Библиотека управления

Особенности описания доходов инвестиционных проектов

Жуков Алексей консультант по экономике ГК Альт-Инвест

Структура модели инвестиционного проекта состоит из четырех основных элементов (все остальное можно назвать надстройками, которые позволяют уточнить результаты):

  • доходы,
  • текущие затраты,
  • инвестиционные затраты,
  • финансирование.

И кажется, все довольно-таки просто: доходы проекта формируются через произведение объемов реализации продуктов или услуг на цену продукции. Но на практике при моделировании доходной части проектов часто возникают трудности и вопросы.

Попробуем разобраться на конкретных примерах. Некоторые из них могут показаться очевидными, но их удобно использовать как своеобразный чек-лист, чтобы избежать типичных ошибок и упущений.

Ситуация 1.

Инициатор проекта планирует построить кирпичный завод мощностью 75 млн шт. условного кирпича в год. При моделировании проекта принят объем реализации 75 млн шт. Исходя из этих предпосылок подсчитана доходная часть проекта.

В данном кейсе две проблемы:

  1. Вряд ли проектная мощность оборудования будет правдоподобной оценкой объема продаж. В большинстве случаев необходимо отталкиваться от рыночной ситуации и провести анализ, который ответит на вопросы:
    • Каковы основные характеристики рынка?
    • Существуют ли барьеры на рынке? Как их можно преодолеть?
    • Есть ли возможность занять долю рынка и какова она будет?
    • Есть ли сезонность спроса на продукцию проекта?
    • Каковы цены на аналогичную продукцию?
    В итоге анализ рынка должен определить емкость рынка и в конечном счете – прогнозный объем реализации продукции проекта по периодам.
  2. Принимать максимальную проектную мощность оборудования, как ежегодный объем реализации продукции наверняка ошибочно. В реальности объем производства будет ниже. Необходимо также учесть религиозно-культурные особенности региона где размещено производство. Кроме того, стоит более консервативно подходить к доходам, заложив время на возможные аварийные ситуации и простои оборудования и т.п.

Выводы:

  • При описании объемов реализации необходимо ориентироваться на обеспеченный объем реализации, а не на технические данные оборудования.
  • Прогноз продаж необходимо строить исходя из маркетингового исследования рынка, где подробно проанализированы отрасль, игроки на рынке, емкость рынка, цены, потребительские предпочтения.
  • В приложении к бизнес-плану желательно предоставить предварительные договора, комфортные письма, подтверждающие заложенный в проект объем реализации.

Ситуация 2.

Инициатор проекта «Строительство завода по переработке рыбы» считает, что плановый объем продаж рыбных снеков в первый же период эксплуатационной фазы проекта достигнет 100% от объема производства.

В данной ситуации следует отметить, что на плановую величину доходов предприятие будет выходить, скорее всего, постепенно, с учетом времени на освоения технологии. Также, как правило, необходимо запланировать время на выход компании на рынок и завоевание доли рынка. Поэтому следует более консервативно смотреть на объемы реализации.

Рис. 1. Инвестиционный проект «Организация предприятия по переработки рыбы». Прогноз продаж рыбных снеков.

Выводы:

Как правило, необходимо закладывать определённый период времени для освоения производства, а также для завоевания своей доли рынка, поэтому планировать максимальные продажи в первый же период излишне оптимистично. Необходимо закладывать постепенный выход на запланированный максимальный объем продаж.


Ситуация 3.

Инициатор проекта «Строительство кирпичного завода» предлагает следующий прогноз продаж кирпича:

Табл. 1. Продажи кирпича

При планировании объема продаж следует помнить о сезонности. По строительным нормам запрещено укладывать кирпич при температуре ниже –15C, таким образом, в зимний период спрос на кирпич существенно сокращается. Игнорирование сезонности в данном случае приведет к неправильному графику финансирования, и возможно, к дефициту денежных средств в период низкого спроса.

Рис. 2. Выручка кирпичного завода. Сезонность.

Выводы:

Сезонность присутствует практически в любом проекте, и необходимо учитывать сезонные колебания спроса. Игнорирование сезонности может привести к дефициту денежных средств в периоды спада спроса.


Ситуация 4.

Инициатор проекта планирует построить кафе и при планировании объемов реализации подробно описывает структуру продаж (сколько будет продано того или иного блюда, напитка и т.п.).

Планировать по видам продукции при наличии большого ассортимента – весьма трудоемкий процесс. В таких случаях необходимо либо создавать группы товаров и планировать реализацию по ним, либо брать какое-либо условное значение – к примеру, средний чек.

В сфере ресторанного бизнеса обычно оперируют двумя категориями при построении доходной части проекта: стоимость среднего чека и количество транзакций в периоде. К примеру, доход в день ресторана McDonald’s в Москве на Большой Бронной описывают следующим образом: «Среднее количество чеков – 12 тыс. в день, средний чек — 280 руб.»

Выводы:

Если ассортимент продукции очень большой или на момент планирования ассортимент сложно точно определить, необходимо использовать некоторые унифицированные единицы: средний чек, условный кирпич, тонны, кг, кв. м. и т.п.


Ситуация 5.

Инициатор проекта предоставил маркетинговое исследование по продаже квартир строящегося жилого комплекса. План продаж проекта обозначен ниже:

Табл. 2. Прогноз продаж квартир ЖК «Альфа»

Именно столько квартир в том или ином месяце будет продано, только если заключены какие-либо предварительные договора. Точность прогноза заставляет усомнится в его исполнении. Гораздо лучше будет выглядеть прогноз, построенный по кварталам (табл.2).

Табл. 3. Прогноз продаж квартир ЖК «Альфа»

Выводы:

Когда горизонт планирования длительный, и нет документов, подтверждающих объемы реализации, следует использовать прогнозирование по более крупным статьям и периодам.


Ситуация 6.

Инициатор проекта рассчитал со своими технологами модель движения стада, спрогнозировав среднее поголовье дойного стада и валовый надой, и просит заложить эти данные в бизнес-план.

Табл. 4. Прогноз валового надоя

На что следует обратить внимание аналитику:

  • Как планируется прирост поголовья дойного стада?
  • В связи с чем надои на голову растут?

Рост дойного стада может быть связан как с покупкой скота, так и с естественным приростом. А вот надои на одну голову вызывают вопросы. Министерство сельского хозяйства РФ на своем сайте публикует «Оперативную информацию по надоям и реализации молока». Согласно данной информации на 22.08.2016 года максимальный средний надой за сутки составил 22 литра (в Ленинградской области) – 1 980 литров в квартал на одну голову. По Российской Федерации среднее значение составляет 14,6 литров в сутки – 1314 литров в квартал на одну голову. Поэтому надои 2026 года – 2 250 литров – выглядят оптимистично и требуют серьезного обоснования.

Выводы:

Все данные, составляющие доходную часть проекта, должны быть обоснованы и не противоречить здравой логике. В случае значительных отклонений от среднеотраслевых показателей необходимо детальное разъяснение.


Ситуация 7.

При планировании объема продаж продукции домостроительного комбината не учли долю бракованной продукции.

Как правило, на любом предприятии существуют потери продукции и брак. Они могут существенно искажать доходную часть проекта.

Брак — это доля продукции, которая либо не может быть продана, либо может быть продана по ценам ниже нормальной продукции, либо должна быть передана на переработку в производство.

Потери – бракованная продукция, подлежащая утилизации, потери теплоэнергии в сетях, потери электроэнергии в сетях, потеря продукции при транспортировке и т.п.

Потери продукции в проекте не должны участвовать в формировании доходов, расходы же на производство утраченной продукции сохраняются. Поэтому если доля брака или потерь значительна, следует учесть это при планировании доходов.

Табл. 5. Доходы от продаж ДСК. Учет брака.

Выводы:

Если брак или потери составляют значительную долю и ими нельзя пренебречь, необходимо скорректировать доходы с учетом брака и потерь.


Ситуация 8.

Компания, владеет рестораном «Алыча» в городе с населением 300 000 человек. Ресторан пользуется популярностью у местных жителей. Компания планирует открыть еще три ресторана под тем же именем в разных частях города.

При развитии сети заведений может появляться эффект «каннибализации». К примеру, при открытии второго ресторана «Алыча» выручка первого снизится, потому что клиенты по определенным причинам станут посещать только второй ресторан: удобно расположен к месту работы, или проживания. При открытии третьего – эффект каннибализации может усиливаться. Таким образом, доходность каждой бизнес единицы будет снижаться, хотя доход бизнеса в целом будет расти.

Рис. 3. Эффект каннибализации при развитии сети

Подобный эффект каннибализации может проявляться:

  • при развитии сети ресторанов, салонов, магазинов и т.п.;
  • при выпуске взаимозаменяемых продуктов (к примеру автомобильный холдинг Renault выпускает кроссовер эконом-класса Duster, а в 2016 году планирует вывести на рынок новый кроссовер эконом-класса Kaptur – в итоге часть клиентов, которые ранее присматривались к покупке Duster, примут решение купить Kaptur).

Как правило, эффект оценивается экспертно на основании исторических данных реализации аналогичных проектов.

Выводы:

При развитии сети заведений может проявляться эффект каннибализации. Если он определяется как незначительный, им можно пренебречь.


Ситуация 9.

Целлюлозно-бумажный комбинат, выпускающий полуфабрикаты (целлюлозу, бумажную основу, древесную массу), планирует осуществить проект модернизации и перейти к выпуску санитарно-гигиенических изделий – туалетной бумаги и салфеток. Для этих целей приобретается необходимое технологическое оборудование. Задача – построить доходы проекта.

Рис. 4. Построение финансовых моделей инвестиционных проектов, реализуемых на действующих предприятиях

Построение финансовых моделей инвестиционных проектов на действующем предприятии состоит из трех этапов:

  1. Построение модели «как есть» – модель текущей деятельности предприятия, без влияния на него планируемого инвестиционного проекта.
  2. Построение приростной (инкрементной) модели – модель инвестиционного проекта. Это модель денежных потоков, которые формируется при реализации инвестиционного проекта. Данная модель служит для оценки эффективности инвестиционного проекта.
  3. Построение модели «Текущая деятельность + Проект» или модель «как будет». Служит для подбора финансирования проекта и оценки его финансовой состоятельности.

Согласно выбранному алгоритму формируем:

1. Доходы текущей деятельности ЦБК – «как есть» без учета влияния проекта.

Табл. 6. Формирование доходов текущей деятельности ЦБК

2. Cтроим доходы проекта. Идея заключается в том, что теперь из полуфабрикатов мы будем изготавливать санитарно-гигиенические изделия (туалетную бумагу, бумажные полотенца).

Как это отразить в доходах?

Модель «как есть» оставляем без изменений. Все изменения отражаются в Модели проекта. А именно – учитываются доходы от продажи нового товара (санитарно-гигиенических изделий) и снижение выручки от продажи полуфабрикатов (бумаги основы), так как в случае реализации проекта полуфабрикаты будут перерабатываться.

Чтобы отразить этот эффект в модели, требуется объем потребляемых полуфабрикатов для производства санитарно-гигиенических изделий перемножить на цену реализации этих полуфабрикатов со знаком минус.

Табл. 7. Формирование доходов проекта

3. Построение доходов модели «Текущая деятельность + Проект» («Как будет») происходит путем суммирования доходов модели «Текущей деятельности» и модели «Проект».

Табл. 8. Формирование доходов модели «Текущая деятельность + Проект»

Выводы:

При моделировании доходов инвестиционных проектов на действующем предприятии могут проявляться специфические эффекты. В частности – снижение выручки (упущенная выгода) от текущей деятельности при реализации проектов переделов. Все изменения доходов, которые происходят в результате реализации проекта, необходимо отразить в модели проекта.


Ситуация 10.

ПАО НК «Роснефть» планирует отказаться от закупок сорбента для ликвидации разливов нефти и купить мобильные установки для производства сорбента в местах потенциальных аварий.

В данной ситуации мы наблюдаем затратный проект. Доходы проекта отсутствуют, а эффект проекта будет заключаться в экономии –рассчитывается как разница между покупкой сорбента на стороне и затратами на производство этого сорбента у себя на мобильных установках.

Выводы:

Не в каждом проекте существует доходная часть. Существуют затратные проекты, где эффект будет заключаться в снижении затрат или других экономических эффектах.