнес-услуг. Технология выделения из всего множества разнообразных параметров, характеризующих деятельность компаний однородного сегмента (специализацию по Классификатору ЮНИПРАВЭКС), позволяет рассматривать итоговые показатели рейтинга в качестве единообразного товара. Это является уникальной особенностью системы индексов, разработанных компанией «ЮНИПРАВЭКС»/«UNipravex» для рынка бизнес-услуг. Благодаря этой системе происходит переход от статистически неустойчивых величин (например, совокупной выручки) к тарифному индексу, плавно меняющейся величине, определяемой общими тенденциями рынка. В таком контексте индексы UNi(Оц), UNi(Ауд), UNi(Кон) и др., становятся схожими по стратегическим целям с фондовыми индексами. Поскольку их величина не отражает цены за какую-либо конкретную услугу, а является лишь ориентиром увеличения, уменьшения или стабильности показателей. В этом случае, наиболее важное значение имеет не столько абсолютная величина индекса, сколько ее изменение, которое, как и изменения всех фондовых индексов (ММВБ, РТС, Dow Jones Index, S&P, NASDAQ, Nikkei и др.) является показателем общерыночных тенденций к повышению или понижению.
При составлении рейтинга определялись лидеры в различных сегментах рынка. Здесь важным фактором ранжирования служили количественные и качественные показатели по видам аудиторской деятельности, специализациям. Наряду с этим, учитывалась степень деловой активности как внутри своего субъекта федерации, так и за его пределами. Оценка деятельности в ходе рейтингового процесса проводилась с учетом абсолютных показателей, представленных в электронной анкете и коэффициентов деловой активности.
Результатом рейтинга оценочных фирм является выявление перспективных точек роста и степени привлекательности различных секторов российской экономики с целью приоритетности оказания в них оценочных услуг и формирования устойчивой клиентской базы для каждой оценочной фирмы
Методологический инструментарий компании «ЮНИПРАВЭКС»
Научно-методологический инструментарий, разработанный компанией «ЮНИПРАВЭКС» для исследования, анализа и проведения рейтингового процесса рынка бизнес-услуг, представляет собой совокупность концептуально взаимосвязанных методов, подходов, принципов, критериев, корпоративных показателей, тарифных показателей, шкал, измерителей, и т.п. Для рейтинга оценщиков, аудиторов, консультантов отбирались показатели и данные, использование которых абсолютно обязательно, так как они наиболее полно и объективно раскрывали предмет и содержание деятельности организации/компании/фирмы/группы компаний. Наряду с этим в методологию включен инструментарий смежных отраслей научных знаний, но таких, без характеристики которых невозможно цельное понимание его ценности в каждой процедуре, задаче, работе. В основу разработки системы индикаторов для измерения количественных характеристик и величин рынка бизнес-услуг легли именно качественные подходы. Разработчики методологического инструментария стремились к тому, чтобы главной исследовательской задачей являлось создание не громоздкого и неподвижного «архива фактов», а, прежде всего, оперативной, мобильно действующей, практикоориентированной модели информационного продукта. А, поскольку в прикладном анализе экономического развития самым распространенным методом является качественная экспертная оценка, совокупность предложенных методов осмысливается в аналитическом сопоставлении, осуществляемом сообществом оценщиков, аудиторов, консультантов и др. В целом же, предложенные методы и методики решали задачу не только оптимального сочетания адекватных качественных и количественных показателей внутри бизнес-сообщества для повышения конкурентоспособности, но и приемов анализа применительно к динамике отношений между заказчиками услуг и их исполнителями.
Справка о рейтингах
Рейтинг – сводная оценка состояния организации, фирмы, компании, группы компаний за фиксированный промежуток времени (полугодие, год) по интегрированным критериям. Рейтинг определяется на основании системного и комплексного анкетирования, социологических, социометрических и др. исследований, результатов достижений, анализа корпоративных ресурсов и возможностей компании. Рейтинг определяется в виде индекса. Его повышение или понижение говорит о соответствующей динамике развития компании. Индексы для каждой компании сугубо индивидуальны. Рейтинги, основываются на специальной методологии рейтингового агентства. Расчеты индекса базируются на сведенных в единое целое данных, в том числе и на анализе неструктурированной, нечисловой/нефинансовой информации. Ценность рейтинга заключается в постоянном мониторинге ситуации по каждой рейтингуемой компании и своевременной (и даже, иногда упреждающей, прогнозной) корректировке индексов группы компаний, отражающих в целом динамику рынка в разрезе каждого бизнес-сегмента. Совокупность рейтинговых индексов, рассчитанных по каждой компании, в сочетании с другими показателями отрасли является самым надежным индикатором рынка бизнес-услуг.
В российской Федерации исследованием рынка бизнес-услуг (оценка, аудит, консалтинг, рекрутмент, коучинг, маркетинг, PR и др.) и проведением рейтингов занимается экспертно-аналитическая компания «ЮНИПРАВЭКС», входящая в Ассоциацию распространителей финансово-экономической информации (АРФЭИ) http://www.afbid.org/list.asp На основе этих исследований ежегодно издаются специализированные бизнес-каталоги. Общий охват рынка составляет более 15000 организаций, компаний, фирм, групп.
Рэнкинг - технически упорядоченная по какому-либо линейному показателю статистическая (цифровая) информация, сведенная в таблицу (по убыванию/возрастанию). При ранжировании показателей не применяется никакой методики. Поскольку рэнкинги составляются на основе уже готовых данных, представленных либо самими компаниями, либо органами статистики. Отсутствие методики и механизма перепроверки данных характеризуют рэнкинг как самый ненадежный и не точный источник информации. Поэтому рэнкинги используются, прежде всего, лишь для внутреннего предварительного и/или первичного технического сопоставления данных и ставят целью получения суммы цифр, без учета индивидуальных особенностей компаний. На основе рэнкингов системный анализ не проводится.