Библиотека управления

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ, ОБСЛУЖИВАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ПОСТАВЛЯЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

ПАХОМОВ В. А.

Оглавление

Современный уровень военно-технического сотрудничества (ВТС) Российской Федерации с иностранными государствами характеризуется поставкой на экспорт значительного объема новой высокотехнологичной и наукоемкой специальной продукции. При этом обучение иностранных специалистов эксплуатации, обслуживанию и применению поставляемой специальной продукции является неотъемлемой составляющей ВТС России с иностранными государствами.

Практически все заявки иностранных заказчиков на поставку, а также тендерные требования содержат в себе обязательное условие - подготовить специалистов для ее эксплуатации, обслуживания, применения и ремонта.

В последнее время наметилась тенденция по поставкам иностранным заказчикам специальной продукции, которая еще не эксплуатируется в России. При этом организация проведения обучения иностранных специалистов эксплуатации, обслуживанию, применению и ремонту специальной продукции в учебных заведениях Минобороны России требует решения следующих вопросов:

  • обеспечение учебных центров образцами специальной продукции и эксплуатационно-технической документацией в экспортном исполнении;
  • доукомплектование имеющейся в ВУЗах учебно-материальной базы;
  • изыскание средств (или возмещение расходов Минобороны России) для разработки, изготовления и внедрения необходимых для обучения компьютерных программ и тренажеров;
  • проведение переподготовки инструкторско-преподавательского состава ВУЗов (учебных центров) и т. п.

В ходе проработок заявок иностранных государств на оказание услуг по обучению национальных кадров и подготовки проектов контрактных документов большой сложностью является определение совместно с заинтересованными ведомствами, организациями и предприятиями в каждом конкретном случае порядка взаимодействия при организации и проведении обучения. Большой проблемой является также изыскание источников финансирования проводимых мероприятий, связанных с подготовкой приема иностранных специалистов на обучение.

С этой целью ФГУП "Рособоронэкспорт" организует и проводит расширенные совещания с участием всех заинтересованных структур. Результаты совещаний оформляются, как правило, межведомственными решениями, в которых головными организациями по обучению иностранных специалистов определяются предприятия-поставщики (или разработчики) специальной продукции с обязательным привлечением для обучения на договорной основе сил и средств Минобороны России (учебные центры, специалисты, полигоны и др.).

Положения межведомственных решений в последующем являются основанием для подготовки соответствующих разделов распорядительных нормативных актов и документов. Анализ реализации контрактных обязательств свидетельствует, что организовать обучение иностранных специалистов только силами и на базе промышленности без участия Минобороны России крайне сложно, а в ряде случаев невозможно.

Например, обучение применению специальной продукции может организовать и обеспечить исключительно Министерства обороны России. Вместе с тем решать проблемы создания и развития учебно-материальной базы только силами Минобороны России без участия предприятий промышленности и других субъектов ВТС также невозможно.

Особо важно отметить необходимость создания в местах обучения современных бытовых условий. Зачастую то, что имеется в учебных центрах Минобороны России не в полной мере отвечает требованиям иностранных заказчиков. Гостиницы и общежития учебных центров построены, в основном, во времена Советского Союза, когда определяющей являлась не коммерческая, а политическая составляющая обучения иностранных специалистов. В большинстве своем обучение проводилось на безвозмездной основе, т. е. бесплатно для иностранных заказчиков. Это позволяло российской стороне диктовать условия обеспечения иностранных специалистов в период их пребывания на обучении.

В настоящее же время, когда иностранные заказчики оплачивают услуги валютой, они вправе требовать соответствующий уровень сервиса для своих специалистов. Более того, иностранные заказчики в последнее время настаивают на предварительном посещении запланированных для обучения учебных центров с тем, чтобы в процессе переговоров по проектам контрактов добиваться обязательств российской стороны по устранению тех или иных недостатков. А это, естественно, требует дополнительных затрат.

Вместе с тем, проведенный Минобороны России комплекс мероприятий, направленный на решение стоящих проблем, позволил в ряде учебных заведений улучшить материально-бытовое обеспечение иностранных специалистов. Это удалось достичь благодаря увеличению выделяемых ВУЗам денежных средств на их развитие и совершенствование.

Однако, как свидетельствует практика, имеются случаи, когда выделяемые средства по ряду причин доходят до ВУЗов с существенным запозданием, то есть тогда, когда иностранцы уже находятся на обучении. А они необходимы до их прибытия в учебные центры, в том числе и на проведение подготовительных мероприятий.

Обучение иностранных специалистов эксплуатации, обслуживанию, применению и ремонту поставляемой специальной продукции проводится как путем приема их в России, так и путем командирования российских преподавателей и инструкторов в страны заказчиков.

При организации и проведении обучения за рубежом не возникает существенных проблем, так как основную нагрузку несет иностранный заказчик. В этом случае наша задача убедить заказчика в закупке необходимого учебного оборудования, а главное обеспечить командирование подготовленных преподавателей и инструкторов по конкретным видам специальной продукции, в том числе и по тем образцам, которые не применяются в Российской Федерации. Поэтому роль промышленности в подготовке российских специалистов также значительна.

Анализ возможностей исполнения контрактов свидетельствует, что без тесного взаимодействия всех заинтересованных в реализации контрактных обязательств российской стороны организаций достичь положительных результатов невозможно. Следует отметить, что ФГУП "Рособоронэкспорт", понимая важность решения этих вопросов и учитывая возможности Минобороны России, оказывает значительную помощь в реализации мероприятий по развитию и совершенствованию военных учебных заведений Минобороны России.

Так, в 2003 г. из собственных средств ФГУП "Рособоронэкспорт" безвозмездно на развитие учебно-материальной базы учебного центра (г. Санкт-Петербург) выделено более 60 млн. руб. Ранее финансовая помощь оказывалась другому учебному центру (г. Торжок). Кроме того, в соответствии с договорами комиссии проводилось беспроцентное авансирование (из собственных средств Предприятия) мероприятий по подготовке учебных центров к приему на обучение иностранных специалистов с последующим возмещением из средств, поступающих от иностранных заказчиков.

Дальнейшее увеличение объемов военно-технического сотрудничества России с другими государствам связано с необходимостью продвижения на рынок новой и модернизированной специальной продукции. При этом отсутствие необходимых средств на оснащение учебных центров может привести к увеличению разрыва между существующим уровнем учебно-материальной базы Минобороны России и требуемым для качественного обучения иностранных специалистов.

По нашему мнению, для выхода из сложившейся ситуации назрела необходимость изменения существующей нормативной правовой базы, которая позволила бы предприятиям промышленности - производителям и разработчикам новой техники принимать долевое участие в развитии и совершенствовании учебно-материальной базы учебных центров Минобороны России путем передачи необходимой эксплуатационно-технической и ремонтной документации, переподготовки инструкторско-преподавательского состава, ремонта и приведения в экспортное состояние специальной продукции.

Министерству обороны Российской Федерации (как головному организатору) проводить, при необходимости, обучение иностранных специалистов эксплуатации, обслуживанию и применению специальной продукции на базе предприятий промышленности или учебных заведений России.

Несмотря на все сложности, порядок взаимодействия в ходе подготовки и исполнения контрактных обязательств, при котором "головным" в обучении иностранных специалистов является Минобороны России, на наш взгляд, наиболее приемлем. При этом Минобороны России по внутренним договорам с промышленностью обеспечивает привлечение необходимых сил и средств с оплатой их за счет средств, поступающих от иностранных заказчиков.

При подписании контрактов на поставку новейших образцов специальной продукции необходимо, по нашему мнению, более широкое привлечение предприятий промышленности к участию в самом процессе обучения, естественно с привлечением преподавательского состава Минобороны России, что могло бы привести к существенному сокращению расходов, связанных с последующим выполнением контрактных обязательств российской стороной.

С целью выполнения обязательств российской стороны по подписанным и перспективным контрактам на обучение специалистов иностранных заказчиков необходимо не только развивать и совершенствовать взаимодействие ФГУП "Рособоронэкспорт" с Минобороны России, но и продолжать углублять взаимодействие Минобороны России с предприятиями промышленности.

В настоящее время проводимая работа содержит следующие основные технические и экономические задачи:

  • определение требований к учебно-материальной базе применительно к каждому из наиболее перспективных образцов специальной продукции, способной обеспечить качественное обучение специалистов иностранных заказчиков эксплуатации, обслуживанию, применению и ремонту поставляемого имущества;
  • определение степени соответствия существующей учебно-материальной базы учебных заведений Минобороны России и учебных центров предприятий-изготовителей специальной продукции требованиям к обеспечению обучения по поставляемому имуществу и на этой базе - определение головных ВУЗов для обучения под конкретную специальную продукцию;
  • выработка предложений по целесообразному доукомплектованию существующей или созданию необходимой учебно-материальной базы и бытовых условий в ВУЗах Минобороны России, порядку и степени участия взаимодействующих ведомств и предприятий-изготовителей (разработчиков) специальной продукции;
  • оценка затрат взаимодействующих ведомств и предприятий на обеспечение подготовки (создание) учебно-материальной базы и проведения обучения иностранных специалистов на планируемое к поставке имущество, согласование порядка их возмещения;
  • определение минимальной экспортной стоимости услуг по обучению иностранных специалистов с учетом сложившейся практики отношений с иностранными заказчиками.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что вопрос обучения иностранных специалистов - задача сложная, но зачастую именно от ее решения зависят в итоге наши успехи в экспорте специальной продукции и в военно-техническом сотрудничестве России в целом.


Оглавление