Библиотека управления

Анализ эффективности применения организационно-правовой формы финансово-промышленной группы для экономических субъектов РФ.

Финогенов А. В.

Оглавление

Финансово-промышленная группа – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.

Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. В состав участников финансово-промышленной группы могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.

Финансово-промышленные группы могут организовываться двумя способами. Как основное и дочерние общества, то есть через приобретение входящими в нее компаниями акций друг друга (1-й способ). При этом одна компания может владеть контрольными пакетами акций остальных – дочерних предприятий – или же входящие в ФПГ фирмы произведут обмен пакетами своих акций и, таким образом, будут взаимно-сестринскими предприятиями. Второй способ организации ФПГ – через учреждение центральной компании, которая или вновь создается, или используется уже существующая, и которая выполняет функции управления, координации и так далее в пределах группы, а также уполномочена выступать от имени всего объединения. Иными словами, к такому типу относятся группы, участники которых объединяют свои капиталы и создают единую акционерную компанию.

Для участников финансово-промышленной группы, организованной с образованием центральной компании, характерно отсутствие явного лидера объединения. Такая ситуация часто встречается когда консолидированные капиталы участников объединения приблизительно равны. В этом случае управлением группой занимается центральная компания, а фирмы-участницы находятся в равном положении относительно друг друга. Чаще всего потенциальным лидером в таком союзе фирм выступает финансово-кредитная организация, например, банк. Данная ситуация также может сложиться, если банк является материнской компанией по отношению к другим фирмам, входящим в объединение.

В настоящее время интегрированные формы организации бизнеса часто имеют в качестве лидера и специальную компанию. Например, в финансово-промышленной группе – центральная компания, которая выступает от имени всей группы, то есть в данном случае под "специальной компанией" следует понимать фирму, стоящую во главе объединения, главной задачей, которой является управление интегрированной структурой, координация действий ее участников, а также, возможно, и способность выступать от лица всей такой структуры.

Финансово-промышленные группы проходят государственную регистрацию в соответствии с федеральным законом №190 "О финансово-промышленных группах'' от 30.11.1995 г. (далее Закон). Однако не все интегрированные структуры, являющиеся по сути финансово-промышленными группами, регистрируются в этом качестве. Тем не менее, создание, деятельность и ликвидация официальных ФПГ регулируется российским законодательством.

Большинство созданных к настоящему моменту официальных финансово-промышленных групп являются весьма слабыми и "рыхлыми" образованиями, а некоторые и вовсе носят чисто формальный характер. Создание интегрированных структур в порядке и на условиях, предусмотренных Законом, в большинстве случаев не оказывает существенного положительного влияния на эффективность функционирования их участников.

В настоящее время в различных отраслях отечественной промышленности существует не менее сотни вполне дееспособных интегрированных бизнес структур, которые, являясь де-факто финансово-промышленными группами, попросту не стали утруждать себя процедурой государственной регистрации.

На 1 мая 1998 г. Государственный реестр финансово-промышленных групп России содержит 85 официальных ФПГ. В составе групп – более 1200 юридических лиц, в том числе более 150 финансово-кредитных учреждений. Общая численность занятых в структурах финансово-промышленных групп достигла 3 млн. чел. Удельный вес объемов производства продукции ФПГ в 1998 г. составил около 10% от объемов промышленного производства по России в целом (в 1994 г – 3%). По размеру оборота ФПГ можно подразделить на малые, средние и крупные. Оборот для малых ФПГ составляет до 100 млн. долл., средних – от 100 до 1000 млн. долл., крупных – более 1000 млн. долл. По данным за 1997 г., приблизительно 20% ФПГ являются крупными, 30% – средними и 50% —малыми.

Действующая редакция Закона далека от совершенства. С одной стороны, статус ФПГ зачастую получают группы, имеющие сугубо формальный характер, не обладающие значительным собственным потенциалом развития и ориентированные исключительно на получение государственной поддержки. С другой стороны, большинство эффективных интегрированных структур либо не могут претендовать на официальную регистрацию в качестве ФПГ в силу целого ряда достаточно формальных ограничений, либо оказываются незаинтересованными в получении статуса финансово-промышленной группы.

На статус официальной ФПГ, как правило, не претендуют I разветвленные холдинговые структуры (нефтяные компании, РАО "Газпром" и др.). Стремление к получению такого статуса нередко сочетается со стремлением партнеров по группе воспользоваться потенциальными плодами интеграции, не прибегая к жесткой централизации контроля над ресурсами. Как следствие, отмечается малочисленность официальных ФПГ с преобладанием холдинговых отношений между участниками.

Возникает вопрос, почему же крупные интегрированные бизнес структуры, которые, являются де-факто финансово-промышленными группами, не заинтересованы в получении статуса ФПГ?

Согласно, ст. 15 Закона определяющей весьма широкий спектр возможных мер государственной поддержки деятельности ФПГ, это:

  1. зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах, в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов инвестиций для покупателя – центральной компании той же ФПГ;
  2. предоставление участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность группы;
  3. передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой группы;
  4. предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций;
  5. предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ;
  6. Центральный банк РФ может предоставлять банкам-участникам ФПГ, осуществляющим в рамках группы инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, а также изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции могут предоставлять ФПГ дополнительные льготы и гарантии.

Однако в течение пяти лет, прошедших с момента принятия Закона, ни одна из продекларированных мер государственной поддержки ФПГ не получила сколько-нибудь широкого распространения. Это произошло по ряду причины:

  1. Практически не вызывает сомнений то, что при нынешнем состоянии бюджета государство неспособно в должном масштабе обеспечить предоставления ФПГ инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки. С учетом имеющихся прогнозов можно заявить, что в течение ближайших нескольких лет ситуация в данной сфере коренным образом не улучшится. И в среднесрочной перспективе государство, скорее всего, не сможет осуществлять значимую финансовую "подпитку" ФПГ.
  2. Вызывает большие сомнения разумность предоставления банкам – участникам ФПГ льгот, предусматривающих снижение норм обязательного резервирования, а также изменение других нормативов. Действительно, широкое применение данной меры государственной поддержки фактически будет означать дискриминацию финансовых институтов по формальному признаку их участия либо неучастия в одной из официально зарегистрированных ФПГ, что совершенно неправильно. Разумеется, нужно всячески поощрять и стимулировать инвестиционную деятельность банков в реальном секторе, однако при этом не следует прибегать к откровенно циничным методам такого стимулирования.
  3. Особого внимания заслуживает возможность передачи в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой группы. В нынешних условиях, когда существующие размеры государственной собственности многократно превосходят управляющие возможности государства, передача ФПГ прав по управлению государственным имуществом не только не противоречит интересам государства, но даже может рассматриваться как своеобразная форма "помощи государству со стороны ФПГ". Однако при этом необходимо учитывать следующее:
    • передачу в доверительное управление центральной компании ФПГ пакетов акций целесообразно практиковать только в отношении групп холдингового типа;

      Закон предусматривает возможность передачи в доверительное управление лишь для пакетов акций, закрепленных в государственной собственности. Нужно заметить, что в настоящее время более половины общего числа пакетов акций, принадлежащих Российской Федерации, находятся в федеральной собственности без закрепления. Согласно действующему законодательству такие пакеты акций подлежат приватизации, но в силу ряда причин многие из них не могут быть выгодно проданы даже заинтересованной стороне – центральной компании ФПГ. Поэтому необходимо распространить возможность передачи в доверительное управление на акции, которые находятся в государственной собственности без закрепления;

    • механизм доверительного управления принадлежащими государству пакетами акций удобно использовать в качестве их предпродажной подготовки. В этом случае доверительному управляющему (центральной компании ФПГ) может быть предоставлено право выкупа переданных ему акций (или некоторой их части) по истечении срока доверительного управления по первоначально установленной стоимости.

Процесс создания официальных ФПГ весьма выгоден с позиций государства по ряду причин. Во-первых, государственная регистрация группы возможна только в том случае, если целью интеграции является реализация "проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест" (такое ограничение допустимых целей интеграции – ст. 2 Закона – представляется не совсем разумным, о чем будет сказано ниже). Очевидно, что осуществление таких проектов крайне выгодно государству. Во-вторых, в процессе регистрации уполномоченный государственный орган имеет возможность внести коррективы в организационные документы группы и тем самым повысить эффективность интеграции и реализуемость предложенных проектов. В-третьих, государству предоставлена возможность контролировать деятельность ФПГ, т. е. "держать руку на пульсе" перспективных проектов и программ, осуществляемых ФПГ.

В этой связи необходимо отметить следующее. Во-первых, согласно определению, статус ФПГ могут получить только такие группы юридических лиц, объединение которых имеет своей целью реализацию некоторых проектов и программ. Если же интеграция предприятий направлена на установление долгосрочных партнерских отношений, налаживание взаимовыгодного сотрудничества, обеспечение исполнения взаимных обязательств, концентрацию усилий по отстаиванию общих интересов и т. п. и не предусматривает в ближайшем будущем "осуществление инвестиционных и иных проектов и программ", то такие предприятия не могут рассчитывать "узаконить" свои отношения посредством регистрации ФПГ. Такая дискриминация групп предприятий в зависимости от декларируемых ими целей объединения неоправданно сужает круг претендентов на получение статуса финансово-промышленной группы.

Во-вторых, в соответствии с определением в роли ФПГ может выступать весьма широкий спектр структур, характеризующихся принципиально различными стратегиями совместной деятельности, – от временных "содружеств" предприятий, стихийно организовавшихся для реализации некоторого проекта (назовем их договорными ФПГ или группами первого типа), до финансово-промышленных корпораций, создаваемых на основе реальной централизации управленческих полномочий и консолидации финансовых потоков (будем называть их холдинговыми ФПГ или группами второго типа). Очевидно, что ФПГ первого и второго типа имеют принципиальные различия. В частности, если для групп первого типа более подходит "мягкая" (договорная) форма интеграции, то основой для формирования ФПГ второго типа, как правило, должны выступать "жесткие" имущественные отношения участников. Соответственно, если в первом случае сфера полномочий группового менеджмента ограничивается координацией работ по реализации конкретного проекта, то во втором речь уже идет о непосредственном управлении всеми предприятиями группы.

В заключении, следует отметить, тот факт, что к обретению официального статуса ФПГ чаще стремятся бизнес-группы с не устоявшейся структурой прав собственности, еще находящиеся в фазе острой борьбы за распределение этих прав. Многие крупнейшие компании участвуют в этой борьбе и как объекты, и как субъекты.

Если обратиться к акционерным связям в рамках официальных ФПГ, то видно, что,

  • Во-первых, в редких случаях крупнейшие промышленные компании имеют существенное имущественное влияние на других участников своей группы;
  • Во-вторых, что перекрестное владение акциями между участниками официальных групп слабо развито.

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что получение официального статуса ФПГ при существующем законодательстве не приносит существенных выгод и конкурентных преимуществ.

Список использованных источников

  1. Адашаева С. Б., Балючевич В. П., Горбачев А. В., Дементьев В. Е, Паппэ Я. Ш. Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках. Бюро экономического анализа. – М.: ТЕИС, 2000.
  2. Дементьев В. Финансово-промышленные группы в российской экономике. Российский экономический журнал. №1, 1999.
  3. Кавеев Х. З. Управление стратегическим развитием вертикально интегрированных нефтяных компаний. – М.: БУКВИЦА, 2001.
  4. Кузык М. Проблемы законодательного регулирования процессов создания и функционирования финансово-промышленных групп в России. М. 2000.
  5. Федеральный закон от 30.11.1995 г. №190 "О финансово-промышленных группах''.

Оглавление