Библиотека управления

Подготовка и осуществление лизинговой сделки

Николаенко А. Н.

Оглавление

Организация, если она намерена переоснастить производство или обновить парк транспортных средств, редко бывает в состоянии изъять из оборота значительные ресурсы, а следовательно, нуждается в финансировании данной сделки. В связи, с чем слово ЛИЗИНГ все чаще звучит в связи с необходимостью обновления основных фондов предприятий и подвижного состава транспортных организаций. Хотя такая форма инвестиционной деятельности появилась не вчера, тем не менее, именно сейчас, когда остро встала проблема по обновлению основных фондов на предприятиях, закономерен повышенный интерес к такого рода операциям.

В настоящее время, когда Россия находится буквально на пороге вхождения в ВТО, назревает актуальный вопрос, а стоит ли связываться с российскими лизинговыми компаниями (банками и т. п. финансовыми структурами), быть может, стоит дождаться более "дешевых" и "длинных" ресурсов предлагаемых Западными финансовыми структурами? То, что предлагаемые ими ресурсы действительно окажутся более дешевыми и на более продолжительный срок, сомнений нет. Однако не стоит заниматься самообманом в ожидании "манны небесной". Вряд ли серьезный и надежный иностранный банк предложит российским компаниям дешевые денежные ресурсы, изучив финансовое и хозяйственное состояние абсолютного большинства российских компаний. Выгодные условия вновь получат только те компании, которые и без того имеют свободный доступ к недорогим ресурсам, благодаря своей безупречной репутации, чье присутствие в активах любого российского банка более чем желанно.

Тем не менее, любая компания имеет право на существование и успешное развитие не зависимо от объема их текущей деятельности. Тем более, что значительная часть российских финансовых компаний и банков, стараясь закрепиться на финансовом рынке и извлечь максимум прибыли допускают гораздо большие риски, нежели иностранные коллеги, работая зачастую не с самыми прибыльными и надежными клиентами.

И вариант обновления (приобретения) основных фондов, посредством финансового лизинга более чем приемлем для большинства отечественных предприятий вне зависимости от порядка цифр в валюте их балансов.

Но почему до последнего времени лизинг был, мягко говоря, не особенно популярен в России? Дело не только в том, что соответствующий закон был принят лишь 1998 г., а поправки в него внесены только в начале 2002 г. И не столько в традиционном недоверии к отечественным банкам и лизинговым компаниям. А главным образом в том, что покупателю приходилось выкладывать за товар, хотя и с рассрочкой, завышенную цену. Он крепко задумывался и чаще предпочитал платить сразу, но меньше, а от налогов уходить иными всем известными путями.

Но как выбрать лизинговую компанию и как вести себя потенциальному лизингополучателю, что бы получить наиболее приемлемые условия в лизинговой компании, обратившись туда с твердым намерением приобрести/обновить производственные фонды?

Особенности выбора лизинговой компании

При выборе лизинговой компании стоит в первую очередь (лицензирование лизинговой деятельности отменено с 11.02.2002 г., на основании вступления в силу ФЗ РФ от 08.08.2001 г. №128-ФЗ) обратить внимание на источники финансирования, которые она использует. В России сложились две крупных разновидности лизинговых компаний (ЛК):

  1. ЛК созданные как дочерние структуры коммерческих банков (др. финансовых учреждений, страховых компаний).
  2. ЛК созданные при, как правило, крупных предприятиях – производителях и продавцах промышленной продукции.

В странах с богатой "лизинговой" историей существуют и третий вид:

ЛК работающие в основном на собственных ресурсах, образовавшихся за счет процесса реинвестирования. Увы, в РФ очень мало ЛК, которые своевременно осознали важность этого процесса. Ошибочность такой позиции обнажил финансовый кризис августа 1998 г., когда из порядка 500 лизинговых компаний, более 90% прекратили / заморозили свою деятельность, вслед за "лопнувшими" Банками, коими и были учреждены.

Как правило, большинство ЛК, заявляющих о своей полной независимости от внешних источников финансирования, работают все на том же внешнем финансировании проектов, привлекая займы обслуживающих банков или материнских компаний.

Ввиду определенных налоговых выгод предоставленных для развития финансового лизинга в нашей стране, образовалась достаточно мощная прослойка ЛК занимающихся ничем иным, как псевдо – лизингом ("серым" лизингом). То есть когда крупные предприятия оформляют всю приобретаемую ими технику и оборудование через "дочерние/внучатые" ЛК. Такие ЛК получают от своих "вышестоящих" предприятий займы (нередко беспроцентные), которые целевым образом расходуют на приобретение оборудования, необходимого для обновления основных фондов "родителей". Внешние источники финансирования тоже привлекаются, но нередко используются существующие фонды предприятий, которые, будучи пропущенными, через финансовый лизинг позволяют и само оборудование купить, и налогообложение оптимизировать. Таким бизнесом занимается абсолютное большинство ЛК, созданных при крупных промышленных холдингах. Стать клиентом таких компаний не являясь членом холдинга практически невозможно. Однако подобные "серые" лизинговые схемы могут предложить и не только подобные лизинговые компании. Немало предприятий обожглось в результате сотрудничества с "серыми" лизингодателями, предлагающими посредством псевдо-лизинга, за счет самого предприятия (и очень не дешево), оптимизировать налогообложение при обновлении основных фондов. Естественно после подобного горького опыта доверие к лизингу со стороны лизингополучателей серьезно подрывается.

Однако факт существования таких "серых" лизингодателей вовсе не исключает возможность существования нормальных (в смысле доступности предоставления лизинговых услуг и их прозрачности). Широко развиты лизинговые компании при производственных и торговых предприятиях. Вид финансового лизинга, предлагаемый ими в международной практике, как правило, называется ЛИЗИНГ-помощь в продажах (sales-aid leasing или vendor leasing). У таких ЛК наиболее четко отработана сервисная база по дальнейшему обслуживанию лизингового имущества. Однако финансовые ресурсы данных ЛК позволяющие предоставлять рассрочку платежа (тем самым, отвлекая денежные ресурсы из оборота) ограничены. И велика вероятность, что стоимость лизинговых услуг у них обойдется несколько дороже нежели, стоимость услуг финансового лизинга у ЛК созданных при банках и финансовых организациях. Как правило "рубль" у ЛК при Банках дешевле и "длиннее". Отсюда и более выгодные условия по предоставлению лизинговых услуг.

Желая обновить производственные фонды посредством финансового лизинга, потенциальному лизингополучателю целесообразно поинтересоваться: предоставляет ли такую услугу обслуживающий Банк или есть ли дочерняя ЛК непосредственно у продавца имущества. Как правило, в ЛК обслуживающего Банка наибольшая вероятность получить более дешевое финансирование, на более длительный срок и под гораздо меньший залог (если таковой вообще будет потребован). В ЛК стороннего Банка вполне возможно, что стоимость лизинга будет дороже, да еще и могут поставить непременным условием переведение в данный Банк оборотов на сумму не меньшую стоимости лизингового имущества, Может быть потребовано дополнительное обеспечение (особенно если объектом лизинга является технологическое, сложно демонтируемое, оборудование) помимо непосредственно предмета лизинга.

Однако если обслуживающий компанию Банк еще не обзавелся дочерней лизинговой компанией, возможно, что он согласится профинансировать сделку, привлекая в качестве субъекта лизинговой сделки, стороннюю ЛК, например, ЛК того же производителя / продавца лизингового имущества.

В выборе лизинговой компании следует обратить внимание на ее специализацию. Нередко лизинговые компании называют себя универсальными, и объявляют, что занимаются всеми видами лизинга с любым возможным объектом лизинга, во всех регионах России и на любые суммы. Однако вероятнее всего это лишь рекламный ход с целью обратить на себя внимание. Безусловно, первоочередная задача менеджера лизинговой компании диверсифицировать лизинговый портфель компании с целью минимизации рисков. Однако определенные ограничения все же существуют.

Если не официально, то хотя бы просто по умолчанию в лизинговых компаниях существует определенный черный список. В нем могут быть: нежелательные для компании виды лизинга; нежелательные для осуществления лизингового проекта виды оборудования; нежелательные отрасли, для которых необходимо поставить по схеме лизинга оборудование; и, наконец, нежелательные для партнерства регионы. О инвестиционной привлекательности конкретного региона можно узнать из интернет сайта www.ivr.ru. Однако даже если конкретный регион и считается инвестиционно привлекательным, то это еще не факт, что он будет устраивать лизингодателя. Как правило, лизинговые компании работают в тех регионах, где у них есть филиалы, отделения и подобные родственные структуры. Это естественно связано с минимизацией текущих расходов на осуществление сделки: командировки с целью проверки предоставленного обеспечения (объект лизинга являющийся предметом залога, дополнительный залог); почтовые расходы; расходы на телефонную связь. И если лизинговая компания согласна работать в отдаленном для себя регионе, то подразумевается, порой значительное, увеличение накладных расходов на осуществление сделки и оплачиваться эти расходы будут из бюджета лизингополучателя.

В целом условия предоставления лизинговых услуг у российских лизинговых компаний достаточно одинаковы. И в целом регулируются гл. 34 ГК РФ, Федеральным Законом от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".

Установление деловых отношений с лизингодателем

Как правило, затруднения при оценке условий лизинга предоставляемых различными лизинговыми компаниями, кроются в следующем. В отличие от товаров, услуги лизинговой компании не могут быть упакованы и выложены на прилавок: выбор продукта, условий, на которых он будет предоставлен, и назначенная за него цена предполагают личный контакт с сотрудниками лизинговой компании.

Четко осмыслив для себя все плюсы и минусы от сделки финансового лизинга, а так же выбрав определенную лизинговую компанию (или хотя бы сузив круг этих компаний до минимума) потенциальный лизингополучатель, должен, достаточно серьезно, подготовится к встрече с лизингодателем.

Любой участник лизинговой сделки сталкивается на практике с теми или иными рисками. Успешное разрешение проблемы рисков зависит от многих факторов, главный из которых – осведомленность, а значит, способность предвидеть осложнения и избегать их. Не стоит ждать хорошего результата от первых переговоров с лизинговой компанией, если значительное время у специалиста компании уйдет на ликвидацию лизинговой неграмотности.

Прочесть законодательные акты касающиеся лизинга в России это тот минимум, что от Вас потребуется, что бы грамотно задать вопросы об условиях предполагаемой сделки и получить на них всеобъемлющий и доступный для вашего понимания ответ. Тем более что, блеснув даже теоретическими знаниями, интересующего вас вопроса, вы получите заслуженное уважение лизингодателя и вырастете на порядок в его глазах, невзирая даже на не самые оптимистичные финансовые показатели вашей фирмы. По российской "традиции" такими незавидными показателями является "белая" (официальная) отчетность.

Не лишним было бы поинтересоваться на первых переговорах о сроках рассмотрения заявки на лизинг и принятии решений относительно целесообразности сделки.

Не скрою, что возможно первые переговоры с лизинговой компанией внесут некоторое разочарование в Ваше представление о возможностях финансового лизинга в России. Постараюсь вкратце внести ясность в данные вопросы, дабы заранее подготовить лизингополучателя к конструктивному разговору с лизингодателем.

Львиная доля потенциальных лизингополучателей считает, что при заключении лизингового контракта не требуется дополнительного обеспечения (залог, поручительство, банковская гарантия и т. п.) т. к. обеспечением является непосредственно объект лизинга.

Что касается дополнительного обеспечения, то, как правило, о нем не идет речь, при обращении в российскую лизинговую компанию, когда объектом лизинга является автотранспорт надежных зарубежных марок, но только в случае предварительного внесения лизингополучателем аванса в размере 20-40% от первоначальной стоимости транспортного средства. Ввиду того, что иномарки, благодаря своим параметрам (чего, увы, недостает в отечественных автомобилях): качества, надежности, респектабельности и т. п., достаточно ликвидный товар и вторичный рынок в России на них сформирован, емок и имеет большой потенциал, дополнительного обеспечения в сделках финансового лизинга с ними не требуется.

Однако когда объектом сделок финансового лизинга является производственное и технологическое оборудование, то параметры их ликвидности на вторичном рынке недостаточно определены. В связи, с чем лизингодателем поднимается вопрос о дополнительном обеспечении по данной лизинговой сделке. После чего, как правило, следует небеспричинное недоумение лизингополучателя:

  • Но ведь за границей дополнительного обеспечения не требуется?
  • Откуда такие требования в России?
  • А разве предмет лизинга не представляет собой обеспечение?

В зависимости от наличия специального лизингового законодательства зарубежные страны могут быть объединены в две большие группы: это страны, имеющие специальные законы или постановления, регулирующие лизинговую деятельность и страны, не имеющие специальных законов и подзаконных актов. В связи с чем, условия по лизинговым сделкам тоже неоднородны. Что касается того, что объект лизинга является исключительно единственным предметом обеспечения лизинговой сделки, то смею вас уверить, то это вновь заблуждение. Да реклама большинства зарубежных лизинговых компаний утверждает данный факт, но это еще не значит, что он на все 100% является действительностью для 100% клиентов. В каждом конкретном случае к клиентам применяется дифференцированный подход. Что наблюдается и у нас в России. Однако у нас, безусловно, более жесткий подход, что диктуется отнюдь не повсеместной алчностью лизинговых компаний, а требованиями текущего момента отечественной экономики, которая несмотря на последние позитивные изменения таит в себе неопределенность. Не последнюю роль играет дороговизна денежных ресурсов и малоэффективный механизм возврата собственности, в связи с недостаточно отработанными залоговым и ипотечным законодательствами. Все эти параметры увеличивают риск невозможности продажи лизингового имущества по цене, покрывающей издержки лизинговой компании, на всех этапах реализации лизингового проекта. Вдобавок ко всему лизинговая компания, аргументируя свои требования к обеспечению, должна учитывает требования своих кредиторов, чьи денежные ресурсы были привлечены для осуществления сделки финансового лизинга. Отсюда же вытекают и требования к хорошему уровню финансового состояния клиента.

В связи с этим лизинговые компании, стремясь минимизировать свои риски, на случай недобросовестности лизингополучателя или ухудшения экономической обстановки в стране требуют дополнительный залог при заключении сделки финансового лизинга, несмотря на внесенный клиентом авансовый платеж. Как правило, данное условие ставится в случае, когда ликвидность лизингового имущества явно не достаточна. Чем это может быть вызвано? В первую очередь, как уже было сказано, это касается оборудования ввиду его меньшей ликвидности и несформированности, а порой и полного отсутствия вторичного рынка. Это обусловлено тем, что оборудование гораздо более специализированно, нежели, например автотранспорт, по отраслям. Объектами лизинговой сделки зачастую является оборудование уникальное и используемое узким кругом предприятий. А если клиенту поставляется уникальное оборудование, которое к тому же, вряд ли кому, кроме самого лизингополучателя понадобится, то в случае расторжения договора и изъятия объекта лизинга, естественно появятся затруднения с его реализацией на вторичном рынке. Лизингодатель в большинстве не имеет собственной торговой инфраструктуры (если не считать узкоспециализированных компаний, которых незначительное меньшинство на рынке лизинговых услуг), получается, с учетом цены реализации (ликвидационной цены), оборудование может служить лишь частью обеспечения по договору финансового лизинга, а оставшаяся часть должна быть чем-то обеспечена, помимо объекта лизинга.

Актуальной остается проблема дополнительного обеспечения при финансовом лизинге отечественного автотранспорта. Причина наряду с вышеуказанными достаточно банальна: низкое качество изготовления и непродолжительный, в связи с этим, ресурс работы, влекущий за собой недостаточную ликвидность.

Инструменты дополнительного обеспечения постоянно совершенствуются и требования к размеру обеспечения постоянно снижаются. Снизить размер обеспечения могут снизить такие факторы как деловая репутация компании, ее желание увеличить объемы работы с банком обслуживающим лизинговую компанию, где испрошен предмет лизинга, возможность страхования коммерческих рисков лизингодателя на случай неуплаты лизинговых платежей. Несколько сглаживает ситуацию в вопросе дополнительного обеспечения, договор обратного выкупа оборудования, заключаемый между лизингодателем и поставщиком объекта лизинга. Смысл договора в том, что поставщик в случае неплатежеспособности лизингополучателя выкупает это оборудование у лизингодателя на заранее согласованных условиях. Тем самым при заключении договора обратного выкупа обеспечивается вторичный рынок имущества переданного в лизинг.

Тем не менее, по утверждению отечественных и зарубежных специалистов по договору финансового лизинга предъявляются более щадящие и гибкие требования по дополнительному обеспечению, нежели при банковском кредите, что упрощает процесс обновления основных фондов для лизингополучателя.

Немало клиентов лизинговых компаний уверены, что: лизинговая сделка более проста по своей структуре и менее продолжительна срокам заключения, нежели оформление банковского кредита.

Лизинговая сделка уже по количеству субъектов сделки не может быть проще по своей структуре, чем процедура получения кредита в банке, уже по той простой причине, что сделка финансового лизинга включает в себя сделку купли-продажи на лизинговое имущество, договор на его страхование и зачастую кредитную сделку (не считая договора залога (поручительства) и страхования предмета обеспечения, как правило, обязательных при кредите). Тем самым при претворении в жизнь лизинговой сделки необходимо учесть интересы всех субъектов сделки. И каждый, абсолютно справедливо, имеет право предъявлять свои требования (условия, сроки, тексты договоров и т. п.) к тому этапу лизинговой сделки, где он участвует. Несколько проще выглядит сделка при внутреннем возвратном финансовом лизинге, когда сокращается количество участников сделки и лизингополучатель является одновременно поставщиком объекта лизинга. Однако когда сделка финансового лизинга включает:

  • лизинговую компанию;
  • финансирующую структуру (банк, фонд, инвестиционная компания и т. п.);
  • лизингополучателя;
  • поставщика и нередко (если, например, приобретается целый комплекс различного оборудования) не одного;
  • страховую компанию,
  • есть вероятность того, что согласование интересов всех займет некоторое время и реально может напоминать со стороны сцену перетягивания воза с поклажей из басни Крылова.

Тем не менее, неразрешимых вопросов, как правило, не бывает, если они не идут в разрез с интересами фискальных органов и требованиями законодательства.

Хотя можно еще раз подчеркнуть, что выполнение этих требований в договоре финансового лизинга имеет большую гибкость и гораздо больший диапазон разрешения, нежели при кредитной сделке.

Однако лизингополучатель способен своими действиями ускорить процесс рассмотрения его лизинговой заявки (заверенной руководством и печатью фирмы), включающей, как правило:

  1. Краткую информацию о фирме (в т. ч. полное наименование, род деятельности, место расположения и почтовый адрес, Ф.И.О. первых лиц фирмы, ФИО контактного лица занимающегося данным лизинговым проектом, банковские реквизиты, ИНН, контактные телефоны, e-mail.)
  2. Сведения об объекте лизинга (в т. ч. полное наименование объекта лизинга, марка, вид, тип, технические характеристики, стоимость, предполагаемое место эксплуатации).
  3. Сведения о выбранном Вами поставщике/поставщиках (в т. ч. полное наименование, адрес, ФИО контактного лица занимающегося данной поставкой, контактные телефоны, e-mail.)
  4. Прочая информация, например предложенные Вами варианты финансирования, размер аванса, сроки погашения основного долга, периодичность лизинговых платежей, предлагаемое Вами дополнительное обеспечение.

Желательно, что бы заявка была составлена кратко и четко и по объему не превышала 2-х страниц.

На основании вашей заявки специалисты лизинговой компании уже могут составить приблизительный лизинговый расчет и предложить вам несколько вариантов графика лизинговых платежей, из которых процессе переговоров вы и представители лизинговой компании выберете наиболее оптимальный.

Расчет лизинговых платежей должен быть тщательно пересчитан экономистом лизингополучателя. Если Ваши расчеты не совпадают с расчетами ЛК, то ЛК заботящаяся о своей репутации обязательно даст детальные разъяснения или как минимум, ссылаясь за загруженность проектами, вышлет расчет по электронной почте в формате Excel, где по формулам вполне можно восстановить логику предоставленного расчета лизинговых платежей.

К сожалению, во многих лизинговых компаниях пытаются всячески скрыть методику лизинговых расчетов и составляющие лизингового платежа. Нередко предоставляя лизингополучателю только график лизинговых платежей. Все это для того, что бы скрыть от клиента собственный уровень прибыли и первоначальную процентную ставку по привлеченным средствам. Лизинговые компаний финансирующие лизинговые проекты с использованием кредитных ресурсов, добавляют к привлеченной процентной ставке свою процентную ставку (маржу лизинговой компании). Благо если маржа добавлена к процентной ставке, не превышающей ставку рефинансирования установленную Банком России. В связи с этим лизингополучателю целесообразно все же добиться у лизинговой компании ответа на вопрос о реальной стоимости привлекаемых ею, для финансирования лизинговых сделок, заемных средств (если таковые используются).

Не лишним было бы уточнить у лизингодателя размер процентов взимаемых непосредственно для покрытия текущих расходов при осуществлении проекта и извлечения прибыли. Зачастую оглашая клиенту, размер процентной ставки по лизинговому договору, лизингодатель умалчивает о том, что текущие расходы (налоги, сборы и т. п.) включаемые в лизинговый платеж, не включены в эту ставку. И ставка тем самым кажется на первый взгляд небольшой.

Так же не стоит обольщаться предоставленными Вам лизинговой компанией сравнительными расчетами: лизинга и кредита; лизинга и прямой покупки. Расчеты заведомо носят односторонний характер, подчеркивающий только преимущества лизинга, и зачастую лишены объективности.

Безусловно, лизинг выгоден большинству предприятий, работающих с прибылью. Иначе, какая выгода, если расходы по лизинговым платежам Вы относите на себестоимость своей продукции, уменьшая базу по налогу на прибыль? Однако, сравнивая лизинг с кредитом и прямой покупкой Вам необходимо, в первую очередь, определить для себя какие преимущества лизинга интересуют Вас: оптимизация налогообложения; экономия/увеличение собственных оборотных средств; оптимизация структуры баланса за счет того, что лизинговое имущество будет учитываться у вас на забалансовом счете, сохраняя Вашу привлекательность для кредиторов и т. д. Исходя из приоритетных для Вас преимуществ лизинга, вы уже можете оценить объективность тех или иных сравнительных расчетов.

Если Вы все же испытываете затруднения в самостоятельной проверке лизинговых расчетов то у серьезных компаний существуют собственные интернет-сайты, где потенциальный лизингополучатель самостоятельно ознакомиться с лизинговым законодательством, условиями лизинга в данной ЛК, порядком заключения сделки, типовыми договорами, а так же самостоятельно просчитать на виртуальном калькуляторе лизинговый расчет применительно к интересующей Вас сумме сделки и срокам возврата основного долга. Рекомендую для большей объективности оценки предложения лизинговой компании просмотреть ряд сайтов10. Следует отметить, что предоставленные на них калькуляторы лизинговых платежей выдают несколько разнящиеся данные и единодушия по отношению к лизинговым проблемам у авторов этих интернет-сайтов, безусловно, нет. Тем не менее, для просвещения в вопросах лизинга, информации на этих сайтах более чем достаточно.

Предоставленные лизингодателем расчеты, при условии, что они Вас устроили уже можно включить в бизнес-план/ТЭО проекта по обновлению основных средств Вашей компании. Клиенты, обращающиеся в лизинговую компанию, должны, прежде всего, реально осознавать масштабы и этапы интересующего их лизингового (инвестиционного) проекта. Именно продуманного и просчитанного проекта, а не просто инвестиционной идеи. Идеи явно недостаточно! Для этого целесообразно подготовить бизнес-план проекта. Увы, у большинства отечественных предпринимателей к бизнес-плану отношение если не негативное то настороженное. В бизнес-плане они зачастую видят только дополнительный барьер (потраченное время и средства) на пути к желаемой цели. Зачастую и лизинговые компании идут на уступки и дабы не упустить клиента, смягчают требования, ограничиваясь только кратким ТЭО проекта (обычно при сделках на небольшие суммы).

Нередко от клиентов лизинговых компаний можно услышать: "Нам нужно оборудование (транспорт), а не бизнес-план". Это горькая, правда, об отношении отечественного предпринимателя к бизнес-плану. Отношении, взращенном на почве, с одной стороны, отрицания старого директивного планирования, а с другой – прочной "совковой" убежденности в том, что кто-то должен дать это оборудование (транспорт, деньги и т. д.) не государство, так частный инвестор.

Естественно инвестор (в нашем случае лизингодатель) думает как раз наоборот: во-первых, он никому ничего не должен, а во-вторых, он отчетливо понимает, что если вы не можете сделать нормальный бизнес-план, то уж дело, для которого испрашивается оборудование на условиях лизинга, тем более не сможете поставить.

Такой взгляд может показаться спорным – ведь до сих пор большинство проектов в новой России ставилось без всякого плана. Но одно дело рисковать своими деньгами, и другое, когда речь идет о чужих.

В международной практике отношение к бизнес-плану вполне обыденное. На Западе это просто вошло в норму. Фирма или частное лицо, испрашивающее средства для осуществления инвестиционного проекта первым делом предоставляет бизнес-план проекта, детально ознакамливающий инвестора или параллельно нескольких инвесторов с предполагаемым проектом. Более того, в западных компаниях бизнес-план уже пережил эволюцию и последние 10-15 лет он стал использоваться не только как инструмент для привлечения инвестиций, но и как основа, каркас корпоративного планирования. Увы, у нас пока данная культура окончательно не утвердилась. Однако от подобной практики никуда не уйти.

По своему опыту знаю, что достаточное количество, отечественных руководителей предприятий согласны (не без эмоций) десятки раз объяснять устно и на пальцах, то что их конкретно интересует, вместо того, что бы один раз все четко изложить на бумаге, подкрепив расчетами и маркетинговым анализом.

Не редко, приняв решение о создании бизнес-плана проекта, подходят к этому только формально, поручив это, абсолютно посторонней фирме или вслепую вводя данные в уже готовый шаблон компьютерной программы. В результате, истратив "энное" количество средств вы получаете расплывчатый бизнес-план, который, несмотря на красивое оформление и объем, вроде бы ни о чем. Даже если для написания бизнес-плана привлечена фирма, специализирующаяся на этом, то без активного участия заказчика ей никогда не создать реальный план. Никто не знает Вашего бизнеса больше чем Вы!

Итак, цель вашего бизнес-плана лизингового проекта – убедительно показать, каким образом ресурсы лизинговой компании превратятся в деньги и еще большие деньги той же лизинговой компании (инвестора). Иными словами, лизинговая компания должна увидеть прибыль не после, а до того, как истратит деньги на предлагаемый проект.

Подготавливаемый для рассмотрения в лизинговой компании бизнес-план никоим образом не отличается от бизнес-плана подготовленного в другие финансовые структуры. Нет и не может быть универсального проекта и тождественных источников средств, а также единой стандартной формы бизнес-плана. При составлении бизнес-плана лизингового проекта рекомендую соблюсти три правила:

  1. В бизнес-плане не должно быть "революций".
  2. Бизнес-план должен быть глубоко реалистичен и даже пессимистичен в плане ожидаемой прибыли.
  3. Бизнес-план должен быть гибким и скользящим.

Не могу не обратить внимание на некоторые ошибки, встречающиеся в бизнес-планах. Наиболее типичными из них являются следующие:

  1. Попытка применить западную методологию разработки бизнес-плана без адаптации к специфике бизнеса в России.
  2. Переоценка возможностей реализации продукции. Непродуманная маркетинговая стратегия, чересчур оптимистичные прогнозы продаж вызывающие вопросы у эксперта, изучающего проект.
  3. Завышение конечной цены реализации товара, что приводит формально хорошим финансово-экономическим показателям лизингового проекта. При этом возможны два варианта объяснения причины такого завышения. С одной стороны, возможно, что это результат самообмана, когда клиент либо воспользовался неверной информацией по рынку, на котором он до этого не работал, либо использует в качестве ориентира цену разовой партии товара, которую ему удалось продать. Гораздо худшим является вариант, при котором предприниматель сознательно искажает ценовые параметры, в надежде, во что бы то ни стало получить интересующее его оборудование, в расчете на "русский авось".
  4. Занижение издержек, связанных с реализацией представленного проекта. Обычно это распространяется на все виды затрат, от цен на сырье до затрат на транспортировку и заработную плату. Особое внимание эксперт обращает на наличие "эксклюзивных" отношений с поставщиками, что может объясняться сговором. Прочие статьи затрат эксперт проверяет на соответствие существующим нормам, тарифам, коэффициентам и т. д.
  5. К числу наиболее занижаемых, а порой просто игнорируемых издержек, относится налогообложение. На процесс реализацию проекта могут оказать влияние даже особенности налогового календаря, действующего для данного вида бизнеса. Так, например, только за счет непродуманного указания даты реализации товара предприниматель может оказаться перед необходимостью уплаты НДС в полном объеме в отчетном месяце, тогда как зачет НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям произойдет только в следующем. Естественно, это приведет к срыву графика выплат лизинговых платежей, применению штрафных санкций и в результате к появлению проблемного лизингового проекта.
  6. Серьезной и распространенной ошибкой следует считать низкое качество проводимых маркетинговых исследований. В чем причина? Зачастую разработка маркетингового раздела поручается людям, не имеющим специальной подготовки в этой области. Они берут книгу Ф. Котлера или другие подобные издания и через некоторое время приносят готовый раздел в бизнес-план. При этом ни они сами, ни поручившие им такую работу не могут ее объективно оценить. Эти работники, как правило, не успевают разобраться в том, что именуется маркетингом. Им трудно понять, что маркетинг – это пока не стройная теория, а как бы некая сумма знаний, изложенная в книгах, авторы которых, добившись хороших результатов в бизнесе, свой собственный эмпирический опыт, свое практическое видение маркетинга пытаются изложить в виде теоретических постулатов. Поэтому нередко после прочтения нескольких западных книг российские специалисты теряют способность что-либо понимать и делать в плане маркетинга, не знают, на кого из авторов можно опереться. В нормально работающих компаниях маркетинг является не столько предметом заботы отдельных специалистов, сколько результатом объединения усилий, в том числе интеллектуальных, всего кадрового потенциала компании. Считается нормальным, что каждый специалист, имеющий возможность получить какую-либо полезную информацию о конкурентах или выпускаемой ими продукции, старается внести ее в маркетинговую базу данных своей компании.

    Плохую службу служит россиянам их опыт работы в планово-распределительной экономике и отсутствие объективных, принятых в развитых рыночных странах представлений о конкурентоспособности продукции, стратегии конкурентоспособности предприятия, конкурентной среде и конкурентных преимуществах.

  7. Общеизвестный фактор, который делает бесперспективными основную массу проектов, – это политическая и экономическая нестабильность в стране. Вследствие чего целесообразно заранее учесть данный фактор в бизнес-плане. А так же то, что в силу этого фактора проекты, срок окупаемости которых более трех лет редко рассматриваются.

В случае одобрения лизинговой компанией вашего проекта изложенного в бизнес плане, следующим шагом по продвижению лизингового проекта будет подготовка Вами пакета документов.

Пакет документов на рассмотрение лизингового проекта предоставляемый лизинговой компанией, аналогичен пакету документов на предоставление кредита в коммерческом банке. Примерный пакет документов на дальнейшее рассмотрение лизингового проекта с укрупненными основными позициями выглядит следующим образом:

  1. Документация с общей информацией (данные о компании, ее руководстве и учредителях/участниках/акционерах; схема организационной структуры компании).
  2. Учредительные документы и приравненные к ним (как правило, нотариально заверенные копии).
  3. Финансовые документы (бухгалтерская балансовая отчетность с приложениями (с расшифровками статей баланса), справки их обслуживающих банков, данные по кредитной истории и т. д.)
  4. Документация по объекту лизинга (схемы, сертификаты, характеристики и т. п.) и условиях его поставки (договора/проекты договоров купли-продажи от поставщиков оборудования).
  5. Документы на основании, которых осуществляется хозяйственная деятельность компании (контракты, на основании которых компания осуществляет свою деятельность в настоящее время, проекты контрактов и протоколы о намерениях).
  6. Документы по дополнительному обеспечению лизингового проекта (в зависимости от вида обеспечения)

В процессе рассмотрения заявки, сотрудники лизинговой компании могут затребовать дополнительную информацию и другие документы, необходимые, по их мнению, для более детальной проработки вопроса предоставления объекта лизинга.

Для скорейшего рассмотрения вопроса о финансировании Вашего лизингового проекта целесообразно не тянуть время с подготовкой полного пакета документов. Рекомендуется первым делом запросить необходимые справки и выписки по счетам в обслуживающих банках, поскольку, как правило, из-за этих документов бывают наибольшие задержки. Параллельно стоит сразу сделать необходимые копии учредительных документов и приравненных к ним и заверить их у нотариуса. Что касается остальных документов, быстрота их подготовки зависит целиком и полностью от расторопности персонала различных служб Вашей компании, так как, как правило, требуется предоставить только копии этих документов (иногда при "взгляде" на оригинал) заверенные печатью фирмы и подписью руководителя.

В среднем пакет документов вполне реально подготовить за одну неделю.

Не стоит возить в лизинговую компанию по одному документу в надежде, что так Ваш вопрос будет рассмотрен быстрее. Более того, документы по частям вероятнее всего у Вас не примут и попросят привезти полностью подготовленный пакет документов. В ряде лизинговых компаний на этот счет существуют жесткие правила, и документы по частям не принимаются. После подачи в лизинговую компанию полного пакета документов стоит перезвонить через 1-2 дня эксперту, изучающему Ваши документы и поинтересоваться его мнением, а так же спросить какие документы понадобятся еще. Абсолютно напрасно спорить о целесообразности предоставления того или иного документа (не являющегося коммерческой тайной) интересующего лизингодателя. В интересах потенциального лизингополучателя максимально ускорить подготовку всех документов необходимых для реализации проекта. Реальный срок рассмотрения полного пакета документов лизинговой компанией и вынесения решения об инвестировании средств в основные фонды в интервале 1-2 недель, не более.

Во время изучения специалистами лизинговой компании подготовленных Вами документов целесообразно запросить у компании, для ознакомления типовой договор лизинга и возможно сопутствующих ему (договор купли-продажи, залога, поручительства и т. п.) договоров. На данном этапе целесообразно помимо самостоятельного изучения договоров, руководством фирмы, лизингового законодательства, стоит привлечь опытного юриста.

Потребительская оценка договора финансового лизинга (важные аспекты договора лизинга)

В случае принятия положительного решения о предоставлении Вашей компании оборудования на условиях лизинга наступает завершающий этап подготовки лизингового проекта – подписание договора лизинга между лизингодателем и лизингополучателем.

Любой договор, в том числе и договор лизинга, представляет из себя совокупность прав и обязанностей участников данного правоотношения. Причем права и обязанности есть как у лизингодателя, так и у лизингополучателя. К сожалению, на практике об этом зачастую забывают и говорят о правах лизингодателя и обязанностях лизингополучателя. И это не может не накладывать определенный отпечаток на содержание отдельных договоров лизинга, вследствие чего составляются "односторонние" договора лизинга в пользу лизинговой компании. Безусловно наибольшие риски в сделке несет лизинговая компания, однако стоит рассмотреть некоторые положения договора лизинга с учетом интересов лизингополучателя.

Согласование условий договора купли-продажи объекта лизинга11

Одной из отличительных особенностей договора финансового лизинга от договора обычной аренды является специальное приобретение имущества для передачи в лизинг конкретному лизингополучателю. В связи с этим особое значение приобретает вопрос о процедуре согласования условий договора купли-продажи предмета лизинга с лизингополучателем, который не является стороной указанного контракта.

Самым удобным, с точки зрения лизингополучателя, было бы письменное согласование с ним проекта договора купли-продажи предмета лизинга. Но лизингодатели иногда не согласны с таким условием, мотивируя это необходимостью соблюдать конфиденциальность в отношении условий договора купли-продажи. В этом случае в договор лизинга может быть включен перечень условий договора купли-продажи лизингового имущества и их содержание, которые для лизингополучателя имеют существенное значение. Это могут быть качественные характеристики лизингового имущества, поставка необходимых комплектующих и запасных частей для оборудования, срок и место поставки имущества, процедура приемки имущества и предъявления претензий по количеству и качеству, необходимость обучения персонала лизингополучателя навыкам работы с оборудованием, порядок обслуживания предмета лизинга и другие. На практике достаточно часто большинство из этих условий формулируются лизингополучателем еще на первом этапе общения с лизинговой компанией – на стадии подачи заявки на лизинг оборудования.

Если указанные условия являются для лизингополучателя принципиальными, то на случай несогласия поставщика лизингового имущества на включение их в договор купли-продажи, в договоре лизинга необходимо предусмотреть процедуру согласования лизинговой компанией с лизингополучателем условий отличных от предусмотренных договором, либо право лизингополучателя на расторжение договора лизинга.

Не менее важное значение имеет и осведомленность лизингополучателя об условиях договора купли-продажи предмета лизинга и на стадии его исполнения, особенно в случаях, когда выбор имущества и его поставщика является обязанностью лизинговой компании, и лизингополучатель скорее всего ничего не знает об условиях поставки лизингового имущества. Такая значимость, в первую очередь, связана с правом лизингополучателя предъявлять непосредственно продавцу лизингового имущества требования, вытекающие из договора купли-продажи, заключенного между продавцом и лизингодателем. Поскольку лизингополучатель наделен правами и обязанностями покупателя, то он должен быть проинформирован об условиях договора купли-продажи предмета лизинга, имеющих для него практическое значение.

Оптимальным было бы приложение копии договора купли-продажи в качестве неотъемлемой части договора лизинга, а в случае несогласия лизингодателя, можно рекомендовать включать в договор условие о необходимости предоставления лизинговой компании в определенные сроки уведомления о наиболее важных для лизингополучателя условиях договора купли-продажи.

Акт приемки-передачи объекта лизинга. Лизинговое имущество зачастую может быть передано продавцом непосредственно лизингополучателю. В связи с чем, одной из первых обязанностей, лизингополучателя, является обязанность принять предмет лизинга. Он должен обратить больше внимания на отражение соответствующих условий в договоре лизинга. В целом приемка лизингового имущества и ее оформление соответствующим актом ничем не отличается от приемки товаров по договору купли-продажи. Тем не менее, стоит уделить некоторое внимание вопросам приемки лизингового имущества: процедура приемки объекта лизинга и сроки оформления акта приемки-передачи.

Лизинговые отношения предполагают участие в них продавца, лизингодателя и лизингополучателя. Исходя из этого и того факта, что все три участника имеют непосредственное отношение именно к приему-передаче предмета лизинга, наиболее привлекательным является совместное оформление акта приемки-передачи предмета лизинга. Зачастую совместное оформление акта является невозможным в силу различного территориального нахождения участников лизинговой сделки. Поэтому прежде чем включать в договор лизинга процедуру приемки предмета лизинга, необходимо взвесить как положительные моменты трехстороннего подписания акта (например, решение некоторых проблем уже в ходе самой приемки имущества), так и его негативные аспекты (например, более длительные временные рамки оформления акта или значительные финансовые затраты).

Когда Вы пришли к решению о двух- или трехстороннем подписании акта, то в договоре лизинга необходимо не только предусмотреть, в каком составе будет осуществляться приемка имущества, но и указать последствия неприбытия к назначенному месту приемки кого-либо из представителей сторон. В договор лизинга может быть включено условие о том, что в случае отсутствия в определенное время и в назначенном месте представителя покупателя, либо лизингодателя, либо обоих сразу, лизингополучатель вправе принять имущество и оформить соответствующий акт единолично. В качестве альтернативного варианта данного пункта можно предложить следующее решение – переносить срок приемки имущества. Однако в этом случае было бы целесообразным предусмотреть ответственность лизингодателя за неприбытие, либо несвоевременное прибытие его представителя для участия в приемке имущества.

В отдельных случаях возникают вопросы и в отношении сроков приемки предмета лизинга и оформления акта приемки-передачи. Действующее законодательство не регламентирует указанных сроков, поэтому они определяются по соглашению сторон. Данный срок не может быть универсальным. Есть имущество, для которого указанный срок является необоснованно увеличенным, а для другого имущества этого срок может быть и недостаточно для того, чтобы оценить качество поставленного оборудования.

Срок приемки предмета лизинга и оформления акта должен определяться в каждом конкретном случае, исходя из соответствующих характеристик лизингового имущества и временных возможностей участников приемки имущества для их прибытия к месту приемки. Кроме того, нужно учитывать и тот факт, если имущество для его приемки требует проведения каких-либо операций (например, ввод в эксплуатацию), и, значит, приемка имущества по качеству потребует продолжительного количества времени. Лизинговая компания и поставщик вряд ли согласятся отсрочить приемку имущества в целом (и по количеству и по качеству) на значительное время, а сокращение сроков принятия имущества по качеству может быть невозможным. Поэтому лизингополучатель может предложить лизинговой компании включить в договор лизинга условие о раздельной приемке имущества по количеству и качеству.

Все участники лизинговой сделки заинтересованы в надлежащей передаче предмета лизинга. Но отношения участников оформляются не одним, а двумя договорами. Поэтому необходимо также уделить особое внимание достижению единообразия договора лизинга и договора купли-продажи в отношении регулирования условий о порядке передаче лизингового имущества.

Страхование в рамках лизинговой сделки

Для любого инвестора, в том числе и для лизинговых компаний, первоочередным требованием является получение максимальных гарантий относительно возврата инвестиций. Одним из возможных способов гарантирования охраны интересов лизингодателя является страхование, которое с одной стороны, обеспечивает непрерывность воспроизводства в области лизинговой деятельности, а с другой стороны, компенсирует потери и повышает платежеспособность всех участников лизинговой сделки. Страхование позволяет защитить имущественные интересы лизингодателя и лизингополучателя в случае гибели, утраты, повреждения объекта лизинга на любой из стадий осуществления лизинговой операции – с момента поставки предмета лизинга продавцом (поставщиком) до момента окончания срока действия договора лизинга.

При заключении договора лизинга могут быть застрахованы любые правомерные имущественные интересы как лизингодателя, так и лизингополучателя. Исключением из данного правила является отсутствие возможности страхования риска гражданской ответственности по договору лизинга, так как данный вид страхования допускается только в случаях, специально предусмотренных законом. Действующим законодательством о лизинге на сегодняшний день такой возможности не предоставлено.

В основном договор страхования объекта лизинга заключается как на весь срок действия договора лизинга, так и на 12 месяцев с последующей пролонгацией. Причем страхователем может выступать как лизингополучатель, так и лизингодатель. Выгодоприобретателем же по договору страхования назначается либо лизингодатель – собственник предмета лизинга, либо банк-кредитор, финансирующий лизингодателя.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ГК РФ гл. 48) и Законом "О финансовой аренде (лизинге)" по договору имущественного страхования могут быть застрахованы такие имущественные интересы:

  • риск утраты (гибели), недостачи или повреждения лизингового имущества;
  • риск ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу других лиц в ходе реализации договора лизинга (например, ответственности за вред, причиненный автотранспортным средством – предметом лизинга);
  • риск убытков от предпринимательской деятельности участников лизинговой сделки.
  • риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или из-за изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов, – предпринимательский риск.

Кроме перечисленных видов имущественного страхования, в рамках лизинговой сделки могут быть застрахованы и иные правомерные интересы. В частности, некоторые страховщики предлагают страхование политических рисков (арест лизингового имущества арбитражными или таможенными органами; незаконные действия властей, как на федеральном, так и на местном уровнях; социальные беспорядки; неконвертируемость национальной валюты и т. п.).

Необходимость страхования имущества, передаваемого в лизинг, предусматривается и Оттавской конвенцией, регулирующей правовые взаимоотношения партнеров по международному финансовому лизингу.

Кто может выступать в качестве страхователя? Поскольку для страхователя не имеет значение наличие страхового интереса, страховой случай и даже уплата страхового взноса, то фактически страхователем предмета лизинга может выступать и лизингодатель и лизингополучатель, а также любое другое лицо. Вопрос о том, кто будет осуществлять страхование лизингового имущества, определяется соглашением сторон. На практике, страхователем объекта лизинга является в 40% лизинговая компания и в 60% – лизингополучатель.

Более интересным является вопрос о том, в чью пользу может быть застраховано лизинговое имущество. Как следует из п. 1 ст. 930 ГК РФ, предмет лизинга может быть застрахован по договору страхования как в пользу лизингодателя, так и в пользу лизингополучателя. Решение этого вопроса напрямую связано с тем фактом, кто несет риск утраты и повреждения лизингового имущества. По общему правилу, установленному ст. 669 ГК РФ, риск случайной гибели или случайной порчи лизингового имущества переходит к лизингополучателю в момент передачи ему имущества, если иное не предусмотрено договором лизинга. Следовательно, если риск утраты и повреждения предмета лизинга переходит к лизингополучателю, то и страхование лизингового имущества теоретически должно быть осуществлено в его пользу. В случаях, когда договором лизинга предусмотрено, что риск утраты или повреждения предмета лизинга остается у лизинговой компании, то соответственно страхование должно производиться в пользу лизингодателя. Однако на практике, как правило, в большинстве случаев, даже если риск утраты и повреждения предмета лизинга переходит к лизингополучателю, выгодоприобретателем по договору страхования является лизингодатель. Что обусловлено в первую очередь тем, что основной инвестиционный риск лизингового проекта ложится в первую очередь на плечи лизингодателя.

Согласно ст. 933 ГК РФ, "по договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу". Договор страхования предпринимательского риска лица, не являющегося страхователем, ничтожен. На практике это означает, что если лизинговая компания пожелает застраховать риск, связанный с банкротством лизингополучателя или несоблюдением лизингополучателем договорных обязательств по уплате лизинговых платежей, то страхователем должна выступить непременно сама лизинговая компания. При этом она наверняка получит предварительное согласие лизингополучателя и постарается включить стоимость услуг страховщика в размер лизинговых платежей. Естественно, все это пока приводит к значительному удорожанию лизинговых проектов.

Согласно закону "О финансовой аренде (лизинге)", "страхование предпринимательских (финансовых) рисков осуществляется по соглашению сторон договора лизинга и не обязательно". А значит ни, один из выше перечисленных видов страхования не является обязательным, и стороны лизинговой сделки самостоятельно определяют необходимость заключения договора страхования, а так же решают вопрос о том, чья это будет обязанность. Тем не менее, на практике в целях минимизации рисков серьезная организация – лизингодатель всегда страхует имущество, передаваемое по договору лизинга. Безусловно, осуществляет это она не самостоятельно, а за счет средств лизингополучателя, включая затраты по страхованию в лизинговые платежи. При этом, лизингополучатель имеет возможность всю сумму затрат на страхование предмета лизинга (включенную в лизинговые платежи) относить на себестоимость продукции.

Если, лизингополучатель, самостоятельно страхует объект лизинга в свою пользу, то страховые взносы по добровольному страхованию имущества предприятий, могут быть включены в себестоимость продукции (работ, услуг). Однако данное постановление на практике не распространяется на те случаи, когда страхователь и выгодоприобретатель не являются одним лицом (в частности лизингополучателем), что, как уже отмечалось, встречается в большинстве лизинговых сделок.

Итак, страхование в рамках лизингового проекта может осуществляться в основном по двум направлениям:

1. Страхование самого оборудования или имущества, передаваемого в лизинг и страхование риска непогашения лизинговых платежей. При страховании оборудования и имущества, передаваемого в лизинг, страховая компания берет на себя обязательства по обеспечению страховой защиты от стандартных имущественных рисков: пожар, удар молнии, взрыв, кража, стихийные бедствия и другие подобные случаи.

Помимо этого, страхование может осуществляться на случай повреждения или гибели оборудования от специфических технических рисков, связанных с эксплуатацией оборудования, например, энергетических перегрузок, перегрева, вибрации, заклинивания, воздействия электроэнергии в виде короткого замыкания, падения напряжения и т. п. Лицензию на страхование машин и механизмов от поломок имеет ограниченное число страховых компаний, поэтому перед заключением договора стоит узнать у страховщика-партнера о ее наличии. Чаще всего страхуется оборудование, подвергаемое наибольшему риску при эксплуатации, – это транспортные средства и передвижная техника.

Размер тарифных ставок устанавливается в зависимости от условий страхования, выбранных рисков, а также срока страхования. В среднем они составляют от 0,1% до 2,2% от страховой суммы, то есть от стоимости передаваемого в лизинг имущества. В зависимости от конкретных условий содержания имущества (например, при наличии современных систем пожарной безопасности и охраны) размер страхового платежа может быть существенно изменен. Система льгот, практикуемых в ряде компаний, предусматривает также возможность оплаты страховой премии в рассрочку, тарифные скидки при безубыточном страховании в течение нескольких лет, учет льгот, полученных страхователем в других страховых компаниях и другие формы поощрения страхователей, обеспечивающих сохранность застрахованного имущества. Кроме этого, в договоре страхования можно оговорить размер минимального не компенсируемого страховщиком убытка – франшизы. Ее включение в договор может значительно удешевить страховой взнос.

2. Как уже говорилось, традиционно применяемый при осуществлении лизинговых операций вид страхования – страхование риска непогашения лизинговых платежей. После кризиса 1998 г. в России соответствующие договоры практически не заключались. Однако недавно вновь со стороны лизинговых компаний пошли запросы на покрытие их финансовых рисков, и несколько страховщиков стали активно заниматься этим видом (для проведения соответствующих операций необходимо наличие лицензии на страхование финансовых рисков). Тарифы по страхованию риска непогашения лизинговых платежей достаточно высоки – от 3% до 10% от величины платежей. При этом можно застраховать как всю общую сумму лизинговых платежей по договору лизинга, так и отдельно лизинговые платежи за вычетом амортизационных отчислений, или только первые два-три платежа (их выполнение или невыполнение, как правило, служит индикатором для целесообразности дальнейшего осуществления сделки). Безусловно, в двух последних случаях страховка обойдется лизингодателю значительно дешевле.

В целом для отечественного страхового рынка рассмотренные выше виды страхования являются традиционными и проблем, как правило, не вызывают. Единственное, что может усложнить решение вопросов, – это если стоимость поставляемого по лизингу оборудования настолько значительна, что может потребоваться механизм перестрахования12 (ст. 967 ГК РФ). При этом риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования.

При перестраховании ответственным перед страхователем по основному договору страхования за выплату страхового возмещения или страховой суммы остается страховщик по этому договору.

В случае использования механизма перестрахования российская страховая компания принимает на себя, к примеру, 10-15% общего объема страховой суммы, а оставшуюся, большую часть передает на условиях облигаторного или факультативного страхования более крупному страховщику или формирует страховой пул из нескольких компаний.

Чаще всего к механизму перестрахования прибегают при поставках зарубежного оборудования по лизингу, когда его стоимость составляет многие миллионы долларов и при этом имеется требование западного партнера на участие в сделке солидной западной страховой компании.

Условия договора страхования. Любой договор считается заключенным, только если согласованы его существенные условия, названные таковыми законом или хотя бы одной из сторон. Ст. 942 ГК РФ прямо названы четыре существенных условия, без согласования которых договор страхования не может считаться заключенным:

  1. Об имуществе или ином имущественном интересе. В данном случае нужно обратить внимание на тот момент, что может страховаться только предмет лизинга, который уже имеется в наличии и уже существует возможность его утраты или повреждения. Следовательно, нельзя застраховать предмет лизинга до перехода к лизинговой компании риска его случайной гибели или случайной порчи от поставщика. Для согласования условия относительно лизингового имущества, которое подлежит страхованию, можно использовать договор лизинга, либо его положения, позволяющие достаточно определенно установить и идентифицировать предмет лизинга.
  2. Характер страхового события. В связи с тем, что наступление страхового случая требуется доказывать, его описание, также как и описание объекта страхования, должно быть по возможности точным и не допускать двусмысленных толкований. Например, если лизингодатель страхует риск несоблюдения лизингополучателем договорных обязательств по уплате лизинговых платежей, необходимо при описании страхового события оговорить конкретные сроки просрочки уплаты лизинговых платежей, истечение которых дает право лизинговой компании обратиться к страховщику с требованием о страховой выплате, а также предусмотреть перечень документов, которыми подтверждается факт несоблюдения лизингополучателем указанных выше обязательств.
  3. Размер страховой суммы. Страховая сумма может быть согласована как абсолютная сумма по договору в целом, так и как сумма на один застрахованный объект. Важно помнить, что страховая сумма не должна превышать страховую стоимость. Страховой стоимостью для имущества является его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования. Возникает вопрос – какова будет страховая стоимость предмета лизинга, в случае страхования его лизингополучателем. Для лизингополучателя действительной стоимостью предмета лизинга является цена договора лизинга, которая превышает рыночную стоимость лизингового имущества. В данном случае страховая стоимость предмета лизинга будет определяться по соглашению со страховщиком. Однако всегда остается вероятность того, что при рассмотрении какого-либо спора в судебном порядке договор страхования будет признан ничтожным в той части страховой суммы, которая превышает рыночную стоимость данного имущества.
  4. Срок действия договора страхования. Этот условие касается как начала, так и окончания действия договора. Однако, если начало действия договора не согласовано сторонами, то договор начинает действовать в момент уплаты первого страхового взноса (ст. 957 ГК РФ). Таким образом, сторонам договора не обязательно заботиться о согласовании этого условия, если только они не хотят изменить срок начала действия договора. Но о согласовании срока окончания действия договора следует позаботиться обязательно, так как при его отсутствии договор будет считаться незаключенным. Для страхования в рамках лизинговой сделки наиболее оптимальным будет увязка сроков действия договора страхования со сроками действия договора лизинга.

Когда в ходе переговоров с представителями лизингодателя Вы приняли решение о страховании предмета лизинга, то Вам желательно решить следующие вопросы:

  1. Кто будет выступать в роли страхователя. В решении данного вопроса обычно учитываются финансовые возможности сторон по уплате страховой премии и возможность одной из сторон отнести расходы по уплате страховой премии на себестоимость продукции.
  2. Кто будет являться выгодоприобретателем по договору страхования. Решение данного вопроса необходимо увязать с тем, на кого по договору возлагается обязанность по восстановлению предмета лизинга, в случае его гибели или порчи.
  3. С какой страховой компанией будет заключаться договор страхования. Часто встречаются договоры, в которых выбор страховщика осуществляет сторона, обязанная застраховать имущество. При этом договор лизинга предусматривает обязательность получения от другой стороны письменного согласия в отношении выбранной страховой компании. Из такого положения договора нередко возникают сложности, связанные с процедурой согласования. Самым оптимальным вариантом будет закрепление в договоре лизинга наименования страховой компании, с которой будет заключаться соответствующий договор.
  4. Должен ли извещаться второй участник лизинговой сделки и каким образом о заключении договора страхования. Поскольку обе стороны договора лизинга заинтересованы в страховании предмета лизинга, то обычно в договорах лизинга предусматривается обязанность страхователя представить другой стороне лизинговой сделки копию страхового полиса.
  5. В договоре лизинга могут решаться и другие вопросы, связанные со страхованием и имеющие значение для сторон конкретной лизинговой сделки (например, могут рассматриваться вопросы, связанные с внесением в дальнейшем страховых взносов и последствия их не уплаты, может предусматриваться ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по страхованию предмета лизинга и т. п.).

Можно назвать большое количество российских страховых компаний, заинтересованных в страховании лизингового имущества. Действительно, лизинг позволяет им существенно расширить рамки собственного страхового бизнеса. При этом особых проблем с организацией и осуществлением страхования имущественных рисков у них нет. Многие российские лизинговые компании осуществляют страхование лизингового имущества в родственных им страховых компаниях, учрежденных банками, кредитующими лизинговые операции, или профильными холдингами. Как правило, лизингополучатель не должен сам заботиться о выборе страховщика и наиболее подходящей программы. Все за него сделает лизингодатель, "кровно" заинтересованный в полноценной страховой защите. Он либо сам заключит договор страхования, либо посоветует обратиться в одну из крупных страховых компаний, назвав ее на прямую или предоставив список. Операции по страхованию лизинговых сделок достаточно привлекательны для страховщиков, так как не только позволяют работать с широким спектром имущественных рисков, но и существенно расширять круг потенциальных клиентов.

Страхование широко применяется в российском лизинговом секторе. Как показывает опрос лизинговых компаний, проведенный экспертной группой по изучению отечественного лизингового рынка Российской Академии Предпринимательства в ноябре-декабре 2001 г., страхование лизингового имущества осуществляется в 95% лизинговых сделок. Страхование предпринимательских рисков осуществляется лизингодателем по каждому шестому договору лизинга. Таким образом, участники лизинговых сделок достаточно часто используют страхование как способ минимизации своих рисков. Страхование, являясь средством защиты инвестиций, будет развиваться в дальнейшем как за счет увеличения объема страхования договоров лизинга, так и за счет увеличения видов страхования, предоставляемых по лизинговым сделкам различными страховщиками.

Пересмотр лизинговых платежей. Одной из основных обязанностей лизингополучателя в рамках лизингового соглашения является уплата им лизинговых платежей. В связи, с чем немаловажным является момент – пересмотр лизинговых платежей в течение действия договора.

Законодательством установлено, что размер арендной платы (в т. ч. и лизинговых платежей) может пересматриваться только по соглашению сторон. Причем частота возможного пересмотра лизинговых платежей не может быть превышать одного раза в год. Данное правило закреплено в п. 3 ст. 614 ГК РФ и не может быть изменено соглашением сторон. Желая избежать затруднения в связи с этим, лизинговые компании весьма часто продают свои услуги с определением лизинговых платежей в привязке к долларам (или иной свободно конвертируемой валюте). Между тем, при кажущейся простоте вопроса на самом деле валютное ценообразование лизинговых сделок имеет ряд невыгодных, для сторон обстоятельств.

В лизинге есть две альтернативы: либо рубли, либо валюта. Т. е. можно считать лизинговые платежи в рублях, либо считать платежи в долларах США или иной иностранной валюте, и отметить в договоре лизинга, что: "оплата лизинговых платежей осуществляется в рублях РФ по курсу Банка России на день оплаты".

Когда расчеты по лизингу ведутся в валюте, отличной от рублей, возникают проблемы взаиморасчетов из-за курсовых разниц, вследствие чего усложняется бухгалтерский учет. Однако, лизинговые компании идут на эти неудобства из-за сравнительной дешевизны валютных кредитов, по сравнению с рублевыми и более долгий (длинный) срок валютные ресурсов. В результате договор финансового лизинга в иностранной валюте более привлекателен. Этому способствует и то, что цены на большинство импортного оборудования установлены в иностранной валюте.

Однако последствия привязки лизингового платежа к иностранной валюте могут быть чреваты для лизингополучателей. Печальные последствия такой практики наглядно продемонстрировал кризис в августе 1998 г. Арбитражная практика показывает, что суды не считают последствия августовского кризиса существенным изменением обстоятельств в части увеличения курса валюты в несколько раз.

На практике не часто, но встречаются договоры лизинга, в которых лизинговые платежи устанавливаются не в твердой сумме, а путем внесения в договор формулы расчета лизинговых платежей. Как установление формулы расчета лизинговых платежей можно рассматривать и условия договора об одностороннем изменении размера лизинговых платежей, в случае наступления какого-либо события (например, изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ или размера процентов, взимаемых по кредитному договору на привлечение денежных средств для приобретения предмета лизинга). Если при заключении договора лизинга лизинговая компания предлагает именно такой порядок, то лизингополучателям следует помнить о следующих моментах:

  1. Когда размер лизинговых платежей привязан к ставке рефинансирования ЦБ РФ или процентам, уплачиваемым по кредитному договору, это влечет изменение размера лизинговых платежей не только в случае увеличения указанных процентов, но и при их снижении. В связи с тем, что в последнее время существует тенденция к снижению названных показателей, то в регулярности пересмотра лизинговых платежей в первую очередь заинтересован лизингополучатель.
  2. Если размер лизинговых платежей зависит от одной из их составляющих, необходимо в договоре закрепить однозначный ответ относительно формулы пересчета. Зачастую на практике встречаются в договорах условия об увеличении лизингового платежа пропорционально увеличению какой-либо его составляющей. Но в данном случае пропорциональность увеличения можно рассматривать как относительно части лизингового платежа, направляемого на возмещение данной составляющей (например, на уплату процентов по кредиту), так и в целом лизингового платежа.
  3. Внимательно надо относиться и к формулировке оснований пересмотра размера лизинговых платежей. Положение о пересмотре лизинговых платежей в связи с изменением экономической ситуации в стране, носит весьма расплывчатый характер и не дает ответа ни относительно того, что понимается под таким изменением, ни о том, как изменится цифровой показатель лизингового платежа.

Расторжение договора лизинга как вид ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей лизингополучателем. Участники лизинговой сделки заинтересованы в том, чтобы договор лизинга исполнялся сторонами надлежащим образом и завершился в связи с истечением срока его действия. Но в жизни часто возникают ситуации, когда требуется досрочное расторжение договора. Как правило, досрочное расторжение сделки является крайней мерой, применяемой стороной, права которой нарушены. Поскольку в основном должником по договору лизинга является лизингополучатель, то и основания для досрочного расторжения сделки чаще всего касаются случаев ненадлежащего исполнения обязанностей последним.

Ст. 450 ГК РФ предусматривает несколько оснований расторжения договора, проводя четкое различие между правом предъявить требование о расторжении договора и правом на односторонний отказ от его исполнения. При этом следует помнить, что возможность одностороннего отказа от исполнения договора делает его менее стабильной структурой, и, значит, менее привлекательным для лизингополучателей.

Наиболее часто встречается досрочное расторжение договора лизинга из-за просрочки уплаты лизингополучателем платежа более двух раз подряд. Говоря о законодательном аспекте данного вопроса, необходимо отметить, что соответствующие положения действующего законодательства являются противоречивыми. Так, ст. 619 ГК РФ предусмотрено право лизингодателя предъявить требование в суд о расторжении договора, если лизингополучатель более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит лизинговый платеж. В то же время, ст. 13 закона "О лизинге" за это же самое нарушение лизинговой компании предоставлено право на односторонний отказ от исполнения договора. Поскольку ст. 619 является императивной нормой, она не может быть пересмотрена ни другим законодательным актом, ни соглашением сторон. Поэтому является недопустимым включение в договор условия об одностороннем расторжении договора лизинга по основаниям, предусмотренным ст. 619 ГК.

Не меньше замечаний вызывает и желание лизинговых компаний обойти указанную норму ГК, включив условие о том, что договор расторгается в одностороннем порядке в случае просрочки уплаты лизинговых платежей более чем на 30 дн. И хотя данное положение напрямую не вступает в противоречие со ст. 619 ГК РФ, оно вряд ли может быть рассмотрено как правомерное. Вряд ли суды в случае возникновения споров признают такую практику обоснованной, поскольку абсолютно нелогично применение более упрощенной процедуры расторжения договора (одностороннее расторжение вместо судебной процедуры) за меньший проступок (просрочка на 30 дн. вместо просрочки более чем за 2 срока, которые обычно измеряются месяцами или кварталами).

Однако стороны лизинговой сделки вправе включать в договор основания для одностороннего отказа от исполнения договора, но при условии, что наступление указанных обстоятельств не влечет иного порядка расторжения договора, предусмотренного императивными нормами ГК РФ или других законов.

Положения о выкупе лизингового имущества. Желание воспользоваться механизмом лизинга обычно продиктовано недостаточностью собственных средств у лизингополучателя для приобретения необходимого ему имущества в собственность. Поэтому является очевидным, что лизингополучатель захочет по завершении лизинговой сделки выкупить у лизинговой компании предмет лизинга. Если решение о приобретении в собственность предмета лизинга по завершении сделки принято еще на стадии подписания договора, то самым оптимальным является включение уже в договор лизинга положений о выкупе лизингового имущества. Данная возможность предусмотрена действующим законодательством, устанавливающим право сторон заключить смешанный договор, в котором содержатся элементы различных договоров (в нашем случае это элементы договора лизинга и договора купли-продажи).

При включении в договор лизинга норм, посвященных выкупу имущества, лизингополучатель должен помнить о том, что включение в договор пункта, предусматривающего только право на выкуп лизингового имущества без указания каких-либо иных условий выкупа, необходимо расценивать только как заключение предварительного договора. Но заключение предварительного договора в такой форме является для лизингополучателя недостаточным по причине отсутствия в нем положений о сроке заключения основного договора о выкупе предмета лизинга и цене выкупа.

Согласно п. 4 ст. 429 ГК РФ, в предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. А при отсутствии такового в предварительном договоре, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора. Поэтому, при отсутствии в соответствующем пункте договора лизинга конкретной даты, либо какой-нибудь иной формулировки, позволяющей определить срок заключения основного договора, договор выкупа должен быть заключен в течение одного года. В противном случае, обязательства о предоставлении лизингополучателю права на выкуп лизингового имущества, предусмотренные договором лизинга, прекратят свое действие по истечение года с момента заключения договора лизинга (п. 6 ст. 429 ГК РФ). Наиболее приемлемой можно считать формулировку о выкупе, предусматривающую срок непосредственно выкупа (например, по истечении срока действия договора лизинга), а не срок заключения основного договора.

Не менее важным является и согласование уже в договоре лизинга цены выкупа лизингового имущества. В связи с тем, что цена не является существенным условием договора купли-продажи (за исключением договора купли-продажи, предметом которого является недвижимость), ее отсутствие в предварительном договоре (соответствующем пункте договора лизинга) не отражается на действительности данного соглашения. Однако если в предварительном договоре (соответствующем пункте договора лизинга) условие о цене не будет указано, то это означает что цена должна определяться в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 424 ГК РФ. Следовательно, если стороны при заключении непосредственно договора выкупа предмета лизинга не достигнут соглашения о цене имущества, то цена будет определяться равной цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Большое значение при решении вопроса о том, была или нет согласована в предварительном договоре цена, имеет точная формулировка положения о выкупе в договоре лизинга. Так, если в договоре лизинга указано, что лизингополучатель имеет право на выкуп имущества по остаточной стоимости, то условие о цене выкупаемого имущества можно считать согласованным. Хотелось бы отметить, что существующая практика перехода права собственности на имущество по завершении лизинговой сделки без уплаты хотя бы номинальной выкупной цены может привести к признанию данного соглашения недействительным. Законодательство о лизинге не содержит в качестве обязательного условия данной сделки переход права собственности. Значит, возникновение права собственности на предмет лизинга у лизингополучателя должно осуществляться на основании какой-либо сделки об отчуждении имущества. Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ к таким сделкам относятся договора купли-продажи, мены и дарения. Переход права собственности к лизингополучателю без уплаты выкупной цены фактически означает заключение договора дарения. Однако, как следует из ст. 575 ГК РФ, не допускается дарение в отношениях между коммерческими организациями. Из сказанного следует, что единственным основанием для приобретения лизингополучателем права собственности на лизинговое имущество является заключение договора купли-продажи (договора выкупа), обязательным признаком которого является уплата определенной денежной суммы(п. 1 ст. 454 ГК РФ).

Мы обсудили особенности и порядок установления деловых отношений с лизинговой компанией, то целесообразно дать некоторые рекомендации, относящиеся уже к стадии реализации лизингового проекта. Необходимо поддерживать с лизинговой компанией постоянный контакт, что дает укрепление доверительных отношений в будущем между лизинговой компанией и лизингополучателем, поскольку в долгосрочных деловых отношениях доверие играет весьма важную и далеко не последнюю роль. Даже если у Вас возникли финансовые затруднения, то обязательно первыми проинформируйте лизингодателя о происшедшем. Очень важно, чтобы он узнал об этом именно от Вас. В этом случае будет гораздо проще найти оптимальное решение для обоих по выходу из наступившей ситуации.

Регулярные контакты с лизингодателем помогут разрешить сложные вопросы по пересмотру договора лизинга, отсрочки лизинговых платежей, реструктуризации задолженности, а также помогут Вам в переговорах при новых лизинговых проектах.

Ссылки

    10http://www.sbrf.ru/ruswin/rdlz/rdlz00.htm; http://www.carleasing.ru; http://www.leasing.ru; http://www.rt-leasing.spb.ru; http://www.leasingplan.narod.ru.
    11 Использованы материалы Группы МФК по развитию лизинга.
    12 Использован материал: Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг - М.: Фонд Правовая Культура, 1999.

Оглавление