Библиотека управления

РОЛЬ КОРПОРАТИВНОГО ЦЕНТРА В БАНКОВСКИХ КОРПОРАЦИЯХ

ЕРЕСЬКО А. Э.

Оглавление

Вопрос о роли корпоративного центра 1 и функциях, которые он выполняет по отношению к операционным подразделениям, актуален сегодня в той же мере, как и 10-15 лет назад. В рассматриваемой проблеме наиболее существенный вклад внесли специалисты компании Маккинзи, подготовившие специальные рекомендации в начале 1990-х гг.

Несмотря на достаточно большой срок, прошедший с тех пор, изложенный в них подход к пересмотру роли и задач корпоративного центра компании представляется по-прежнему актуальным и полезным для современных руководителей. Он особенно актуален в условиях современной российской экономики, где наблюдается переосмысление структуры и функций различных подразделений многих компаний. При описании основных задач корпоративного центра банковской корпорации наиболее важными становятся следующие этапы:

  1. Определение основных задач будущего корпоративного центра на основе понимания общих задач подобных подразделений, их роли в процессе создания стоимости, а также на основе понимания основных моделей организации головных подразделений компаний.
  2. Анализ возможных вариантов и выбор наиболее подходящей роли корпоративного центра. Это требует подробного рассмотрения степени взаимосвязанности различных подразделений и бизнесов банковской корпорации и определения наиболее уместной и целесообразной формы и степени вмешательства в их деятельность со стороны корпоративного центра.
  3. Изучение (одновременно со вторым этапом) текущей деятельности корпоративного центра и тех проблем, которые могут быть связаны с его текущими задачами и функционированием всей банковской корпорации.
  4. Разработка и синдицирование со всеми заинтересованными сторонами программы преобразований корпоративного центра, которая призвана учитывать неизбежные противоречия, связанные с любой формулировкой роли корпоративного центра, и, в идеале, должна быть увязана с общим видением развития банковской корпорации.

Рис. 3. Функции корпоративного центра в банковской корпорации 2

Прежде чем приступать к пересмотру роли корпоративного центра (рис. 3) и выбору наиболее подходящей модели, необходимо определить диапазон возможных ролей головного подразделения. Для этого нужно выяснить, какие функции свойственны любому корпоративному центру, и какова специфика четырех основных моделей его функционирования.

Как правило, корпоративные центры выполняют четыре основные функции, которые связаны с особенностями деятельности банковской корпорации в рамках создания стоимости для акционеров:

  • формирование корпоративного бизнес-портфеля;
  • повышение эффективности и отдачи от корпоративного портфеля;
  • управление стоимостью и источниками финансирования;
  • формирование отношений с внешней средой (государством, партнерами, клиентами и т. д.).

Для реализации этих функций необходимо осуществлять определенные виды деятельности. Корпоративные центры более-менее сходным образом подходят к вопросам финансирования и управления отношениями с внешними сторонами. Однако деятельность по формированию бизнес-портфеля и повышению его отдачи обретает самые разные формы в рамках различных моделей корпоративного центра (рис. 4).

По результатам исследований, проведенных компанией Маккинзи, а также исследований других специалистов можно выделить четыре общие модели корпоративных центров 3. Рассматривая эти модели, следует помнить, что они представляют собой лишь условные концептуальные схемы, учитывающие "суть" того или иного подхода к организации деятельности корпоративного центра.

В каждом отдельном случае, конечно, важную роль играют специфические особенности каждой банковской корпорации, которые влияют на основные функции, задачи и деятельность корпоративного центра. Поэтому, как правило, описываемые "в чистом виде" модели необходимо адаптировать к конкретным ситуациям с учетом специфики бизнеса и организационной структуры той или иной банковской корпорации.

Рис. 4. Роли корпоративного центра при формировании бизнес-портфеля 4

Ссылки

  1. Фут Н., Хенсли Д., Лэндсберг М., Моррисон Р. Роль корпоративного центра. http://www.vestnikmckinsey.ru.
  2. http://events.vedomosti.ru/2003/group/timetable.phtml.
  3. Фут Н., Хенсли Д., Лэндсберг М., Моррисон Р. Роль корпоративного центра. // Вестник McKinsey, №3, 2002 г.
  4. Фут Н., Хенсли Д., Лэндсберг М., Моррисон Р. Роль корпоративного центра. // Вестник McKinsey, №3, 2002 г.

Оглавление