Библиотека управления

Реформа жилищного строительства в Республике Татарстан

Бардасова Э. В.

Оглавление

На конец 2002 г., по данным Госкомстата РТ, общая площадь жилищного фонда республики составляла 73 071,9 тыс. м2, в том числе 51 451,3 тыс. м2 (70,4%) - в собственности граждан, из которых 24 600,2 тыс. м2 (47,8%) - приватизированное жилье. Обеспеченность жильем в среднем по республике составила 19,4 м2. В Казани средняя обеспеченность населения жилой площадью находилась на уровне среднереспубликанского показателя и составила 19,5 м2.

Основу жилищного фонда республики (71,8% на конец 2002 г.) составляют помещения, находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, значительную часть (около 25,8%) - помещения государственной собственности. Из общей площади жилищного фонда 1 986,8 тыс. м2 (2,7%) составляет площадь общежитий.

В 1995 г. в республике была принята Программа ликвидации ветхого жилья. На начало 1996 г. износ жилищного фонда в целом составлял более 60%. На конец 2003 г. - 45%. Если бы не были предприняты неотложные меры по уменьшению износа, на сегодняшний день он мог бы составить уже около 80%.

В начале реализации программы доля ветхого жилья достигала 2,9%, на конец 2002 г. к категории ветхих было отнесено 14 347 зданий общей площадью 1553,5 тыс. м2, что составляет 2,1% жилищного фонда республики, к 1 июля 2003 г. размеры ветхого жилищного фонда сократились до 1 272,4 тыс. м2, или 1,7% от общего жилищного фонда республики. При этом более половины всех ветхих зданий (67,1%) находится в личной собственности граждан.

На начало 2005 г., к моменту завершения Программы ликвидации ветхого жилья, в жилье, признанным ветхим, будет проживать 15 629 семей. Из них имеющих жилье в личной собственности 10 490 семей. На долю Казани приходится 650,7 тыс. кв.м. (51,1%) ветхого жилфонда. Значительные по размерам ветхие застройки сосредоточены также в Чистополе (4,5%), Бугульме (4,2%), Зеленодольске (3,2%), Елабуге (2,6%) и Нурлате (2,4%).

Без учета квартир, занятых под общежития, жилищный фонд республики насчитывает около 1,4 млн. квартир, общей площадью 71 085,1 тыс. м2. Структура квартир по количеству комнат в республике по количеству комнат и размеру общей площади приведена на рис. 1.

Рис. 1. Структура квартир по количеству комнат

Расселение граждан по разным квартирам (табл. 4) свидетельствует о наличии у значительной части граждан потребности в большем или личном жилье. Значительная часть семей численностью 4 человека проживает в одно- и двухкомнатных квартирах. Часть населения проживает в общежитиях. На долю общежитий приходится 2,7% жилищного фонда (1 986,8 тыс. м2).

Таблица 4
Распределение семей по условиям проживания

Из табл. 4 следует, что по нормам действующего законодательства более 150 тыс. семей в республике претендуют на увеличение площади жилья и 125 тыс. семей нуждаются в собственном жилье. В среднем обеспеченность граждан Республики Татарстан жильем составила на конец 2002 г. 19,4 м2.

Анализ структуры ежегодно вводимого в республике жилья показывает явную тенденцию строительства крупногабаритных, многокомнатных квартир: с 1998 по 2002 г. доля квартир с числом комнат 4 и более в общем количестве вводимых квартир возросла в 2 раза. Строительство жилья в Татарстане ведется активно, и по объемам вводимого жилья республика в 2002 г. занимала 5 место в России и 1 место в Приволжском федеральном округе. Инвестиции в жилье в 2002 г. составили 7 834,5 млн. руб. за счет всех источников финансирования, из них 1 734,4 млн. руб. (22,1%) приходилось на индивидуальное жилищное строительство.

В 2003 г. в республике введены в действие жилые дома общей площадью 1 550,7 тыс. м2, из них предприятиями - 914,5 м2, населением - 636,2 м2. По программе ликвидации ветхого жилья в 2003 г. в республике построено 4960 квартир общей площадью 192 тыс. м2. В 2003 г. выделено из республиканского и местных бюджетов льготных кредитов на строительство и приобретение жилья на сумму 18,6 млн. руб., из них около 7 млн. руб. (37,5%) - работникам бюджетной сферы, 11,5 млн. руб. (62,0%) - молодым семьям.

Благодаря масштабам вводимого в республике жилья (последние 4 года - более 1,5 млн. м2 ежегодно), удается добиться сокращения числа семей, состоящих на учете для получения жилья. С 1993 по 2002 г. количество семей, находящихся в очереди на получение жилья, сократилось с 272,1 тыс. до 161,1 тыс. При этом анализ динамики этого процесса показывает, что при существующих темпах строительства новых квартир есть определенный потенциал для более быстрого снижения количества семей, состоящих на учете на получение жилья.

Из более чем 160 тыс. семей, состоящих на учете на получение жилья на конец 2002 г., 27,5 тыс. (17,1%) проживали в коммунальных квартирах, 24,9 тыс. (15,5%) - в общежитиях, 15,7 тыс. семей (9,8%) - в ветхом и аварийном жилом фонде. Из общего числа очередников более 50 тыс. семей (31,7%) состоят на учете 10 и более лет. Худшая ситуация с продолжительностью ожидания жилья регистрируется в городах Набережные Челны и Нурлат, где более 10 лет ожидают свой очереди на получение жилья, соответственно, 59,6% и 46,4% очередников (рис. 2).

Рис. 2. Динамика и тенденция ввода жилья (тренд)

Почти шестая часть из всех семей, состоящих на учете на получение жилья (28,5 тыс. семей, или 17,7%), относится по тому или иному признаку к категории льготников.

Наиболее многочисленные категории граждан, пользующихся льготами на получение жилья, это многодетные (29,4% всех льготников) и молодые (28,1%) семьи. В Казани доля льготников в общем количестве семей, состоящих на учете на получение жилья, ниже, чем в среднем по республике и составляет около 14%. При этом выше среднереспубликанского удельный вес инвалидов и участников войны, ветеранов войны в Афганистане и военнослужащих, уволенных в запас, а также ликвидаторов Чернобыльской аварии.

Специфична ситуация с обеспеченностью жильем в сельской местности. Как правило, семьи имеют сверхнормативную площадь, но это дома с высокой степенью износа. И большинство проживающих из них никогда не стояло в очереди на улучшение своих жилищных условий. В целом на селе 337 190 жилых домов, из них 91% находится в личной собственности, а обеспеченность жильем на 1 человека составляет 21,1 м2.

Обеспеченность жильем в РТ - 19,4 м2 на одного проживающего, в РФ - около 20, в Москве - около 23, в ФРГ - 36, в США - 43, в Приволжском Федеральном округе - 20,4 м2. Таким образом, Республика Татарстан практически вышла по этому параметру на среднероссийский уровень. Однако, ориентируясь на регионы РФ с высокой обеспеченностью (в первую очередь Москва), в республике на сегодня "не хватает" около 14 млн. м2.

Но, как показывает мировой опыт, при росте благосостояния происходит дальнейший рост спроса на жилье лучшего качества, включая повышенные площади и объемы жилья, т.е. в этих регионах произойдет дальнейшее повышение уровня обеспеченности жильем. Увеличив ввод жилья до 2 млн. м2 в год, с государственной поддержкой за время реализации программы можно будет достичь уровня обеспеченности в республике 23 м2 на человека. Это означает, что для достижения этого уровня необходимо за время реализации программы набрать около 14 млн. м2 жилья. При этом для решения вопросов улучшения жилищных условий до уровня не ниже нормативного (для тех семей, которые сейчас имеют общий объем ниже этого уровня) понадобится строить примерно 4,2 млн. м2 жилья.


Оглавление