Библиотека управления

ОФФСЕТНАЯ ТОРГОВЛЯ В США

АРТЯКОВ В. В.

Оглавление

Действия американских организаций, которые имеют под собой компенсационную основу, регулируются законодательством США, направленным на ограничение практики оффсетной торговли. Недопущение такой практики предусматривается законодательными актами, которыми, например, Министерство сельского хозяйства наделяется правом проведения оффсетных и бартерных операций при реализации принадлежащих государству сельскохозяйственных инвентарных запасов, а также законами, разрешающими Министерству обороны и Федеральному агентству по чрезвычайным ситуациям проводить оффсетные и бартерные операции с изделиями из Запасов для обеспечения национальной обороны.

Политика правительства США в отношении оффсетной торговли сформировалась в 1983 г. Официальные представители американского правительства неоднократно ссылались на эту политическую линию, но документально она никогда не была оформлена. Так "Омнибусный" Закон о торговле и конкуренции (Omnibus Trade and Competitiveness Act) от 1988 г. предусматривает создание Межведомственной группы по оффсетной торговле (Interagency Group on Countertrade), одной из задач которой будет проводить анализ и оценку политики США в отношении оффсетной и встречной торговли в свете текущих тенденций в сфере международной торговли. В своём указе Presidential Order 12661 от 28 декабря 1988 г. президент назвал 12 организаций, которые вошли в состав межведомственной группы. Эта группа занимается подготовкой государственного отчёта, темой которого будет анализ политики правительства США в отношении применения методов оффсетов в торговле невоенной продукцией.

Согласно этой политической линии был установлен запрет на проведение американскими организациями операций, основанных на принципах оффсетной торговли. Суть этой политики заключается в том, что хотя правительство США рассматривает оффсетную торговлю как действие, в целом направленное против системы открытой свободной торговли, оно не будет препятствовать участию американских компаний в сделках, основанных на принципах оффсетной торговли, если в таковых не усматриваются негативные стороны, могущие нанести вред делу сохранения национальной безопасности.

Следуя этой политической линии, американские организации могут предоставлять американским компаниям консультационные или информационные услуги, ставя их в известность о том, что товары, предназначаемые для реализации в рамках оффсетной торговли, а также квоты подпадают под действие американских законов о торговле 1.

Кроме того, американским организациям надлежит рассматривать заявки на финансирование экспорта по тем или иным проектам, в которых имеются признаки оффсетной торговли или бартера, обращая внимание на каждый случай нарушения правил ведения торговли, к которому ведет применение такой практики. Следуя этой линии, Соединенные Штаты будут продолжать противодействовать практике оффсетной торговли, осуществляемой с согласия правительств некоторых стран, и полагают необходимым выразить правительствам соответствующих стран и многосторонним торговым ассоциациям своё беспокойство в связи с применением такой практики. И, наконец, эта политика предусматривает проявление осторожности со стороны американских организаций при осуществлении своих полномочий в отношении офсета и бартера, с тем, чтобы не упустить тех или иных выгод от них, которые не имеются в общепринятой практике проведения рыночных операций.

Официальная политика правительства США в отношении применения оффсетов в экспорте военной продукции была сформулирована Белым Домом 16 апреля 1990 г. в заявлении, в котором говорится:

Сегодня президент объявил о своей Политике в отношении применения оффсетов в экспорте военной продукции. Это соответствует требованию, содержащемуся в разд. 825 закона о полномочиях в области национальной обороны, принятого в 1989 г. (FY 1989 National Defense Authorization Act, Section 825, 10 U.S.C. Sec. 2505).

Президент заявил, что правительство Соединенных Штатов привержено принципам свободной и честной торговли. В этой связи правительство Соединенных Штатов считает, что применение определенных оффсетов в экспорте военной продукции экономически неэффективно и что оно нарушает принципы рынка:

Памятуя о необходимости сводить к минимуму негативное действие оффсетов в экспорте военной продукции и предусматривая принятие мер к тому, чтобы способность американских фирм выдерживать конкуренцию в экспортной торговле военной продукции не была подорвана, президент сформулировал следующие политические направления:

  • Ни одна организация правительства США не должна поощрять применение оффсетов в реализации военной продукции или услуг зарубежным правительствам, не должна участвовать в этом сама и не должна втягивать в это американские фирмы.
  • Денежные средства правительства США не должны использоваться для финансирования оффсетных сделок по оказанию помощи в сфере безопасности за исключением сделок, соответствующих утверждённым принципам и правилам.
  • В рамках данной политики не должно быть никаких моментов, которые препятствовали бы выполнению организациями правительства США обязательств, взятых на себя в соответствии с международными соглашениями, заключёнными до опубликования настоящего документа.
  • Решение об участии или неучастии в оффсетных соглашениях и об ответственности за заключение и выполнение таких соглашений принимают сами компании.
  • Исключения из этих политических принципов должны утверждаться президентом через Национальный Совет Безопасности.

Президент также отметил, что пришло время провести консультации с нашими друзьями и союзниками относительно применения оффсетов для закупок изделий оборонной промышленности. В этой связи он дал указание министру обороны возглавить делегацию, сформированную из представителей различных организаций, и, действуя в координации с государственным секретарем США, провести консультации с зарубежными странами с целью снижения отрицательных последствий оффсетов при осуществлении закупок изделий оборонной промышленности. Эта межведомственная делегация, будет периодически извещать Национальный Совет Безопасности о результатах проводимых консультаций и предлагать свои рекомендации."

Следует отметить, что в американском конгрессе существуют политические силы, требующие ограничить использование оффсета. Для значительной части руководителей государственных учреждений и промышленности (в основном аэрокосмической) оффсет видится скорее как растранжиривание промышленных и государственных средств, чем возможность поддержать собственное производство. Американские производители оружия, отмечают западные аналитики, предпочли бы не иметь дела с оффсетными программами, поскольку это связано с дополнительными требованиями по характеристикам поставляемых вооружений и военной техники, а, кроме того, представляет финансовый риск, который они не всегда готовы принять.

По оценке Главного контрольно-финансового управления конгресса и Министерства торговли США, необходимость выработки скоординированного подхода государств-экспортеров ПВН к оффсету назрела. Есть и понимание того, что в одностороннем порядке американцы не способны ограничить распространение этой практики.

В то же время, по мнению иностранных специалистов, западноевропейские партнеры США вряд ли пойдут на какие-либо ограничения офсета, поскольку в ответ они требуют открытия американского рынка для своей продукции. Американский рынок традиционно практически закрыт для европейских военных товаров и все попытки европейцев установить согласованные правила во взаимной торговле оружием успеха не имели. Европейцы утверждают, что их военная промышленность не может отказаться от оффсета, так как в большей степени, чем американская зависит от экспорта. Кроме того, она жестко контролируется правительствами и подготовлена к выполнению самых сложных оффсетных условий. В силу этого попытки США найти взаимоприемлемые компромиссы с западноевропейскими государствами в ограничении офсета вряд ли будут плодотворными.

Экспортные программы США не содержат в себе каких-то особых положений в отношении торговых операций, в которых присутствует элемент оффсетной торговли, хотя, с другой стороны, наличие такого элемента в сделке не означает, что она не может пользоваться поддержкой американской организации. Эта поддержка, однако, должна быть основана на соответствии оперативным стандартам организации. Этими стандартами являются оценка отрицательных последствий для национальной безопасности, соответствие американскому законодательству, обоснованная гарантия выплаты, необходимость принимать во внимание государственную политику и политические интересы США в том, что касается самой сделки или зарубежной страны.

Экспортно-импортный банк Соединенных Штатов (Эксимбанк) не станет финансировать элемент оффсетной торговли в сделке и не примет этот элемент в качестве залога, но компоненту американского экспорта Эксимбанк готов оказать всяческую поддержку. Оплата Эксимбанку должна производиться в твёрдой (конвертируемой) валюте вне всякой связи с успешным выполнением стороннего контракта, ассоциированного с оффсетной торговлей. При принятии решения об оказании поддержки той или иной сделке, связанной с оффсетной торговлей, главным для Эксимбанка является, каково будет экономическое воздействие предлагаемого проекта на американскую промышленность. Целью этого является забота о том, чтобы предлагаемый проект не нанёс серьёзного ущерба производству аналогичной продукции в США.

Корпорация заграничных частных инвестиций (The Overseas Private Investment Corporation), которая гарантирует частные инвестиции от некоторых политических рисков в менее развитых странах и финансирует инвестирование и / или разработку приемлемых проектов американских инвесторов в этих странах, должна отказываться от участия в осуществлении любого проекта, содержащего в себе требования выполнения работ, которые отрицательно могут сказаться на экономическом положении Соединенных Штатов. Однако оперативный статут корпорации предусматривает достаточно полномочий, позволяющих ей оценивать, каков будет эффект в Соединенных Штатах от введения тех и или иных требований выполнения работ.

Корпорация заграничных частных инвестиций рассматривает практическое применение принципов встречной торговли в инвестиционных проектах, которые она помогает осуществлять, как часть обязательств по исполнению требований выполнения работ. Корпорация должна руководствоваться положением разд. 231 (m) закона о помощи зарубежным странам от 1961 г. с внесёнными в него поправками, который предписывает отказываться гарантировать или финансировать любое инвестирование, подпадающее под требования выполнения работ, если следование таковым ведёт к резкому сокращению тех торговых выгод для Соединенных Штатов, которые могут ожидаться от инвестирования.

Подобные требования выполнения работ содержат в себе положения, введённые в отношении инвестиций правительством принимающей страны, которые, как правило, предусматривают использование местных источников или экспорт продукции, произведённой предприятием, построенным по данному проекту. Корпорация заграничных частных инвестиций считает, что её полномочия широко распространяются на те инвестиции, которые могут быть одобрены при условии заключения соглашений, построенных на принципах оффсетной торговли (по сути, на экспортных требованиях), которые установлены правительством. На сегодняшний день ни один проект, разработанный на подобных условиях, не был отвергнут корпорацией на основании её критерия оценки требований выполнения работ, т. е. на основании того, что такие соглашения потенциально могли бы существенно сократить торговые выгоды США от инвестирования.

Так, бюро экспортной администрации министерства торговли готовит регулярные доклады по оффсету для Конгресса США. В последнем из них, сделанном в 2001 г., проанализирована оффсетная деятельность американских поставщиков ПВН в 1993-1998 гг.

Стоимость оффсетных соглашений и контрактов, заключенных Соединенными Штатами в этот период, составила 21 млрд. долл. США (в том числе в 1998 г. - 6 млрд. долл. США) или 54% от стоимости соответствующих поставочных контрактов. Основные из них приходятся на Канаду, Японию и торговых партнеров США в Западной Европе. К последним относятся, прежде всего, Великобритания (21,4% от общего числа оффсетных сделок, заключенных США в 1998 г.), Италия (18,2%) и Финляндия (9,2%). В указанный период количество партнеров США, выдвигающих оффсетные требования, постоянно возрастало.

Министерство торговли оказывает экспортерам консультационную помощь по вопросам оффсетной торговли с 1976 г. в рамках программы оказания поддержки экспорту. В 1990 г. в соответствии с организационными требованиями "Омнибусного" Закона о торговле и конкуренции /Omnibus Trade and Competitiveness Act/ от 1988 г. в Министерстве торговли было создано Управление по вопросам финансов и встречной торговли, включенное в состав Администрации международной торговли.

Обязанности, вмененные Управлению, включают в себя сбор и распространение информации об оффсетной торговле и уведомление федеральных организаций о возможностях сбыта излишков товаров, являющихся государственной собственностью, в рамках оффсетной торговли. Информация о практическом применении принципов оффсетной торговли в отдельных странах также предоставляется сотрудниками провинциального бюро (country desk officers) Министерства торговли и его Службой внешней торговли, а также сотрудниками Государственного Департамента, работающими за границей.

Ссылки

    Все операции по импорту в Соединённые Штаты и все операции по экспорту из Соединённых Штатов, независимо от того, осуществляются ли они на основе оффсетной торговли или нет, подпадают под одни и те же законы о торговле.

Оглавление